Частичный заменитель линейки НЛ-10

Диски и книги по обучению, безопасности полетов. Полётные карты, диски с картами, навигационные сборники

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Частичный заменитель линейки НЛ-10

#1 Сообщение Misha » 02 июн 2008, 23:34

В связи с тем, что в пятницу у меня спионерили из машины линейку (вместе с портфелем, ноутбуком, Гармином-296 и т.п.), поехал сегодня в Люберцы за новой. За разговорами тетя достала из загашника ТАКО-О-О-Й прибор... Я аж затрясся весь. Называется "ветрочет". Штука явно еще глубоко советская, в чехле из брезента.

Ветер считает на "раз-два-три"! И угол сноса, и путевую скорость. При этом значительно меньше надо тренироваться, чем по линейке НЛ-10 - и все гораздо нагляднее. Для двоечников, короче ;-)

Один из сотрудников, который показывал мне, как она работает, попросил тетю не продавать такой раритет - но я ее купил! Не без полезных последствий у меня сперли портфель - теперь маршруты гораздо быстрее считаться будут :-)

Вон он, ВЕТРОЧЕТ... Кстати, любопытно - у супостатов есть подобные приборы?

(г.г. модераторам: если не туда запостил - снесите, пожалуйста. Но вдруг эту штуку не все в руках держали?)

Изображение

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#2 Сообщение Jan » 03 июн 2008, 01:28

Размерчик впечатляет. У меня картонные круги ту же функцию вполне выполняют - фото только под рукой нет. А снос двойным углом лечить не учили?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#3 Сообщение Misha » 03 июн 2008, 01:58

Jan писал(а):Размерчик впечатляет. У меня картонные круги ту же функцию вполне выполняют - фото только под рукой нет. А снос двойным углом лечить не учили?
Про картонные круги подозревал - видел на сайтах pilot shop'ов, но без подробностей, увы. Про двойной угол слышу впервые - молодой ишшо :-(

P.S. зато этот ветрочет - "берешь в руки - маешь Вещь!" :-) Вообще, люблю винтажные штуки. Себя не единожды уже изругал, что в свое время выкинул отцовскую НЛ-ку. В синем дермантиновом футляре, 50-60-х г.г.

Даже если перейду на программку в КПК (читал - есть такие), этот ветрочет буду хранить. Такие дела...

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#4 Сообщение 305 » 03 июн 2008, 08:20

Misha писал(а):Даже если перейду на программку в КПК (читал - есть такие), этот ветрочет буду хранить. Такие дела...
Программку я тоже искал, но не нашел. Более того, не нашел прямую формулу зависимости курса самолета от силы и направления ветра. Косвенно, в два-три этапа - да есть, а вот напрямую не нашел. Хотя головой понимаю, что должна быть.
Тоже решал похожую задачу. В екселе сделал штурманский план. Где есть ПОДы, подставляешь ЗМПУ, расстояние (эти данные автоматом выдает ОЗИэксплоуер), а оно тебе считает время, расход топлива, остаток ну и прочая... Все это штилевой расчет. Оставалось перед вылетом внести силу и направление ветра и получить курсы и корректировку времени. Вот тут произошел затык. Точно уже не помню почему, но по-моему как раз не смог найти формулу.
А нужно оно вообще? Ну так поиграться. У меня получилось, что летаю я максимум по десяти маршрутам. Все они давно написаны, посчитаны и лежат в планшетке. Перед вылетом достал нужный и все. Тоже заказал крутую линейку, из штатов привезли, поигрался пару раз и лежит она у меня уже 2 года. Все сейчас летают с ГПС, и учет ветра потерял смысл. Эти 10 маршрутов уже напамять знаю. В хорошую погоду не то что ГПС - даже карту не достаю.

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#5 Сообщение 305 » 03 июн 2008, 08:26

Misha писал(а):Про картонные круги подозревал - видел на сайтах pilot shop'ов, но без подробностей, увы. Про двойной угол слышу впервые
А я про круги слышу впервые. Весьма итересно. Ян, можно подробности?
Про двойной угол. Это, насколько я понимаю, весьма приблизительно. Типа синус малого угла примерно равен самому углу?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#6 Сообщение Misha » 03 июн 2008, 11:13

305 писал(а):А нужно оно вообще? ...Все сейчас летают с ГПС, и учет ветра потерял смысл. Эти 10 маршрутов уже напамять знаю. В хорошую погоду не то что ГПС - даже карту не достаю.
Да это я все понимаю, хоть и НЕДО-летчик пока. В то же время, маршрут может внезапно поменяться (команда "ковер" или "режим" - так, кажется?). А про внезапные отказы ЖПС я много раз слышал и читал - на этом Форуме в том числе.

Именно поэтому, предполагая, что все сильно проще, я считаю для себя необходимым сначала научиться более сложному - "ручками" все делать. Вот и учусь так, чтоб потом не скоро забыть. Мы ж в уме и на бумаге столбиком умеем считать несмотря на то, что калькулятор стал доступен очень давно ;-) Из той же серии полеты без гидравлики (которая в Робинсонах практически безотказна) и полеты без "гувернера" - который склонен к отказам.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#7 Сообщение Misha » 03 июн 2008, 11:20

305 писал(а):Тоже решал похожую задачу. В екселе сделал штурманский план. Где есть ПОДы, подставляешь ЗМПУ, расстояние (эти данные автоматом выдает ОЗИэксплоуер), а оно тебе считает время, расход топлива, остаток ну и прочая...
А это что за зверь такой?

Аватара пользователя
Gary
Гуру
Сообщения: 1025
Зарегистрирован: 25 окт 2007, 16:59
Member of AOPA: No
Откуда: Москва - Мичуринск
Контактная информация:

#8 Сообщение Gary » 03 июн 2008, 12:32

OziExplorer - это программный продукт используемый для работы с растровыми картами и поддерживающий обмен навигационными данными с GPS навигаторами производства Magellan, Garmin, Lowrance и Eagle (также возможна работа с большинством других GPS устройств для отображения Вашего положения на карте). OziExplorer позволяет пользователям добавлять путевые точки, маршруты и пути на карту одним нажатием кнопки и загружать эти данные в GPS навигатор. OziExplorer способен работать с любой растровой картой, в том числе отсканированной лично Вами, для чего требуется осуществить привязку карты к реальным координатам по нескольким точкам.
источник http://gps-club.ru/soft/detail.php?ID=3240

может кому пригодиться http://www.rus-roads.ru/gps/gps_soft.htm

651
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 21 мар 2008, 16:57
Member of AOPA: No
Откуда: UUBK

#9 Сообщение 651 » 03 июн 2008, 14:36

305 писал(а):Программку я тоже искал, но не нашел. ...
Ради интереса...
Программа эмуляции НЛ-10 на PocketPC.
И ШБЖ в Excele.
Вложения
nl10pda12.zip
(50.12 КБ) 505 скачиваний
Рыбинск-Нарьян-Мар.xls
(34.5 КБ) 784 скачивания

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#10 Сообщение Jan » 03 июн 2008, 21:02

305 писал(а):
Misha писал(а):Про картонные круги подозревал - видел на сайтах pilot shop'ов, но без подробностей, увы. Про двойной угол слышу впервые
А я про круги слышу впервые. Весьма итересно. Ян, можно подробности?
Про двойной угол. Это, насколько я понимаю, весьма приблизительно. Типа синус малого угла примерно равен самому углу?
C углом - угу. С "кругами" - залезу в планшет, сфотографирую и покажу.

Один вопрос - а где брать силу и направление ветра по высотам, если уж на то пошло? На "западе" знаю где, а вот по РФ? Метео получать и считать?

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#11 Сообщение 305 » 04 июн 2008, 00:19

Jan писал(а):Один вопрос - а где брать силу и направление ветра по высотам, если уж на то пошло? На "западе" знаю где, а вот по РФ? Метео получать и считать?
Да вот в том то все и дело. не потому что лень. Пользуюсь только штилевым расчетом, потому как однажды с удивлением заметил, что даже на расстоянии всего 200 км и при полете 500-1000 м высоты, ветер оказался совсем разным. И весь тот расчет с учетом ветра пошел насмарку.
Один раз эксперимент даже делал: Типа лечу я по приборам земли не вижу. Выполнил скурпулезно штурманский расчет, с учетом ветра. Летел на высоте 150-200м, чтобы ориентиров (которые на память знаю) не было видно. Засек время, с курса и скорости глаз не свожу. Спустя положенное время "выныриваю" и пробую привязаться - там ли я где должен быть по расчету. На 200 км ошибка составила около 10 градусов по направлению и около 40 км !!!!!!!по расстоянию. Начал разбираться. Пришел к выводу, что ветер совсем не тот, что был на аэродроме вылета.

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#12 Сообщение 305 » 04 июн 2008, 00:23

651 писал(а):И ШБЖ в Excele.
Во! то что нужно. То что я не смог довести до победного конца. Спасибо. И формулу нашел только не смог ее расшифровать =ОКРУГЛ(J12-(($J$3/$L$12)*60*SIN(($I$3+180-J12)*ПИ()/180));0) :D . Ну и не нужно , главное работает!
Осталось до конца разобраться с условными обозначениями.

Ton
Гуру
Сообщения: 1241
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 12:58

#13 Сообщение Ton » 04 июн 2008, 06:31

Jan писал(а):
305 писал(а):
Misha писал(а):
Один вопрос - а где брать силу и направление ветра по высотам, если уж на то пошло? На "западе" знаю где, а вот по РФ? Метео получать и считать?
Можно здесь: http://www.jeppesen.com/wlcs/index.jsp? ... eather.jsp#

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#14 Сообщение Jan » 04 июн 2008, 10:43

Давайте начистоту. НЛ-10, ветроизмерители - все здорово. Но мне, как и 305, в полете нужны не глобальные ветры на Планете Земля (предоставляемой Jeppsen бесплатно), а карта ветра района Большоео Запупино, 10-километровка, по моим высотам - 300 м, 600 м и 900 м.. Тогда проложенный маршрут будет иметь хоть какой-нибудь смысл.

Где их взять тут, в РФ, exUSSR - я не знаю. Кроме как получить официальное метео, которое не отразит всего нужного, особенно еслил у меня маршрут - 100-300 км по МВЛ. СМУ - не берем вообще, т.к. в СМУ летать по расчетам не получится - там радиокомпас - главное.

По визуалке - заявляемся по штилевому расчету, далее видим, что снос на половине дороги составил 10 км и угол - 3 градуса расхождения. Следовательно всю другую половину дороги держим курс с поправкой на 6 градусов (если тупо). Все.

Или проще пользовать GPS - исключительно, чтобы картой не шуршать постоянно.

651
Новичок
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 21 мар 2008, 16:57
Member of AOPA: No
Откуда: UUBK

#15 Сообщение 651 » 04 июн 2008, 11:11

Jan писал(а):...Где их взять тут, в РФ, exUSSR - я не знаю. ...
У нас на работе стоит спутниковая система MITRA-ГИС. Принимает любые метеокарты для любой точки мира. Я думаю если порыться в Интернете, то можно найти туже информацию, что нам гонят со спутника.
P.S. Приземные карты ветров и погоды там точно есть, т.к. ребята с вертушек, что мотаются по газопроводу, постоянно приходят их брать

Ответить

Вернуться в «Библиотека. Файлы. Диски, книги... Лётные карты, сборники, диски с картами»