HELIACTION
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Re: HELIACTION
Misha, а сколько в этот раз вы потратили времени на освежение теории полетов в горах? Или прямо сразу в горы с колес полетели? Твой опыт-то нам известен, а как остальные пилоты поступили? С ними занимались-тренировались?
Re: HELIACTION
Не скажу точно, поскольку после прилета на площадку "Бештау" я почти сразу лег спать (накануне лег поздно и встал рано). Знаю, что были тренировочные полеты и теория (на теории частично присутствовал). Но про детали тренировок ничего не скажу - не знаю. У меня проблем с полетом в горах не возникло, хоть в этот раз я не тренировался.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: HELIACTION
Сегодня был третий день горных тренировок. Кажется начинаю понимать, что от меня хотят и как это выполнить. Но до совершенства еще далеко. Летали в горы на 2000...2500 м с подбором площадок и выполнением посадок на пределе мощности (висение тут если и возможно, то только с падением оборотов несущего винта и воем сирены).
Интересно. Отметил для себя, что на высотах >2 км вертолет постепенно начинает превращаться в самолет. Но если у самолета ограничение только снизу (падение скорости приводит к срыву в штопор), то у вертолета есть еще и ограничение сверху - в разрежённом воздухе срыв потока на лопостях наступает раньше, а значит максимальная скорость сдвигается к меньшим значениям. Чем выше, тем на меньшей скорости начинается срыв потока, однако тем большая скорость нужна для поддержания аэродинамических свойств вертолета. Получаются тиски, которые зажимают пределы пилотирования, и чем выше высота, тем туже жмут тиски. Пределы безопасных скоростей ужимаются сначала от 30 до 80, затем от 40 до 70 узлов, а затем от 50 до 60 узлов. В какой-то момент оказывается, что ты можешь лететь лишь на единственной скорости, балансируя на ней, как на острие игле. Чуть меньше - сыпешься, чуть больше - сыпешься. А если учесть, что эта игла зависит от температуры, загрузки и ветров, которые в горах порой труднопредсказуемы, то это и составляет основную опасность горных полетов.
Интересно. Отметил для себя, что на высотах >2 км вертолет постепенно начинает превращаться в самолет. Но если у самолета ограничение только снизу (падение скорости приводит к срыву в штопор), то у вертолета есть еще и ограничение сверху - в разрежённом воздухе срыв потока на лопостях наступает раньше, а значит максимальная скорость сдвигается к меньшим значениям. Чем выше, тем на меньшей скорости начинается срыв потока, однако тем большая скорость нужна для поддержания аэродинамических свойств вертолета. Получаются тиски, которые зажимают пределы пилотирования, и чем выше высота, тем туже жмут тиски. Пределы безопасных скоростей ужимаются сначала от 30 до 80, затем от 40 до 70 узлов, а затем от 50 до 60 узлов. В какой-то момент оказывается, что ты можешь лететь лишь на единственной скорости, балансируя на ней, как на острие игле. Чуть меньше - сыпешься, чуть больше - сыпешься. А если учесть, что эта игла зависит от температуры, загрузки и ветров, которые в горах порой труднопредсказуемы, то это и составляет основную опасность горных полетов.
Re: HELIACTION
обсуждение влияния высоты на минимальную и максимальную скорости в http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=5113 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: HELIACTION
В качестве подготовки к полетам в горах мы с инструктором в Б. Грызлово поехали на 3 тысячи метров. Я на 2 700 выбросил белый флаг. Получается полет по ППП. Очень устал контролировать наддув, скорость и крен в наборе. Понял, что в горах еще одна засада может быть. Присутствие визуальных ориентиров как то горы, ущелья, долины-площадки должно скрадывать ощущение высоты. В общем, в горы уже не так сильно хочется. Полечу туда только за наукой, пейзажи в топку раза три.
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: HELIACTION
Наверное нет смысла бояться гор просто так... И хотя горы - это враг, любого врага надо изучать и хорошо знать. Однако, правда в том, что горы требуют от пилота и от техники максимального напряжения сил. И тут уж никаких авторитетов быть не должно. Только самому все считать. Нарабатывать личный опыт с опытным инструктором. Нельзя полагаться на сторонние советы или находиться под влиянием коллектива. В воздухе каждый сам за себя.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 200
- Зарегистрирован: 09 июн 2008, 22:31
- Member of AOPA: No
- Откуда: Moskau
Re: HELIACTION
Согласен. Маленькая история в подтверждение.А самое вредное среди всех - авиасимулятор MSFS. Вот что запретить надо! Кстати там и горные полеты можно осваивать!
В 2007-м чемпионат мира по планерному спорту был в Риети (Центральная Италия, горы до 3000 м). Некоторые наши спортсмены приехали туда с большим опытом полетов на "Кондоре" в этой местности. Оказалась полная фигня, а не опыт. Сами это признали после первого же дня полетов. Т.е. отрицательного от "Кондора" они ничего не получили, но и положительного - тем более. Потеря времени. Реальность оказалась суровой. Наши кондорпилоты почти сразу сломали планера. Отсутствие горного опыта в данной конкретной местности сыграла такую же шутку и еще с более, чем десятком пилотов за те соревнования. Т.е. каждый десятый за две недели гонок лишился планера. И это лучшие пилоты мира, прошедшие национальный отбор!
А вообще...
ВС и горы - игра с огнём. Помните эйфорию на этом форуме по поводу первых полетов в Приэльбрусье? Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!" Что теперь? "Надо учиться..." Наконец-то. Есть куча книг о полетах в Альпах. Они в первую очередь о том, как разбираться в метеорологии гор. О макроситуации и микроситуации. Чего бояться в первую очередь. Как это использовать. Продается это все в любом инет-шопе. К примеру в Siebert
http://www.siebert.aero/products/Katalo ... birge.html
или
http://www.siebert.aero/products/Katalo ... birge.html
В любом альпийском планерном клубе есть отточенная методика обучения полетам в горах. Может быть есть смысл туда сначала съездить? За неделю там дадут знани и практики больше, чем здесь за год.
всё вышесказанное, ессно, ИМХО. Удачи!
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1023
- Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: г.Харьков
Re: HELIACTION
94-й писал(а): Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!"
Не вижу противоречия между этими фразами."Надо учиться..."
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 200
- Зарегистрирован: 09 июн 2008, 22:31
- Member of AOPA: No
- Откуда: Moskau
Re: HELIACTION
Согласитесь же, всё таки есть некоторая дистанция между этими утверждениями в контексте обсуждаемой ситуации.
А если приведенные фразы рассматривать сами по себе, то да - противоречия нет. 


- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: HELIACTION
Это вообще о чем и зачем? Учиться чему и кому? Или это мысли о себе и выводы для себя вслух? Поясните. Кто-то учится постоянно,а кто-то постоянно делает выводы для себя и для других из разных ситуаций, при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания. Вы сами из каких будете?94-й писал(а): ВС и горы - игра с огнём. Помните эйфорию на этом форуме по поводу первых полетов в Приэльбрусье? Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!" Что теперь? "Надо учиться..." Наконец-то.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 200
- Зарегистрирован: 09 июн 2008, 22:31
- Member of AOPA: No
- Откуда: Moskau
Re: HELIACTION
Просто масса вопросовЭто вообще о чем и зачем? Учиться чему и кому? Или это мысли о себе и выводы для себя вслух? Поясните. Кто-то учится постоянно,а кто-то постоянно делает выводы для себя и для других из разных ситуаций, при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания. Вы сами из каких будете?

С 2003 года налетал около тысячи часов в разных горах Европы. Немного в горах Новой Зеландии. Но... До сих пор считаю себя мало что понимающим в таких полетах. Это несмотря на второе место в альпийском Чемпионате Франции. Простите уж за нескромную иллюстрацию...... при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания
Позвольте поступить не совсем корректно, отвечая вопросами на вопрос. Сколько пилотов получили в Вашем АУЦ горную подготовку? Считаете ли Вы, что горная подготовка пилотов, поучаствовавших в недавних событиях, достаточна? Если недостаточна, то почему? Могли ли они получить лучшую? Если да, то что для этого надо было сделать?Это вообще о чем и зачем?
Ну и вот крайнее. Забыл упомянуть, что мой горный опыт - планерный. Не вертолетный. Если это Вас не отпугивает, то могу поделиться им немедленно. Возьмёте для себя то, что посчитаете нужным. С 02.07 по 08.07 готов показать Альпы. Если это хоть в какой-то степени поможет кому-то из Ваших будущих клиентов - буду рад!
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: HELIACTION
Предмета спора нет. Просто столкновение профессинальных честолюбий. Каждому не приятно, когда его поучает незнакомый человек. Чистая психология.
Сколько выпустилось в "Вертолетном продвижении" горных пилотов наверное скажет (если захочет) тот, кому это положено. Я же могу сказать, что самый крайний выпускник ваш покорный слуга. Как раз сегодня мой курс закончен. О себе могу сказать, что я очень далек до утверждения, что стал горным вертолетчиком асом. Но в сочетании с предыдущим трудным опытом, считаю что получил адекватное представление о полетах и (важно) о посадках в условиях больших возвышений и горной местности, на пределах мощности и аэродинамики воздушного судна.
О своих инструкторах (Rodeo и Crazy duck) могу сказать, что это толковые, адекватные и знающие люди, имеющие хорошую горную подготовку. Не берусь оценивать её с точки зрения высоких категорий, но, во всяком случае, для начинающего горного вертолетчика она более, чем достаточна. И более, чем достаточна для того, чтобы научиться трезво оценивать свои возможности и не попадать в неприятности, если доведется лететь в горы.
Сколько выпустилось в "Вертолетном продвижении" горных пилотов наверное скажет (если захочет) тот, кому это положено. Я же могу сказать, что самый крайний выпускник ваш покорный слуга. Как раз сегодня мой курс закончен. О себе могу сказать, что я очень далек до утверждения, что стал горным вертолетчиком асом. Но в сочетании с предыдущим трудным опытом, считаю что получил адекватное представление о полетах и (важно) о посадках в условиях больших возвышений и горной местности, на пределах мощности и аэродинамики воздушного судна.
О своих инструкторах (Rodeo и Crazy duck) могу сказать, что это толковые, адекватные и знающие люди, имеющие хорошую горную подготовку. Не берусь оценивать её с точки зрения высоких категорий, но, во всяком случае, для начинающего горного вертолетчика она более, чем достаточна. И более, чем достаточна для того, чтобы научиться трезво оценивать свои возможности и не попадать в неприятности, если доведется лететь в горы.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 200
- Зарегистрирован: 09 июн 2008, 22:31
- Member of AOPA: No
- Откуда: Moskau
Re: HELIACTION
Ок. Исчерпывающе. СпасибО!
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1023
- Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: г.Харьков
Re: HELIACTION
Наши взгляды одинаковы.94-й писал(а):Согласитесь же, всё таки есть некоторая дистанция между этими утверждениями в контексте обсуждаемой ситуации.А если приведенные фразы рассматривать сами по себе, то да - противоречия нет.
Мне кажется это я самый активный на форуме сторонник этой позиции. Zenon вроде в этом замечен не был"Это моя жизнь - рискую, как хочу!"

Аргументы Вашей квалификации внушительны, и может быть Вы и имеете право так утверждать, но я лично не стал бы рассматривать вопрос "учиться и моя жизнь - мое дело" в контексте обсуждаемой ситуации. Мы с Вами там не были, свечку не держали. Я вообще мало что понимаю в вертолетах и тем более в полетах в горах на вертолете. Меня смущает тот факт, что ... ну пусть у одного пилота не хватило квалификации, но как мог второй тут же лечь? Видимо там было нечто неординарное. Поэтому выносить вердикты я бы не стал.
Re: HELIACTION
Для начала, примите поздравления!zenon писал(а): Как раз сегодня мой курс закончен.


"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."