
Выявил смешную закономерность, причем уже не в одном клубе, впрочем это нормально, но я все (наивно достаточно) надеюсь, что ситуация все же изменится.
Вы приходите в клуб. Ну, скажем учиться летать. Вас учат, где на чем, где как, но учат. И вот вы, практически уже кандидат в пилоты, совершаете свой первый вылет, потом еще чуть соло, потом, слегка нервничая, сдаете ВЛЭК, иногда еще и экзамены и спустя 1-6 месяцев получаете таки вожделенную корочку омерзительно-белого цвета, на которой написано "Пилот-любитель ГА РФ". Внутри бледно и неразборчиво указан допуск на тип. Совершенно неважно, какой. И теперь вы хотели бы полетать сами! Где-нибудь. Помимо родного клуба, или даже в родном клубе.
Но тут интерес к вам (даже коммерческий, что вообще поразительно для меня) теряется напрочь. Вам не дают борт для покатушек, кроме как на круг. Кто жалуется на отсутствие СЛГ, кто на сложные взаимоотношения с АДП и отсутствие всех требуемых документов, кто боится, что вы чего-нить нарушите и клубу за это "влетит", некоторые переживают, что дорогостоящий тазик превратится с вашей помощью в кучку железяк. И, фактически, летать вам почти негде, т.к. в родном клубе уже тошнит от всего, от кругов уж точно, а соседние сперва пропустят вас на другой тип, потом дадут чуть полетать, но часу на 50 решат, что вы ведь без инструктора летаете, значит ему зарплату платить нечем, значит нечего вам летать - тут вон крусантов полно.
В другом клубе мне честно сказали - "Оставляй задаток в размере стоимости самолета в сейфе и лети - куда хочешь..". На мои робкие возражения на тему "страховки" мне честно ответили, что на эту тему думали, но т.к. ее в наших условиях получить нереально, то и не заморачивались на эту тему.
В третьем клубе мне дали полетать часов 40, после чего расплывчато, мутно и невнятно (как это водится у авиаторов-коммерсантов) намекнули на то, что, мол, нехрен тут летать, хочешь кататься - купи "саночки" и летай себе, сколько влезет. Ну, не сколько влезет, потому что наблюдал в этом клубе сценку с участием уже состоявшегося покупателя:
- Я самолет куплю - летать можно? Базироваться? Обслуживаться?
- Конечно! Без проблем! Все решим, со всем поможем!
- Самолет пришел!! Номера получил! Летать хочу!
- Не, СЛГ нет, маяка нет, допуск в пилотском на тип - нет. А если вдруг чего - мы в ответе. Нет.
- А где я допуск возьму на этот тип, если это ЕЭВС?
- Ну, есть концы. В августе поможем.
- Дык май же на дворе?
- Авиация поспешности не любит...
Я, как не понявший намека "купить и летать", был сперва пущен "по кругам", затем с "инструктором", затем вообще выяснилось, что "чужие на этом самолете летать не могут - правилами запрещено, да и очередь слишком длинная.. ". И вообще, самолет для обучения, а не для покатушек, посему можно летать - как все - 30 минут по кругу с инсом. Даже если его самого уже тошнит от этих кругов.
Во избежание иллюзий - самолет (вертолет тем более) напрокат, для соло-полетов, ни один клуб предоставлять не любит, не делает этого и может позволить вам подобное либо во время обучения, либо с большой неохотой и нечасто..

Так что новичком быть приятнее, чем лицензированным пилотом - вас любят, вам нравится атмосфера клуба, вы пока еще зелены, любопытны и застенчивы, вам можно что-то рассказать, что-то утаить и в целом картина будет вполне себе приличной. Но как только вы становитесь пилотом, и допуска на типы вам ставить уже не надо - вы не клиет, вы уже конкурент, что ли...
Короче, не понял я эти извивы отечественной авиакоммерции. Или это мне только так везет?

Умом понимаю, что аэродром с десятком Сессн средней убитости, сдаваемые напрокат даже под ЕЭВС для полетов по коротким маршрутам на день-два, пользовался бы некой популярностью. Да и со страховкой все бы можно было решить в конце концов.. Или людей, готовых летать самостоятельно, слишком мало? Или они сразу себе непременно что-то покупают и далее по полной программе? Ну не хочу я больше беседовать о "теплых ангарах", перетаскивать самолет с места на место по причине того, что "клуб прикрыли и он переехал", мотаться за 100 км от города на лужайку, где будет печально под снегом стоять "тазик" всю зиму... Лень. Попробовал. Хочу деньги за это платить и не морочиться. Так нет... все клубы единодушно хотят сделать из меня "владельца ВС". Чувствую, придется езить по клубам с парой пачек наличности и летать себе спокойно.. Правда, этим в основном вертолетные клубы грешат

Не то, чтобы прямо уж так наболевшим поделился, просто любопытный такой опыт накопился..
