С Михаилом (Misha) я мечтал познакомиться уже давно, хотелось воочию увидеть человека, который одинаково хорошо владеет как техникой пилотирования, так и пером рассказчика. Когда же встреча состоялась, моя симпатия еще больше усилилась, настолько тепло и дружелюбно нас встречали на вертодроме. Так как мы приехали в Буньки раньше оговоренного часа, у нас еще оказалось немного времени, чтобы быть представленными находящимся в клубе «генералам нашей авиации». За чашкой кофе я коротко доложил присутствующим о ходе работ по восстановлению летающей лодки , а потом с удовольствием послушал о планах на осень неугомонных вертолетчиков .
И вот мы подходим к вертолету. Поскольку полет был во многом экспромтом, главной интригой для меня было наличие или отсутствие левого «циклика» и педалей. К моей огромной радости, техник как раз их устанавливал. Справившись с замками дверей (для человека, который видит их в первый раз, нужна короткая инструкция, на случай экстренного покидания вертолета), надеваем гарнитуру переговорного устройства и запускаемся. По открытой двери и снятой гарнитуре Михаила я понял, что в процессе запуска двигателя и раскрутки винта он контролирует (строго по РЛЭ) звук подшипников ротора.
После прогрева двигателя запросили взлет. Меня поразила легкость, с какой вертолет оторвался от земли. Так как обороты двигателя все время практически постоянны за счет регулятора оборотов, то не чувствуется никакого надрыва, никакого усилия для начала полета. Наверное, именно так должна выглядеть настоящая левитация .
Дальше непродолжительное висение, разворот, набор скорости и высоты. Кто-то скажет: «все как всегда», но насколько же красивым по ощущениям и открывающимся видам оказался этот полет для нас. После короткого инструктажа Михаил доверил мне рычаг управления циклическим шагом винта. Надо сказать, что к полету я немного подготовился: прочитал книгу А.М. Изаксона по вертолетостроению, изучил РЛЭ R-44, заглянул в ФАП-118, познакомился с расположением и назначением органов управления, приборов и ламп сигнализации, уяснил важность поддержания оборотов несущего винта, почитал про косой обдув, подушку при посадке и вихревое кольцо, и даже выполнил пару успешных авторотаций на компьютере . Вдобавок еще удалось накануне на выставке Helirussia немного «полетать» на тренажере вертолета Камова и более-менее удачно посадить его «по-самолетному» в самом конце ВПП.
Но после того, как Михаил передал мне циклический шаг, я понял, что теоретическая и тренажерная подготовка довольно мало помогают в реальности. Мы как раз летели на высоте нескольких метров над …ским водохранилищем и моей задачей стало удержание высоты и скорости, а также управление по крену. Инстинкт самосохранения подсознательно тянул «циклик» на себя, а когда сознательная часть мозга вспоминала поставленную задачу, я отдавал ручку от себя. В результате мы летели по плавной вертикальной синусоиде. Полюбовавшись красотами водохранилища и дачами известных людей , мы стали планировать широкий заход на солнечную полянку. Тогда я осторожно спросил про авторотацию, и Михаил решил тут же ее продемонстрировать: убрал наддув, и обороты двигателя поползли вниз. Тем не менее, обороты несущего винта не падали, оставаясь в зеленой зоне. Легкая невесомость скоро прошла и мы стали плавно авторотировать на скорости, кажется, около 70 узлов. При этом меня приятно удивило полное сохранение устойчивости и управляемости. Чтобы продемонстрировать режим падения оборотов винта, Михаил потянул рычаг шаг-газ. Снижение замедлилось, обороты стали падать и включилась звуковая и световая сигнализация, после чего шаг-газ был опущен и обороты снова возросли. Опасаясь за сохранность чужого имущества, я предложил не доводить авторотацию до логического конца и обойтись без касания. Добавив наддув, мы плавно приземлились, высадили «кинофотооператора», и началось собственно обучение. Сначала я учился работать рычагом шаг-газ: Михаил задавал высоту («теперь на 5 м вверх… теперь вниз на 3» и т.д.), а я старался эти указания выполнять. Потом я попытался приземлиться, но метрах на двух «уперся» в воздушную подушку, которую почувствовал очень явственно. Наконец, я «прожал» подушку плавной отдачей ручки шаг-газ и мягко приземлился. Но тут вертолет отскочил от земли и пришлось еще более настойчиво опустить шаг-газ. Немного освоив это упражнение, перешли к управлению по курсу: разворот вправо на 90, влево на 180 и т.д. Мозг уже с напряжением контролировал работу сразу двумя органами управления – шаг-газом и педалями. А когда стало немного получаться, Михаил еще более усложнил задачу – передал мне управление ручкой циклического шага. Я «висел» самостоятельно, полностью управляя вертолетом! А Михаил стал показывать свободные руки. Усложняло задачу еще то, что любое движение одним органом управления вызывало необходимость перемещать и другие. Взятие шаг-газа – реактивный момент – надо давать педаль, циклический шаг в сторону – крен – скольжение – педаль – отбор части мощности от несущего винта – рычаг шаг-газ и т.д. Мозг понимал физику всех этих взаимосвязей, но до рук и ног «доходило» медленно . Мне сложно объективно судить, как я справлялся с задачами. Возможно, вначале неплохо, т.к. Михаил потом сказал:
Но надолго предельной концентрации внимания не хватило, и вертолет начал «гулять». Мне «удалось» сделать несколько ошибок: отдал от себя ручку циклического шага, когда ее следовало тянуть, превысил наддув, неправильно рассчитал посадочную траекторию («Из такого положения только на авторотации можно на площадку попасть», – сказал Михаил), и в завершение приземлился с небольшим боковым сносом. На видео, кстати, некоторые мои ошибки хорошо видны.Очень редко у кого с первого раза ТАК получается.
А на обратном пути Михаил продемонстрировал воронку, потом исполнил красивый «вальс» и еще немного «похулиганил».
И в заключение хочу выразить свое восхищение не только летным мастерством Михаила (и миллиметровой точностью посадок, и пилотажем вообще), но и его педагогическим талантом, потому что, если у меня что-то и получилось в этот день, то только благодаря его умению понятно и очень интеллигентно все объяснить и показать.
P.S. Как говорит один хороший человек, «я не настоящий сварщик», поэтому прошу простить меня за имеющиеся в тексте неточности и ошибки .