Эксплуатация R-44 (22) на автомобильном бензине.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Эксплуатация R-44 (22) на автомобильном бензине.

#1 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 01:08

Получен личный опыт использования 95 бензина с соседней бензоколонки даже не в Московской области.

Я набросаю то, что понял, надеюсь опытные люди меня поправят :). Тема начата для того, чтобы попав в безвыходную ситуацию (100LL нет, не предвидится, дойти до нужного места не хватает 20 литров, а очень надо и в поле ночевать в ожидании бензина не хочется), было понимание, на что обратить внимание, на каких режимах летать, что можно делать, чего делать категорически нельзя. Все соображения носят исключительно практический характер, без теории в стиле толкования таблиц совместимости топлива и выводов, на них построенных.

Основная проблема использования автобензина - детонация, мгновенная потеря мощности, нагрев двигателя (температура выхлопных газов), невозможность продолжения полета в штатном режиме, посадка практически на авторотации, охлаждение.

Немного фактов:
1. Перелет R-22 (Ананов) Москва - Якутск. Половина пути - на автомобильном топливе, причем пару раз был даже не 95 (и, наверное, не 92). Проведена некая доработка, детали которой точно не знаю, но может кто подскажет.
2. Существование борта, отлетавшего ПОЛНОСТЬЮ свой ресурс без каких-либо проблем - т.е. 2400 часов, при этом минимум половина ресурса (первая) - на 95 бензине с соседней заправки.

Карбюраторные версии R-44(22) с большей легкостью переносят использование автобензина, нежели инжекторные.

Если разбавлять 100LL 98 (95) бензином в соотношении 2 к 1, то практически разница будет незаметна - работа в штатном режиме.

При большем количестве автобензина, вплоть до 100%, режимы отбора максимальной мощности необходимо минимизировать. Если в штатном режиме можно держать максимальный наддув до 5 минут, при использовании автобензина чем меньше будет это отрезок - тем лучше. Полезен навык взлета с минимальной мощностью (при наддуве 20-21).

Крейсерский режим - наддув на 19-20 максимум. При повышении температуры (часто это скачкообразно и мгновенно) - наддув на 15, скорость - 60 узлов, охлаждение двигателя в полете.

Если это невозможно и процесс зашел далеко, либо бензин попался особо некачественный - постоянная готовность к переходу на авторотацию. Следствие - высоты полета - от 300 метров и выше, высматривая постоянно место для аварийной посадки.

При соблюдении принципа отбора малой мощности (скорость при этом падает до 90 узлов при наддуве 19-20) детонации возникнуть не должно. Зависит от качества топлива все же. Несмотря на потерю 10-15 узлов по скорости, дальность остается неизменной - падает расход топлива. На глаз до 40 литров в час. Впрочем, этого же расхода можно достигнуть и на 100LL. Используется в экономной Европе при необходимости налета с инструктором на время - наддув 17-18, скорость 60-70 узлов, расход меньше 40 литров в час.

Надо понимать, что штатное оборудование R-44 не позволяет отслеживать тенденцию к возникновению детонации, но при установке датчика температуры выхлопных газов (входит в оборудование под заказ) можно наблюдать за тенденцией процесса более, чем отчетливо и заведомо избегать развития уменьшением отбираемой мощности.

Личный опыт. 95 бензин в чистом виде (10% 100LL почти не в счет), загрузка практически полная (ну, может еще 50 кг запас был от максимального взлетного) инжекторный двигатель, температура воздуха - 4 градуса, наддув 19, скорость 95 узлов. Никаких проблем в течение часа полета не ощущалось. Взлет в штатном режиме, максимальная мощность - не более минуты.


Вопросы, которые остались для меня пока невнятными:
1. В авиационном бензине присутствует приличное количество свинца, который в авиационных двигателях используется для смазки двигателя.. Если я ничего не путаю.. При продолжительной эксплуатации последствия с одной стороны известны (ничего по факту не происходит), с другой стороны комментарий не помешал бы..
2. Какой бензин лучше использовать? 95, 98? С учетом того, что в регионах спрос на 98 бензин весьма ограничен и может оказаться, что срок хранения его давно истек и свойства давно поменялись..
3. Имеет ли смысл на крайний случай применять аналоги "Октанбустер"? Или, собираясь продолжительное время летать на автобензине, озадачиться запасом присадки (тетраэтил? или как он там правильно называется?). Если "да", то где брать?
4. Как правильно наызвается этот замечательный прибор, показывающий температуру выхлопных газов? Ну и цена его при установке.
5. С ростом температуры окружающей среды (высокогорья) насколько велика зависимость появления детонации при полетах?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#2 Сообщение lt.ak » 06 апр 2009, 05:04

легальный способ для R22 и R44 Raven I

http://www.solatecllc.com/autogas.htm

по поводу вопросов

1. не для смазки а что бы не детонировало ... :wink:
4. по английски так и называется - EGT (Exhaust Gas Temperature gauge)
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#3 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 09:45

Ссылка намертво не открывается.. :(

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#4 Сообщение lt.ak » 06 апр 2009, 09:49

Jan писал(а):Ссылка намертво не открывается.. :(
у меня без проблем ...

"Helicopter Autogas STC
Automotive Gasoline Supplemental Type Certificate (STC)

Wayne Mulgrew used our STC and 91-octane automotive gasoline in his Robinson R22 to set an FAI altitude record of over 19,000 feet.

Click here to order your STC today, and see the fuel savings and increased engine power and efficiency in your helicopter. The STC pays for itself in less than 50 hours of operation on autogas.

STCs are available for the R22, R44 and Schweizer 269C-1.

We have run up to 13 helicopters at a time on autogas and have experienced no problems in nearly 26,000 hours of operation. And we have never received malfunction reports from any customers or from the FAA.


--------------------------------------------------------------------------------

Approvals: Use of automotive gasoline under the provisions of these STCs is approved by the FAA (EASA approvals pending).

Automotive fuel has the following advantages for the helicopter operator:

•Smoother operation: no pedal twitch on hover (no plug fouling).
•More power available due to better combustion efficiency.
•Lower fuel consumption (approximately 0.5 to 1 gph less) due to better efficiency.
•Hover at approximately 1” lower manifold pressure due to better engine efficiency.
•Longer spark plug life due to absence of lead fouling.
•Approximately $15-$30/hr. lower operating cost when compared to 100LL.
•Universal availability of 91-octane automotive gasoline.
•No hesitation in engine acceleration during power recovery.
•Allows the use of anti-icing isopropyl alcohol for sub-freezing winter operations. "


и вот сам документ

http://rgl.faa.gov/Regulatory_and_Guida ... 0086BO.pdf
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#5 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 09:59

Что-то я с трудом понимаю извивы местных правил.. Т.е. для того, чтобы летать на автобензине, в США достаточно получить бумажку о том, что тебе FAA разрешило это делать? На этом "доработка" двигателя и прочая заканчивается и никто более не морочится? :)


EGT (Exhaust Gas Temperature gauge) для R-44 найти не могу никак - цена, где берут, какой рекомендован..

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#6 Сообщение lt.ak » 06 апр 2009, 10:06

Jan писал(а):Что-то я с трудом понимаю извивы местных правил.. Т.е. для того, чтобы летать на автобензине, в США достаточно получить бумажку о том, что тебе FAA разрешило это делать? На этом "доработка" двигателя и прочая заканчивается и никто более не морочится? :)


EGT (Exhaust Gas Temperature gauge) для R-44 найти не могу никак - цена, где берут, какой рекомендован..
одной бумажки мало :P ... в бумажке которую я приложил написано же

This approval is limited to those model helicopters equipped with Lycoming O-540-F1B5 engines modified IAW STC SE00663WI.

для EGT люди ставят EDM 800 например ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#7 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 10:14

IAW STC SE00663WI
И что это означает? :). Что при этом меняется в двигателе? :) У меня ссылка не открывается по прежнему.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#8 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 10:19

Прибор для 6-цилиндрового двигателя.
Цена в США - от $4000
Вложения
EDM-800-6C.jpg
EDM-800-6C.jpg (7.93 КБ) 12246 просмотров
engine6.jpg
engine6.jpg (58.73 КБ) 12238 просмотров

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#9 Сообщение Misha » 06 апр 2009, 10:19

У Ананова стоял самодельный датчик детонации - помню, они его довольно долго тестировали перед перелетом.

По поводу автобензина (что помню):

а) использовать Аи-92
б) не смешивать со 100LL

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#10 Сообщение Misha » 06 апр 2009, 10:25

Jan писал(а):Прибор для 6-цилиндрового двигателя.
Цена в США - от $4000
Это GEM (Grafic Engine Monitor) - у нас на нескольких бортах стоят такие, можешь посмотреть.

Я нашел вариант за 200 бакинских - сейчас пытаюсь выяснить, будет работать, или это одноразовая игрушка

Вот здесь http://www.mglavionics.com/html/infinity_singles.html
Вложения
GEM.jpg
GEM.jpg (149.25 КБ) 12242 просмотра

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#11 Сообщение lt.ak » 06 апр 2009, 10:31

Misha писал(а):
Jan писал(а):Прибор для 6-цилиндрового двигателя.
Цена в США - от $4000
Это GEM (Grafic Engine Monitor) - у нас на нескольких бортах стоят такие, можешь посмотреть.

Я нашел вариант за 200 бакинских - сейчас пытаюсь выяснить, будет работать, или это одноразовая игрушка

Вот здесь http://www.mglavionics.com/html/infinity_singles.html
"The E-3 can measure up to 4 EGT/CHT channels" ... а у тебя же вроде 6-ть ... или два поставишь ? :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#12 Сообщение Jan » 06 апр 2009, 10:32

А то, что он 4-канальный - не играет роли?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#13 Сообщение lt.ak » 06 апр 2009, 10:42

Jan писал(а):
IAW STC SE00663WI
И что это означает? :). Что при этом меняется в двигателе? :) У меня ссылка не открывается по прежнему.
IAW = in accordance with ...
STC = supplemental type certificate ...

я посмотрел и похоже что в двигателях без топливных насосов ничего не модифицируется (дополнительные таблички в кабине) ... :wink: ... правда все что я нашел относится к 320-м и 360-м ... но наверно тоже самое и у 540-х ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#14 Сообщение L13 » 06 апр 2009, 11:18

Misha y"не изобретай велосипед".GEM 610
GEM 610
• Возможность измерения в Цельсиях или Фаренгейтах;
• Нормальный режим: Позволяет легко наблюдать любые изменения в температуре во время крейсерского полета. GEM запоминает текущие значения температур и регулирует масштаб графика дисплея так, чтобы показать все значения изменения температур непрерывным графиком. Таким образом, можно постоянно контролировать любые изменения температур;
• Режим определения цилиндра, работающего на наиболее "бедной" смеси: используется во время крейсерского полета для определения цилиндра работающего на самой бедной смеси. Этот режим может быть включен в любой момент. Микропроцессор GEM анализирует температуры газов и показывает наиболее "забедненный" цилиндр миганием соответствующего столбца.;
• Режим монитора: GEM постоянно показывает образец температуры газов в оптимальном решении. Показывает температуру головок для каждого цилиндра;
• Автоматическая запись значений важных температур двигателя в энергонезависимую память;
• Конфигурируемое программное обеспечение;
• Автоматическое самотестирование при включении

GEM-610 для одного 4-х цил.мотора с турбонаддувом 1.895 у.е.

GEM-610для одного 6-х цил. мотора 1.975 у.е.

GEM-610 для одного 6-х цил.мотора с турбонаддувом 2.095 у.е.

* Комплект поставки включает термопары для температуры газов, датчики температуры головок, датчики температуры газов на входе в турбину(для двигателей с турбонаддувом), датчик температуры наружного воздуха, соединительные провода, трубчатые изоляторы, клеммы и монтажные винты, инструкцию по монтажу и руководство для пилота.
Это здесь:
http://www.usavia.ru/insight/insight_GEMseries.htm
Что за контора торгует не знаю просто первая в Яндексе вывалилась.
Для сравнения :
http://www.aircraftspruce.com/catalog/i ... gem610.php
GEM 610 SINGLE ENGINE 6CYL 1.975 у.е
Дешевле конечно найдёшь....дерьмо :(
Только если летаешь на 100LL прибор мягко говоря необязательный.Если только топливо экономить :D

И ещё пару слов:не рекомендую в частном порядке экспериментировать.Много всяческих нюансов которые на пальцах сложно объяснять.
Но КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ добавления всяких присадок.Что там в них находится неизвестно и что произойдёт в результате тоже.Например, что то может выпасть в осадок .В результате можем получить забитый фильтр.Или осесть на свечах, клапанах.Тоже ничего хорошего.
С ростом температуры вероятность детонации конечно выше, а вот с подъёмом на высоту наоборот эта вероятность уменьшается.Обогрев карбюратора увеличивает вероятность детонации.
Короче это способ долететь в некоторых ситуациях, а не рекомендации для постоянного использования.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#15 Сообщение Ритон » 06 апр 2009, 20:53

Как летать без топлива?
http://www.neftevedomosti.ru/print.asp? ... al_id=1202

отстой сливать и использовать для бэхи.

Ян, что получается, большинство робинсонов на вторичном рынке отлетали полресурса на бодяжном авиатопливе?

Ответить

Вернуться в «Robinson»