Выбор между безопасностью и самолётом?

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
caveeagle
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:49

Выбор между безопасностью и самолётом?

#1 Сообщение caveeagle » 03 май 2009, 21:42

Так как для меня это вопрос по обучению к более опытным товарищам, пишу здесь, а не в "безопасности полётов".

Просьба не привязывать это вопрос ни к какому случаю, произошедшему в реале!

--------------------

Один инструктор (из Америки) пишет:
Никогда не пытайтесь сохранить самолёт, убивайте его - не себя.

(ИМХО) Это хорошо в теории... Или, когда самолёт застрахован, а в случае чего - всё будет делаться по закону.

А так - если ты понимаешь, что никогда в жизни за него не расплатишься?
То есть, так у тебя есть шанс спасти самолёт, пусть и не 100%
Альтернатива - ты всю жизнь будешь работать на то, чтобы оплатить его стоимость, а дорога в небо будет закрыта навсегда.

Хм... я, как начинающий курсант - на экзамене сказал бы первый вариант, а в жизни, наверное, выбрал бы второй...

---------------------

Я слышал, как опытные инструктора говорили (между собой) убирали бы они шасси на Яке в случае выкатывания или нет (у нас на аэродроме попроще, за полосой - поля, пусть и неровные). Так вот, они говорили: если в кабине будет курсант, уберу однозначно, плевать на самолёт. А если только я - буду сильно думать.

---------------------

Собственно, вопрос: как вы, летающие старшие товарищи, решаете для себя эту диллему? Или действительно как тот инструктор говорит?

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

#2 Сообщение VK68 » 03 май 2009, 21:49

Мне кажется ответ уже прозвучал в вашем посте. Если вы один в самолете- принимаете решение на свое усмотрение, на то вы и КВС, рискуете только вы. В случае присутствия других лиц- строго РЛЭ.

caveeagle
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:49

#3 Сообщение caveeagle » 03 май 2009, 22:03

VK68 писал(а):Мне кажется ответ уже прозвучал в вашем посте. Если вы один в самолете- принимаете решение на свое усмотрение, на то вы и КВС, рискуете только вы. В случае присутствия других лиц- строго РЛЭ.
Спасибо, буду знать, когда в первое соло вылечу :)
Так я думал, ответ у каждого свой. Понял, в случае других лиц - по РЛЭ. А как решаете вы, когда одни на борту?

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#4 Сообщение Ритон » 03 май 2009, 22:24

caveeagle писал(а): (ИМХО) Это хорошо в теории... Или, когда самолёт застрахован, а в случае чего - всё будет делаться по закону.
А так - если ты понимаешь, что никогда в жизни за него не расплатишься?
[/u]
так как это Класс-рум, то не примите за флуд. Есть правовой аспект.

Если горе-пилот не может расплатиться за самолет, то никто с него ничего существенного не получит. Если он предварительно не заложил достаточно денежных средств. А так суд, адвокаты..

Поэтому реально владельцы техники понимают, и .."нет, ребята, пулемет я вам не дам". Всё необходимое для САМ выпускающий аэроклуб сделает, а Вы оплатите.

В России нет закон о личном банкротстве. Когда будет закон, то у гражданина появится возможность обратиться с заявлением о своем банкротстве.

caveeagle
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:49

#5 Сообщение caveeagle » 03 май 2009, 22:44

Ритон писал(а): Если горе-пилот не может расплатиться за самолет, то никто с него ничего существенного не получит. Если он предварительно не заложил достаточно денежных средств. А так суд, адвокаты..

Поэтому реально владельцы техники понимают, и .."нет, ребята, пулемет я вам не дам". Всё необходимое для САМ выпускающий аэроклуб сделает, а Вы оплатите.
Это в реале так происходит? То есть, если я при посадке по своей дурости угроблю самолёт на первом соло (при том, что денег у меня от зарплаты до зарплаты) - чем это для меня закончится? Если денег на новый самолёт я и за всю жизнь не насобираю?

(задумчиво) Да, представляю, как боятся инструктора, выпускающие студента в первое соло! Небось, больше чем сам студент!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

#6 Сообщение shura-ag » 03 май 2009, 22:57

не очень понял, зачем вам гробить самолет при первом самостоятельном вылете... Специально же не будете вы это делать?! Инструктор не выпустит вас, если не убедится, что вы умеете им управлять настолько, чтобы совершить безопасную посадку на полосу и пролететь по кругу не заблудившись.
Все случаи жизни не опишешь на форуме. Случиться в принципе может все, что угодно. Если об этом усиленно думать, то отпадет желание чем-либо заниматься.

caveeagle
Новичок
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:49

#7 Сообщение caveeagle » 03 май 2009, 23:06

shura-ag писал(а):не очень понял, зачем вам гробить самолет при первом самостоятельном вылете...
Специально - нет, а так очень боюсь накосячить.... Тот же сдвиг ветра прозевать...
shura-ag писал(а): Все случаи жизни не опишешь на форуме. Случиться в принципе может все, что угодно. Если об этом усиленно думать, то отпадет желание чем-либо заниматься.
Все случаи - нет, а вообще такие вот топики, обсуждения в сети, форумы - очень помогают в реале! Начинаешь понимать саму логику действий в случае чего,а не просто схему как написано в РЛЭ. И инструктор мой это подтверждает :) То есть, он доволен тем, как я знаю (пока что в теории) действия при различных отказах

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

#8 Сообщение shura-ag » 03 май 2009, 23:18

Насколько я понял, основная логика - все делать с запасом, скорость с запасом, высота с запасом, тогда все будет ок. То есть, чтобы не свалиться при сдвиге ветра, лучше чуть завышенную скорость держать и на глиссаде, а еще важнее на 4 развороте. Так как в глиссаде визуально очень хорошо видно, когда взмываешь, когда проседаешь, а вот в 4 развороте шанс свалиться больше. И очень помогают ощущения. Если чувствуешь, что вдруг крен появился непонятный (который ты не создавал специально), сразу ручку от себя и газу, вдруг движок стал стихать как бы - сразу глаз на скорость и газу, нужно как бы врасти в самолет и чувствовать его, если так можно выразиться.

Ну и не волнуйся, когда выпустят будут уверены, что условия для тебя подходят.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

#9 Сообщение Ритон » 03 май 2009, 23:46

Ершова проштудировали. Он ПВП не описывает почти. Обратите внимание, что там про другие машины и принципиально другие системы управления.
Сдвиг ветра - это изменение вектора ветра (скорости и направления ветра) на единицу расстояния. грубо, это ускорение ветра, если на базе школьной физике. Термин появился при разработке нового поколения автопилотов в 50-х, так как пришлось дополнительный контур в АСУ иметь для компенсации изменения вектора скорости.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#10 Сообщение Jan » 04 май 2009, 00:09

Любой клуб в отечественных условиях, также, как и любой инструктор, выпускают курсанта в первое соло только тогда, когда понимают, что курсант вполне созрел не убить себя и самолет. До этого полетов не будет. Откатав соло, больше вам одному летать не дадут. Только если по знакомству. Тема раскрыта в FAQ достаточно полно.

В отношении "расплачусь-не расплачусь" - если вы приложите самолет на посадке во время обучения - это проблемы клуба, не курсанта. Да и не существует механизма взимания подобного ущерба. При выборе - убиться самому или поломать груду железа - однозначно выберу железо. Даже если лечу один. По куче разных причин.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#11 Сообщение Jan » 04 май 2009, 00:21

shura-ag писал(а):Насколько я понял, основная логика - все делать с запасом, скорость с запасом, высота с запасом, тогда все будет ок. То есть, чтобы не свалиться при сдвиге ветра, лучше чуть завышенную скорость держать и на глиссаде, а еще важнее на 4 развороте. Так как в глиссаде визуально очень хорошо видно, когда взмываешь, когда проседаешь, а вот в 4 развороте шанс свалиться больше. И очень помогают ощущения. Если чувствуешь, что вдруг крен появился непонятный (который ты не создавал специально), сразу ручку от себя и газу, вдруг движок стал стихать как бы - сразу глаз на скорость и газу, нужно как бы врасти в самолет и чувствовать его, если так можно выразиться.

Ну и не волнуйся, когда выпустят будут уверены, что условия для тебя подходят.
Не понял? Что значит "делать с запасом"? Если вы подойдете к полосе в 450 метров с запасом по высоте в 100 метров, по скорости 30 км, то будет - перелет, козление, выкатывание, последствия. Есть скорость посадочная, в ней все имеется. Она выше скорости сваливания уже с приличным запасом, иначе такой самолет не применяется для первоначального обучения. Минимум запас в 40 км. в час. И на глиссаде не чувствовать крены (кстати, зачем при крене ручку от себя и газ добавлять???), а выдерживать скорость приборную. Все. Странные советы какие-то.. Давайте проще - технике посадки и вообще - пусть учит инструктор. Что до "решиться разломать дорогой тазик с крыльями" - я свою жизнь ценю дороже, чем то, на чем доводилось летать. Тут ответ однозначный. Более того, все АП с травмами и ЧЖ происходили большей частью именно по той причине, что пытались сохранить железо. Взлетает человек, движок сбойнул, мощность упала - в РЛЭ четко - сажать по прямой. Так нет же, некоторые даже в учебную программу включили "разворот на обратный курс с посадкой на полосу". В результате только за последний год несколько случаев с ЧЖ во время отрабатывания маневра, несколько случаев с ЧЖ во время АП с попыткой вернуться на полосу. Только мне известны 3 случая. В одном все живы, месяц в больнице, самолет в хлам - не долетели метров 200 до полосы. А травмы - до полосы тянули - скорости не хватило, рухнули вертикально. В остальных - все уже в истории.

Автору - вам удается начинать темы на вопросы, ответы на которые вполне очевидны. В данном случае - аналогично - есть РЛЭ. Не надо думать, что оно написано с ошибками и пытаться осознать его чуть иначе. У вас должен быть навык для уменьшения скорости принятия решения. А то задумаетесь - "самолет попытаться спасти или по РЛЭ".. результат будет скорее плачевным.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

#12 Сообщение Mikle » 04 май 2009, 02:35

согласен. если есть дилемма, поломать самолёт или себя, однозначно - поломать самолёт. никто с вас не будет требовать стоимости даже ремонта, если вы разбили самолёт по ошибке, а не преднамеренно таранили тёщин дом в лично-семейных целях. ну и ещё один момент примите во внимание. в случае, если вы выберете поломку себя родимого, то с большой долей вероятности остаток жизни проведёте в кресле на колёсиках, с досадой рамышляя, что, мол, уже давно бы ходил, бегал, за девчёнками ухлёстывал, а тут, мол, всё, жизни больше нет практически. так что, выбирайте своё здоровье в любом случае.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Shpikoza
Новичок
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 17:39
Member of AOPA: No
Откуда: St.Petersburg

#13 Сообщение Shpikoza » 04 май 2009, 02:41

Jan писал(а):При выборе - убиться самому или поломать груду железа - однозначно выберу железо. Даже если лечу один. По куче разных причин.
+1000
Господа, вы чего? Да хрен с этим самолетом. Это почти так, если еду на велике горном за 500евро и буду падать с холма, мне с ним вместе падать или нет? А то всеравно без велика дорогого жизнь не мила.
З.Ы. Как недавно меня жена спросила если мерседеса будут отнимать на улице у нее, отдавать? Я ж ей не сказал "Нет биться на смерть". Отдавать конечно и деньги если нужно отдай все и золото, только детей вытащи из мерина и на такси домой.
Конечно это дело каждого, но летающий "холодильник" или "стиралку" сравнивать со своей жизнью? Ну не знаю, чего-то в нашем Королевстве совсем не так становиться... :(

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

#14 Сообщение lt.ak » 04 май 2009, 04:40

я как пилот (и как инструктор) всегда следую следующей логике :

1. сначала спасаем людей на земле - они не виноваты что мы решили полетать ...
2. если опасности "земле" нет то спасаем себя не думая о технике ...
3. если в собственном спасении уверены спасаем технику ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

#15 Сообщение shura-ag » 04 май 2009, 13:38

Jan писал(а): Не понял? Что значит "делать с запасом"? Если вы подойдете к полосе в 450 метров с запасом по высоте в 100 метров, по скорости 30 км, то будет - перелет, козление, выкатывание, последствия. Есть скорость посадочная, в ней все имеется. Она выше скорости сваливания уже с приличным запасом, иначе такой самолет не применяется для первоначального обучения. Минимум запас в 40 км. в час.
Запас это не превышение в разы. Я имел в виду, что если летим по маршруту над лесом, то лучше бы не на 150м над ним идти, а повыше, чтобы в случае чего перелететь его без движка. А при полете по кругу, запас не более 10% от расчетной величины, высоту тут конечно нужно просто строго выдерживать, а вот насчет скорости лучше идти по глиссаде со скростью на 10% выше расчетной, чем на 10% ниже. а точно ее выдержать не так уж просто, особенно если ветер изменчивый. Визуальный контакт с полосой важнее превышения скорости на 10%. Длина полосы ведь тоже рассчитана с запасом для первоначального обучения, то есть небольшой перелет не страшен.
Jan писал(а): И на глиссаде не чувствовать крены (кстати, зачем при крене ручку от себя и газ добавлять???), а выдерживать скорость приборную. Все. Странные советы какие-то..
я же написал про непреднамеренный самопроизвольный крен, он бывает на скоростях близких к скорости сваливания. Признак малой приборной скорости. Поэтому и ручку от себя.
Jan писал(а): Давайте проще - технике посадки и вообще - пусть учит инструктор.
Полностью согласен. Если честно, то зря я написал свой предыдущий пост, сейчас переживаю. Не нужно его за советы принимать, я просто поделился своими наблюдениями и ощущениями, хотя выглядит как советы конечно. А советовать я не имею никакого права :(

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»