FAQ 1 - Учимся летать на вертолете (или готов ли ты к этому)
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Сегодня продолжил приобретение навыков ориентирования по бумажной карте, а также радиосвязи. Из Буньково слетал практически кросс-кантри в Быково (через Север МКАД) и обратно (через Юг).
Что приятно: ступора при разговорах уже не просто нет (собственно ступора и не было, было волнение) - появилась некоторая свобода, обусловленная пониманием того, что, ЧТО бы я ни ляпнул - меня поправят или переспросят. На хрен не пошлют и не казнят без суда и следствия... Вполне самостоятельно зашел в Быково на посадку, сел и... И тут началось
Мертвый по сути аэропорт, значительная часть перрона и рулежек занята стоянкой авто на продажу. Однако, люди там несут службу вполне живые и ностальгирующие по старым временам. Но тотальной проверки удалось избежать, хотя все равно - удручает
(( Обшарпанные коридоры и кабинеты. Полный похренизм теток, которые не могут обслужить толком полтора полета в день. И т.п. Впрочем, может, я типичных аэропортов не видел, и ЭТО - норма?
Но еще частицу опыта приобрел - а нахрена ж я учусь?
Что приятно: ступора при разговорах уже не просто нет (собственно ступора и не было, было волнение) - появилась некоторая свобода, обусловленная пониманием того, что, ЧТО бы я ни ляпнул - меня поправят или переспросят. На хрен не пошлют и не казнят без суда и следствия... Вполне самостоятельно зашел в Быково на посадку, сел и... И тут началось

Мертвый по сути аэропорт, значительная часть перрона и рулежек занята стоянкой авто на продажу. Однако, люди там несут службу вполне живые и ностальгирующие по старым временам. Но тотальной проверки удалось избежать, хотя все равно - удручает

Но еще частицу опыта приобрел - а нахрена ж я учусь?

- Вложения
-
- к рулежке по ВПП... Справа видна стоянка авто...
- DSC00658-light.jpg (80.03 КБ) 7076 просмотров
-
- на final'e
- DSC00656-light.jpg (132.42 КБ) 7075 просмотров
-
- Над МКАДом по дороге в Быково
- DSC00649-light.jpg (109.76 КБ) 7077 просмотров
Кстати, очень важный момент - это осознание ! Но полностью начинаешь это понимать только после некоторого времени, когда сам неоднократно услышишь в эфире, что и профессиональные летчики, и диспетчеры тоже живые люди, тоже ошибаются или недопонимают что-то...Misha писал(а):Что приятно: ступора при разговорах уже не просто нет (собственно ступора и не было, было волнение) - появилась некоторая свобода, обусловленная пониманием того, что, ЧТО бы я ни ляпнул - меня поправят или переспросят. На хрен не пошлют и не казнят без суда и следствия...
Продолжаю учиться на R44. Сегодня полетал (жаль - мало) с "отказом РВ". Очень познавательно и полезно. Управление вертолета по курсу коррекцией в горизонтальном полете и на глиссаде.
Кстати, понял, что тому парню в Австралии, который без РВ искал площадку и потом садился на ВПП с пробегом на скорости около 70 узлов, вовсе не было никакой нужды делать это - без РВ можно сесть и без пробега. Но это теоретически, конечно - РВ я не снимал
Вспоминаю в этой, кажется, ветке диалоги Яна с L13 о "своевременности" обучения авторотации. Теперь мне ясно, что Василий был прав - для осознанной авторотации надо "созреть". Мне кажется, я - только-только созрел. Думаю, ближайшие часов 5 посвящу именно этим вопросам.
Кстати, понял, что тому парню в Австралии, который без РВ искал площадку и потом садился на ВПП с пробегом на скорости около 70 узлов, вовсе не было никакой нужды делать это - без РВ можно сесть и без пробега. Но это теоретически, конечно - РВ я не снимал

Вспоминаю в этой, кажется, ветке диалоги Яна с L13 о "своевременности" обучения авторотации. Теперь мне ясно, что Василий был прав - для осознанной авторотации надо "созреть". Мне кажется, я - только-только созрел. Думаю, ближайшие часов 5 посвящу именно этим вопросам.
Имитировал Ракитский. Педали обеспеспечивают нейтральное положение РВ (угол атаки = 0). Мои ноги упираются в пол, НЕ в педали. Дальше полет со скоростью от 60 до 80 узлов с легким скольжением. На глиссаде с гашением поступательной скорости регулируешь курс коррекцией - на удивление большие углы. На приземлении с нулевой или незначительной поступательной скоростью берешь шаг вверх, одновременно коррекцию убираешь, чтоб угловой скорости не было.Jan писал(а):И как ты отказ РВ имитировал? Педаль в пол, сброс коррекции и посадка?
Вот как-то так, но надо дальше отрабатывать.
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Пилот производит безопасную посадку R44 после потери рулевого винта.
Ричард Хэйс из компании “Саузерн Лейкс Хеликоптерс” произвел полет на R-44, Robinson Raven II, безопасно посадив его после разрушения рулевого винта.
Хэйс летел со снятыми дверями на высоте около 1400 метров со скоростью 185 км/ч, выполняя работы в рамках мероприятий по восстановлению поголовья оленей в национальном парке “Фьордленд” в Новой Зеландии, когда что-то вылетело из кабины вертолета и разрушило рулевой винт и его редуктор.
Почувствовав глухую вибрацию фюзеляжа вертолета, Хэйс понизил воздушную скорость примерно до 140 км/ч, безуспешно пытаясь управлять педалями. Все еще контролируя ручку циклического шага и рычаг общего шага и зная, что воздушным судном можно управлять, пока продолжается горизонтальный полет, Хэйс решил лететь до подбора подходящей площадки.
Расположенный в юго-западном уголке южного острова Новой Зеландии национальный парк “Фьордленд” представляет собой пересеченную местность (горы со снежными шапками, девственные леса и отсутствующие ровные участки).
R-44, Robinson нес легкий груз, поэтому большой мощности не требовалось и, что более важно, после разрушения рулевого винта хвостовое оперение R44 оставалось невредимым.
R-44, Robinson снабжен большим вертикальным стабилизатором, призванным противодействовать крутящему моменту несущего винта и облегчать управление вертолетом в случае отказа рулевого винта – ситуации, с которой столкнулся Хэйс. Без хвостового оперения и рулевого винта вертолет стал бы неконтролируемо вращаться.
В течение получаса Хэйс «нянчился с покалеченным вертолетом», ведя его вперед. Затем примерно на 10 км к востоку от аэродрома Тэ Анау он заметил сельскохозяйственную взлетную полосу, куда решил посадить воздушное судно. На скорости 74 км/ч Хэйс произвел посадку с пробегом, проскользив на полозьях 45 метров, после чего остановился, нисколько не покалечившись и не причинив дальнейших повреждений вертолету.
По счастливому совпадению неделей ранее Хэйс делал посадки с пробегом в условиях, имитирующих отказ рулевого винта, в рамках ежегодных контрольных полетов для проверки уровня квалификации, проводимых Управлением гражданской авиации Новой Зеландии. Требования к данным контрольным полетам подготавливают пилотов практически к любым ситуациям. Благодаря получению этой практики Хэйс смог безопасно посадить поврежденный вертолет и к настоящему времени иметь налет 25 тысяч часов без аварий.
Ричард Хэйс из компании “Саузерн Лейкс Хеликоптерс” произвел полет на R-44, Robinson Raven II, безопасно посадив его после разрушения рулевого винта.
Хэйс летел со снятыми дверями на высоте около 1400 метров со скоростью 185 км/ч, выполняя работы в рамках мероприятий по восстановлению поголовья оленей в национальном парке “Фьордленд” в Новой Зеландии, когда что-то вылетело из кабины вертолета и разрушило рулевой винт и его редуктор.
Почувствовав глухую вибрацию фюзеляжа вертолета, Хэйс понизил воздушную скорость примерно до 140 км/ч, безуспешно пытаясь управлять педалями. Все еще контролируя ручку циклического шага и рычаг общего шага и зная, что воздушным судном можно управлять, пока продолжается горизонтальный полет, Хэйс решил лететь до подбора подходящей площадки.
Расположенный в юго-западном уголке южного острова Новой Зеландии национальный парк “Фьордленд” представляет собой пересеченную местность (горы со снежными шапками, девственные леса и отсутствующие ровные участки).
R-44, Robinson нес легкий груз, поэтому большой мощности не требовалось и, что более важно, после разрушения рулевого винта хвостовое оперение R44 оставалось невредимым.
R-44, Robinson снабжен большим вертикальным стабилизатором, призванным противодействовать крутящему моменту несущего винта и облегчать управление вертолетом в случае отказа рулевого винта – ситуации, с которой столкнулся Хэйс. Без хвостового оперения и рулевого винта вертолет стал бы неконтролируемо вращаться.
В течение получаса Хэйс «нянчился с покалеченным вертолетом», ведя его вперед. Затем примерно на 10 км к востоку от аэродрома Тэ Анау он заметил сельскохозяйственную взлетную полосу, куда решил посадить воздушное судно. На скорости 74 км/ч Хэйс произвел посадку с пробегом, проскользив на полозьях 45 метров, после чего остановился, нисколько не покалечившись и не причинив дальнейших повреждений вертолету.
По счастливому совпадению неделей ранее Хэйс делал посадки с пробегом в условиях, имитирующих отказ рулевого винта, в рамках ежегодных контрольных полетов для проверки уровня квалификации, проводимых Управлением гражданской авиации Новой Зеландии. Требования к данным контрольным полетам подготавливают пилотов практически к любым ситуациям. Благодаря получению этой практики Хэйс смог безопасно посадить поврежденный вертолет и к настоящему времени иметь налет 25 тысяч часов без аварий.
- Вложения
-
- TR1.JPG (11.77 КБ) 6933 просмотра
-
- TR2.JPG (12.74 КБ) 6928 просмотров
Ещё один пример того, что РЛЭ нужно читать и выполнять.
Извещение по безопасности SN-30
Июнь 94
НЕЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ ПРИВЕСТИ К СМЕРТЕЛЬНОМУ ИСХОДУ
Недавно произошло авиационное происшествие со смертельным исходом, когда наколенный планшет, вылетевший через левую дверь, ударился о рулевой винт. Любые, не закрепленные предметы, ударяющиеся о рулевой винт, могут привести к разрушению лопасти рулевого винта. Потеря или повреждение лопасти рулевого винта могут привести к сильной разбалансировке и вибрации, что может привести к разрушению редуктора рулевого винта или отделению хвостового агрегата полностью от хвостовой балки, что закончится катастрофой. Подобные несчастные случаи происходили с R22 из-за попадания крышек топливных баков, портфелей для карт, птиц и других предметов в рулевой винт. Перед каждым полетом выполните следующее:
1) Обойдите вертолет, проверив надежность закрытия топливных баков, состояние рулевого винта и все, что можно зацепить полозом шасси, как, например подсоединенные провода снятия статического напряжения.
2) Уберите или закрепите все незакрепленные предметы в кабине.
3) Закройте плотно на защелки все двери.
4) Никогда не выполняйте попет без ЛЕВОЙ двери. (Снимайте для вентиляции только правую дверь).
И ещё
ОТКАЗ РУЛЕВОГО ВИНТА В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ПОЛЕТЕ
1. Отказ определяется разворотом носа вертолета вправо, который не
устраняется применением левой педали.
2.Немедленно перейдите на режим авторотации.
3.По возможности выдерживайте скорость 70 узлов (129,6 км/час).
4.Подберите площадку для посадки, и выполните посадку в режиме
авторотации. В процессе снижения путевое управление вертолета осуществляйте поворотами рукоятки газа в сторону отключения до
упора в стопорную пружину.
ПРИМЕЧАНИЕ
При отсутствии подходящей площадки для посадки вертикальный, стабилизатор R44 может позволить выполнить ограничено управляемый полет на минимальной мощности при скорости, не менее 70
узлов (129,6 км/ч). До уменьшения скорости полета
перейдите на режим полной авторотации.
Пилот конечно молодец, что справился.Теперь вряд ли, что оставит в кабине снимая дверь.

Извещение по безопасности SN-30
Июнь 94
НЕЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ ПРИВЕСТИ К СМЕРТЕЛЬНОМУ ИСХОДУ
Недавно произошло авиационное происшествие со смертельным исходом, когда наколенный планшет, вылетевший через левую дверь, ударился о рулевой винт. Любые, не закрепленные предметы, ударяющиеся о рулевой винт, могут привести к разрушению лопасти рулевого винта. Потеря или повреждение лопасти рулевого винта могут привести к сильной разбалансировке и вибрации, что может привести к разрушению редуктора рулевого винта или отделению хвостового агрегата полностью от хвостовой балки, что закончится катастрофой. Подобные несчастные случаи происходили с R22 из-за попадания крышек топливных баков, портфелей для карт, птиц и других предметов в рулевой винт. Перед каждым полетом выполните следующее:
1) Обойдите вертолет, проверив надежность закрытия топливных баков, состояние рулевого винта и все, что можно зацепить полозом шасси, как, например подсоединенные провода снятия статического напряжения.
2) Уберите или закрепите все незакрепленные предметы в кабине.
3) Закройте плотно на защелки все двери.
4) Никогда не выполняйте попет без ЛЕВОЙ двери. (Снимайте для вентиляции только правую дверь).
И ещё
ОТКАЗ РУЛЕВОГО ВИНТА В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ПОЛЕТЕ
1. Отказ определяется разворотом носа вертолета вправо, который не
устраняется применением левой педали.
2.Немедленно перейдите на режим авторотации.
3.По возможности выдерживайте скорость 70 узлов (129,6 км/час).
4.Подберите площадку для посадки, и выполните посадку в режиме
авторотации. В процессе снижения путевое управление вертолета осуществляйте поворотами рукоятки газа в сторону отключения до
упора в стопорную пружину.
ПРИМЕЧАНИЕ
При отсутствии подходящей площадки для посадки вертикальный, стабилизатор R44 может позволить выполнить ограничено управляемый полет на минимальной мощности при скорости, не менее 70
узлов (129,6 км/ч). До уменьшения скорости полета
перейдите на режим полной авторотации.
Пилот конечно молодец, что справился.Теперь вряд ли, что оставит в кабине снимая дверь.
Newcomer
Всем здравствуйте. Очень содержательный форум, прочитал с большим интересом.
Вот, засобирался начать обучение на R-44 в ближайшее время, полон энтузиазма, но не знаю куда ехать. Задача – освоить Robinson, затем, может что-то с ГТД, если сил хватит. Вроде, есть два клуба на Новой Риге и один в Яхроме, где есть полноценное обучение. Куда бежать? Дайте совет, пожалуйста.
На вертолете я ноль полный; налет 260 часов общ./120 часов самостоятельных на Тэшке, Як-52, L-410; есть Свидетельство ГСГА пилота-любителя, просроченное. Летать почти перестал с кончиной Мячково, уж больно геморно все стало…
Вот, засобирался начать обучение на R-44 в ближайшее время, полон энтузиазма, но не знаю куда ехать. Задача – освоить Robinson, затем, может что-то с ГТД, если сил хватит. Вроде, есть два клуба на Новой Риге и один в Яхроме, где есть полноценное обучение. Куда бежать? Дайте совет, пожалуйста.
На вертолете я ноль полный; налет 260 часов общ./120 часов самостоятельных на Тэшке, Як-52, L-410; есть Свидетельство ГСГА пилота-любителя, просроченное. Летать почти перестал с кончиной Мячково, уж больно геморно все стало…