Особенности обучения на вертолете в РФ

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#61 Сообщение lt.ak » 05 апр 2010, 18:02

Jantar писал(а):Есть ли у кого литература по Р-44 на русском языке (конструкция, РЛЭ, аэродинамика, приборы), нужно ОЧЕНЬ !!! буду благодарен!!!!!!!!!!
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=93&t=2793
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#62 Сообщение zenon » 02 янв 2011, 18:49

От нечего делать занимался перечитыванием старых веток на форуме... Много интересного, много пустого, но вот по данной теме у меня есть комментарии. За год я прошел путь от демонстрационного полета с шеф-пилотом клуба и первых неуклюжих опытов с висением до покупки своего борта. А потому, мой рассказ может быть интересен для новичков и будет ответом на многие их вопросы и неоправданные ожидания.

Обучение на вертолете - дело не дешевое. Поэтому, всякий, кто смотрит на прайс-лист с приличным количеством нулей в отнюдь не рублевых ценниках, начинает думать, сколько же часов ему надо отлетать, чтобы научиться? (С этого и началась тема топикстартера). Признаюсь, я тоже так думал. Тем более что, как мне казалось, уж я-то точно не должен отлётывать "положенных" 42 часов - я ведь пришел с самолетов, где имел на момент начала обучения порядка 150 часов налёта. Вот, думал я, отлетаю часов 10-15, ну 20 от силы, и хорош. Чего деньги напрасно прожигать?

Эххх... Как я ошибался... :) Ну, во-первых, как и в любом деле, постигая одно, открывается другое - за горизонтом, горизонт. Или, как верно замечали древние, чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю. То есть, если есть цель научиться, ну то есть действительно НАУЧИТЬСЯ, а не просто обучиться простым вещам, то надо быть сразу готовым к тому, что учиться придется как минимум 200-300 часов только до первого "просветления". Причем просветление - это не состояние полного мастерства, а лишь первые шаги к действительному, глубокому, осмысленному осознанию машины и лишь первые моменты проявления чувства слияния с машиной, понимания ее характера, возможностей, переход к чувственному, подсознательному ощущению через рефлексы и навыки, а не через интенсивную работу сознания.

Когда я только сел в вертолет, я задавал эти бессмысленные дурацкие вопросы - ну когда я уже научусь, чтобы вписать тип в пилотское? Но чем больше и дольше я летал, тем реже думал об этом. Начал занятия я в январе 2010 года, но уже к весне понял, что торопиться мне некуда. Надо учиться. А к лету, когда мой налет составлял определенно больше 50 часов и я уже сносно (для новичка) летал, я окончательно перестал беспокоиться по поводу вписания типа. И поэтому, когда начштаба АУЦа поинтересовался моим ВЛЭКом и намекнул, что не худо бы оформлять бумаги, я даже слегка удивился, - "разве я уже готов"? Вот такая произошла трансформация от нетерпения новичка с его дурацкими вопросами "ну когда?" к трезвому осмыслению, что конца и края учёбе, на самом деле, не видно...

Я не знаю какой у меня сейчас налет на R44 (всё собираюсь подбить цифры и перевести логбук из бумажной в электронную форму), но по ощущениям "под сотню". И сейчас, получив, наконец, собственную долгожданную машину, я лишь приступаю к нормальной учебе - той, о которой всегда мечтал. Когда ты не зависишь от инструкторов, наличия бортов и очереди таких же как ты, и можешь молотить столько, сколько считаешь нужным. А потому, если у вас есть желание не просто обучиться ради корочек, чтобы потом было легче девчонок очаровывать, а научиться летать безопасно и надежно, надо настраивать себя на сотни часов. Наплевать и забыть, что там написано по этому поводу в правилах или на сайте. Вы ведь не для галочки хотите научиться... И даже не для того, чтобы доказать что-то самому себе (yyyesss!!!). Посему, совет жестокий (но зато честный) если у вас "финансы поют романсы", даже не беритесь за вертолет. При ответственном подходе к делу, это ляжет тяжелой ношей на ваш личный бюджет. А при безответственном - это и вовсе будут просто выкинутые на ветер деньги. Ибо, если перспектив заиметь свой борт особо не видно, навыки (а значит и вложенные деньги) обесценятся довольно быстро. Почему? Даже если у вас есть деньги на периодические полеты в клубе, то редко обновляемые и плохо поддерживаемые навыки не будут совершенствоваться. И хорошо, если вовсе на начнут деградировать!

Что касается "полетов в клубе" - это тоже тот еще вопросец... Я учусь в клубе от самого начала и, как уже выше говорил, перекрываю более, чем вдвое планку необходимого налета даже для человека "с нуля" (хотя придя в вертолетный клуб, я уже самостоятельно летал маршруты на самолете). И в какой-то момент времени (осенью) мне даже разрешили самостоятельные полеты распоряжением начальника АУЦа. Я несколько раз летал тренироваться самостоятельно в зону и даже слетал "не учебный" маршрут (по личным делам). Но эту вольницу довольно быстро прикрыл хозяин клуба. И это даже не смотря на то, что на тот момент у меня был проплачен вертолет, который формально еще не был моим и по сути являлся идеальным залогом! Вот так обстоят дела с полетами в клубе без своего борта. Либо с инструктором в рамках учебного процесса, в порядке общей очереди, либо... никак!

Нет, я не виню хозяина клуба. Даже за деньги он мне ничего не должен. Ведь ежели что, он рискует отнюдь не только бортом (пусть он с залогом), но и вообще работой всего своего предприятия! Да, признаться, и борты свободные мало у кого есть. Тот клуб, в котором я летаю, имеет, если не ошибаюсь, только один клубный борт, а остальные используются для учебного процесса по договоренности с другими владельцами. То есть, это не клубные вертолеты. Опять же, финансовый вопрос... Я взял вертолет на день, а налетал на нем от силы 3 часа. А находясь в клубе, он налетал бы в выходной день часов 6 как минимум. Почему клуб должен терять бабки? Да еще лишать других курсантов полетов, что порой напрягает с ними отношения, некоторые из которых не просты характером (с завышенной самооценкой и понтами).

По многим причинам рассматривать возможность брать в аренду вертолет для самостоятельных полетов в России пока не стоит. Это не реально, даже если это клуб, где вас знают, где вы учились и даже если вы внесли залог. Мой пример тому подтверждение. (И если я где-то соврал, пусть мои товарищи, которые летают со мной в этом клубе и представлены на данном форуме опровергнут мои слова.) А это значит, что и вкладывать деньги в свое обучение, если не будет своего вертолета - не стоит. Если, конечно, вас не устраивает перспектива вечно летать в зону с инструктором и быть вечным курсантом. Такова жестокая правда жизни...

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#63 Сообщение Misha » 02 янв 2011, 20:07

Соглашусь почти по всем пунктам :-) Хотя, если ты еще внимательнее почитаешь форум, - ты найдешь пример сдачи вертолета R44 авиапредприятием частному пилоту в долгосрочную аренду (месяцев на девять, по-моему) ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#64 Сообщение zenon » 02 янв 2011, 21:00

Ну да... Это, наверное, тот случай, о котором и следует рассказывать, как о чуде. :) К тому же, я сомневаюсь, что юр- и физлицо были в том случае друг другу чужими. ;)

А вообще, мой пост чуть о другом. О вопросе, мучающем всякого начинающего вертолетчика - сколько же ему надо учиться...? А главное - зачем? 8)

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#65 Сообщение Ритон » 02 янв 2011, 22:31

Вечно живая тема: деньги и любовь к небу. :P Подкину дровишек. :wink:
Zenon and Misha, вы правы на 100% для курсантов от сорока и старше. И 45 часа учебной программы пролетят незаметно, и налеты с инсом 100 часов это нормальная практика, и пилотское не особо нужно в РФ без своего вертолета. Но может быть выгоднее летать вокруг поляны на клубных вертолетах по 60 часов в год, чем покупать и содержать аналогичный по надежности самолет для полетов вокруг удлиненной поляны? Может пилот за 200-300 часов даблом за 4 лет налетается на всю оставшуюся? ВВП больше не становится, это факт, да и не всякий ВЛЭК крайний.

Молодежь, если вы бы слушались родителей, директоров и президентов, то ездили бы по десять лет на тазиках и логанах, а не на меринах и бумерах.
- летая с инструктором, вы будете освобождены от административно-бюрократическая садомазы, в которой купается наше поколение.
- летая с профессиональными пилотами-инструкторами вы просто проходите правильную, стандартную школу работы вторым пилотом в экипаже. Перед кем выпендриваться, сейчас даже приличные истребители двухместные, Всё равно все старые и будущие ФАПы знает только 502.
- лет через 10-15 вы станете директорами, президентами и купите R-66, Белл или Августу ...отечественной сборки.

Молодежь, если хотите, то сразу учитесь летать на вертолетах. Самолетный этап не есть необходимость. Телегой же не учат управлять в автошколе. Россия создана для вертолета!

А о деньгах писал Ричард Бах в далеком 1974:
«Тем, кто рожден, чтобы летать, тот же голос говорит другие слова:
– Забудь о самолетах. Ты никак не можешь позволить себе купить самолет. Будь практичным, в конце концов. Давай трезво смотреть на вещи. И вообще, что ты знаешь о самолетах?
Цифра эта приблизительная и осторожная, но достоверная: строго говоря, девяносто процентов тех, у кого сегодня есть легкие самолеты, не могут себе позволить их иметь. Им нужны деньги на содержание дома и семьи, на сбережения, на капиталовложения в дело, на страховки. Но все эти люди однажды решили, что самолет более важен, чем любая другая статья расходов. Для них полет – это важная часть дома и семьи. Это и сбережения, и вложения, и страховки».
http://www.tvvaul.narod.ru/cr.htm

Kost
SAONовец со стажем
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#66 Сообщение Kost » 03 янв 2011, 11:32

Подтверждаю, что некое понимание как и чего начинает наступать после 200 часов САМОСТОЯТЕЛЬНОГО налета. Да деньги нужны на это дело и не маленькие. Как я стал этим заниматься , основным лимитом были именно они. Но если чего то очень хочется, начинаешь выдумывать как бы и чего изобразить. Наверное благодаря Exec я поверил, что в материальном плане я это дело потяну и ввязался. Поучившись, поняв что экзек не совсем то, подкопив еще денег (годы то идут, вертолет то меньше не хочется, и все ресурсы в накопление на следующий), купил б/у 22 Робинсон и вот на нем начались нормальные самостоятельные полеты. А времечко прошло, и его на 44 поменял.
Подтвержадю, что без своего вертолета, в РФ пилоту-любителю научится летать не возможно, но "входным билетом" является не 44, а , можно даже не сильно первой свежести 22, а это немного другие деньги.
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#67 Сообщение Serega » 04 янв 2011, 11:52

Господа, флуд будет убран.
Иванов Сергей

Pelican
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 01 апр 2008, 06:13

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#68 Сообщение Pelican » 04 янв 2011, 15:47

Флуд, не флуд.. Но,лично мне, не понравилось настраивание пилотов, что вертолет- очень сложное ( читаем-многим не доступное) летательное устройство. И не стоит отговаривать начинающих пилотов от вертолета. Кто сказал, что вертолет сложнее самолета ? Какие Ваши аргументы, конкретно!? Что дороже летный час –я согласен. И дороже в три раза – я согласен. Но зачем предлогать новичку дельту ? Это ведь РАЗНЫЕ вещи. Предложили бы ещё с парашютом пргынуть.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#69 Сообщение Mikle » 04 янв 2011, 16:42

Pelican писал(а):Кто сказал, что вертолет сложнее самолета ? Какие Ваши аргументы, конкретно!?
если брать лёгкий самолёт и вертолёт, то вертолёт по пилотированию и по изучению теории, несомненно, сложнее. аргументы? во-первых, гораздо более сложная механика изначально подразумевает гораздо более сложное управление этой механикой. во-вторых, даже по занятости рук-ног вертолёт сложнее - на нём, в отличие от самолёта, все конечности :D постоянно работают.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Pelican
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 01 апр 2008, 06:13

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#70 Сообщение Pelican » 04 янв 2011, 16:52

Мikle, Вы конечно постарались, что то сказать - но не убедительно это .. Ну руки, ну ноги, ну все занято... - а в чём сложность то по сравнению с самолетом?
Уж не в том ли, что скайрэйнджер стоит 20 килобаксов, а Р-44 600 ? Может отсюда ноги крутизны ростут ?

Kost
SAONовец со стажем
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#71 Сообщение Kost » 04 янв 2011, 17:08

Начинал подлетывать на самолетах лет за десять до того как попробовал вертолет, так прикольно было, но не захватывало. По крайне мере, начать систематически учится идеи не возникало. Один тестовый полет на вертолете, и "мозг свело" этой темой года на три :D
В плане техники пилотирования, вертолет несколько сложнее самолета, естественно. В разы дороже :( Но в всем остальном проще, так как на командира не давит, что в случае чего, надо искать полосу, можно спокойненько подобрать площадку и разбираться с проблемой на земле. Это может быть погода, какая нибудь контрольная лампа, кажущийся посторонний звук, мало топлива, заблудился, да еще мало ли чего. На мой взгляд это принципиально упрощает полет.
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "

Pelican
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 01 апр 2008, 06:13

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#72 Сообщение Pelican » 04 янв 2011, 17:16

Вертолет - сам по себе снимает массу проблем, возникающих в небе. А управлять им может показаться сложным только зацикленным на самолетах ханже. Вертолет - самое простое, самое безопастное, самое предсказуемое летательное средство! А Р-44 , однако, не является единственным представлением оного)))

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#73 Сообщение Mikle » 04 янв 2011, 17:17

Pelican писал(а):Мikle, Вы конечно постарались, что то сказать - но не убедительно это .. Ну руки, ну ноги, ну все занято... - а в чём сложность то по сравнению с самолетом?
Уж не в том ли, что скайрэйнджер стоит 20 килобаксов, а Р-44 600 ? Может отсюда ноги крутизны ростут ?
Pelican, вы зря на меня наезжаете. у меня нет куртизны, соответствующей цене аппарата, так как я не владею (и не собираюсь) ни тем, ни другим. вертолёт обьективнее сложнее самолёта в пилотировании по простой причине, о которой я уже не очень убедительно написал. механика работы управляющих поверхностей гораздо более сложная. соответственно и управление данной механикой более сложное. что вас в этом не убеждает?
ну и, по моему более чем скромному опыту управления и самолётом и вертолётом, могу вам сказать, что вертолётом управлять всё-таки обьективно сложнее. может быть вы более опытный пилот и переубедите меня?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Pelican
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 01 апр 2008, 06:13

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#74 Сообщение Pelican » 04 янв 2011, 17:29

Ладно, вертолетом управлять сложнее. Но, согнласитесь, что это зависит от психофизических свойств курсанта. Один смаху воспримет высоту начала выравнивания на самолете, но тупо не возьмёт ориентир для посадки на вертолете - и на оборот, согласны ?

спок
Активный участник
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 01 янв 2009, 20:27
Member of AOPA: Yes

Re: Особенности обучения на вертолете в РФ

#75 Сообщение спок » 04 янв 2011, 17:45

Kost писал(а):Подтверждаю, что некое понимание как и чего начинает наступать после 200 часов САМОСТОЯТЕЛЬНОГО налета.
А в каком клубе если не секрет проходили обучение на R-22?
У вас есть опыт пилотирования и возможность сравнить 22 и 44, какие принципиальные отличия?(из опыта)
Как вам кажется-процесс обучения шел бы быстрее если бы первоначалка была на 44?

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»