FAQ 1 - Учимся летать на вертолете (или готов ли ты к этому)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#106 Сообщение Jan » 20 июн 2008, 23:37

Сегодня (на 21 часу) показали авторотацию. 8 раз. Вертолет явно безопаснее самолета - практически готов к отказу двигателя на высоте от 200 метров (если над полем). Также научили считать верхушки (кроны) деревьев при аварийной посадке за отметку "0". Также рекомендовали "приземляться" на деревья покрепче - ели там, дубы или вязы.. Потому как березы слабоваты, гашение будет не столь эффективным.. Хорошо, что не показали на практике :). Что интересно - если на самолете начинаешь ощущать себя уверенно где-то далеко за 100+ часов налета, то на вертолете эта цифра будет скорее где-то 200+, не менее. И самолетный налет хоть и помогает в начале, потом все же приходится нарабатывать специфические навыки отдельно. Или это у меня так?

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#107 Сообщение L13 » 21 июн 2008, 01:58

Также рекомендовали "приземляться" на деревья покрепче - ели там, дубы или вязы.. :?
Чтобы не мучится, а сразу в лепёшку.Гуманно :D

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#108 Сообщение vova_k » 21 июн 2008, 05:02

L13 писал(а):Также рекомендовали "приземляться" на деревья покрепче - ели там, дубы или вязы.. :?
Чтобы не мучится, а сразу в лепёшку.Гуманно :D
Т.е. не одному мне показалось, что рекомендация, мягко говоря, странноватая ?

Зато, похоже, забыли сказать, что нормальная крепкая сосна (или подобное дерево) просто прошивает такой вертолет (вместе с находящимися внутри), как иголка масло...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#109 Сообщение Jan » 21 июн 2008, 07:33

Или это я перепутал? :). На сосны не рекомендовали садиться, а на березы можно? Надо будет попросить потренироваться все же, чтобы навык был устойчивым... а то так и буду путать...

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#110 Сообщение vova_k » 21 июн 2008, 07:44

Jan писал(а):Или это я перепутал? :). На сосны не рекомендовали садиться, а на березы можно?
Я искренне считаю, что рекомендация авторотировать на деревья побольше - крайне опасна и неправильна (в подавляющем большинстве случаев)... Завтра попробую спросить у инструктора, у которого больше 9000 часов налета на небольших вертолетах в самых диких условиях...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#111 Сообщение Jan » 21 июн 2008, 07:54

Рекомендация звучала не на "деревья побольше", а если уж площадки нет и внизу лет - на кроны погуще.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#112 Сообщение Misha » 22 июн 2008, 16:39

Jan писал(а):Рекомендация звучала не на "деревья побольше", а если уж площадки нет и внизу лет - на кроны погуще.
Мне рекомендовали подбирать просеки (даже заросшие подростом) или проплешины... Вообще, учат в полете все время сканировать окрестности на предмет подбора площадки - но это так же естественно, как на машине на трассе сканирование обочин

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#113 Сообщение Misha » 22 июн 2008, 16:49

А я вчера попробовал полетать под шторкой. Честно говоря, думал, это - просто. Вспомнил, как в начале обучения инс грозилась мне заклеить на хрен все приборы - поскольку я все время пытался ориентироваться по ним, а не тому, что видно в остеклении. Вот я и предположил, что мне надо будет просто "вернуться в детство". Хрен там :-(

Очень странное ощущение: твоя пятая точка реально ощущает, что ты идешь в полном горизонте, а прибор почему-то показывает крен (и чем дальше - тем сильнее). Сначала я готов был клясться на РЛЭ или Воздушном кодексе, что прибор наверняка врет - настолько доверял собственным ощущениям, что буквально насиловал себя, приводя полет в соответствие с показаниями приборов. Потом, вроде, попривык (даже взлетел пару раз под шторкой). В общем, из этого занятия я вынес для себя главное знание - на Робинсоне не хрена соваться в облака, а если сдуру попал - немедленно на обратный курс.

После занятия, кстати, вспоминал первый самостоятельным перелет Алексея2 - как он сверху вниз пробивал облака на своем Птенце. Вот теперь я искренне не понимаю, как он не убился тогда.

Или это только у меня зад такой неправильно-чувствительный?

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#114 Сообщение L13 » 22 июн 2008, 19:24

Вывод совершенно правильный.В облаках можно летать только после прочного усвоения навыка приборного полёта.И Робинзон не самый приспособленный к этому вертолёт.Это не значит,что совсем невозможно, но сложнее например чем на многих самолётах.
Что касается полётов Алексея2 то можно сказать, что облака разные бывают.Если слой облачности не толстый и с разрывами особой проблемы нет.Если же полёт в сплошной облачности достаточно большой толщины это мягко говоря неразумно.Можно и "частями" вывалиться.Аргумент "а вот я летал" мягко говоря сомнителен.Один из немного знакомых дельтапланеристов практиковал такие пробивания облаков несмотря на неодобрение коллег.Один из полётов закончился выпадением из облаков частями.Слава богу была спассистема и всё закончилось благополучно.Так что везение штука ненадёжная.
Впрочем я считаю, что каждый человек имеет право "свернуть себе шею", но с одной оговоркой,если при этом не затрагиваются жизнь и здоровье других людей.В вышеприведённом случае как раз товарищ был не один и именно в этом он категорически неправ.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#115 Сообщение Jan » 23 июн 2008, 00:31

Ощущение "ж....ой" правильности полета и приборы - эффект очень хорошо известен и даже поясняется физическо-медицински в любом учебнике по Human Performance (обучение по PPL FAA или JAR) - лень искать скан этой картинки.. Летать на лекгом вертолете в облачности - занятие, от которого "выпадают из облачности по кускам" даже профессионалы и мастера, могущие позволить себе многое. Сам наблюдал, да и общедоступных историй полно. Так что только ПМУ. Возврат (сам разворот на 180 в облачности) - занятие тоже не сильно простое..

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#116 Сообщение vova_k » 23 июн 2008, 08:42

Вчера в рамках подготовки к IR на вертолет полетал "за шторкой" часа два, в основном, реальные заходы (ILS, GPS, VOR). В очередной раз убедился, что приборные полеты на вертолете вполне сравнимы с полетами на вертлявом самолете - т.е. особо сложного ничего нет (по сравнению с самолетом), просто ручкой нужно плавненько двигать...

Кстати, сам экзамен, по идее, должен быть даже проще, так как экзаменатор выполняет роль автопилота (чтобы вертолет был сертифицирован для IFR, на нем должен быть либо автопилот, либо второй пилот). В результате всегда можно сказать экзаменатору, что он плохо высоту выдерживает :)

Естественно, вышесказанное стоит воспринимать с учетом того, что последние несколько лет на самолетах я летаю практически всегда IFR...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#117 Сообщение Jan » 23 июн 2008, 10:13

Угу, после лет 10 полетов на самолете, лет 5 IFR, 2 лет полетов исключительно по IFR, наличию приличного опыта на вертолете выяснилось, что на нем летать IFR чуть сложнее, чем на самолете (вертлявости больше), плюс обычно это делают с автопилотом или вторым пилотом. :). Я к "простоте" полетов по IFR на вертолете (причем уже не сильно легком).

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#118 Сообщение Misha » 25 июн 2008, 10:17

Ну что, полетал я вчера с Яном на Р-44, в том числе по спортивному квадрату. Для 20 часов налета он - просто ас. Это - не комплимент (мне нет нужды ему комплименты делать), это - факт.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#119 Сообщение Jan » 25 июн 2008, 11:08

Миша, спасибо за факт :). Я очень старался - кажется даже язык высунул, но не уверен :).

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#120 Сообщение vova_k » 25 июн 2008, 14:06

vova_k писал(а):
Jan писал(а):Или это я перепутал? :). На сосны не рекомендовали садиться, а на березы можно?
Я искренне считаю, что рекомендация авторотировать на деревья побольше - крайне опасна и неправильна (в подавляющем большинстве случаев)... Завтра попробую спросить у инструктора, у которого больше 9000 часов налета на небольших вертолетах в самых диких условиях...
Спросил... Получил ответ на минут 20, с кучей примеров из жизни (собственной и знакомых). Если вкратце (времени сейчас нету), то "ситуации и деревья бывают очень разные, причем часто на одну и ту же ситуацию разные пилоты с очень приличным опытом смотрят по разному". Короче, пищи для размышлений прибавилось...

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»