Боковой джойстик vs обычный штурвал

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
NBLR
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 апр 2011, 06:04
Member of AOPA: No

Боковой джойстик vs обычный штурвал

#1 Сообщение NBLR » 14 апр 2011, 10:13

Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#2 Сообщение lt.ak » 14 апр 2011, 10:15

NBLR писал(а):Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??
никакой разницы в управлении ... это как плохому танцору ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#3 Сообщение shura-ag » 14 апр 2011, 10:47

точно также нет разницы, какой рукой держать штурвал, нет разницы между штурвалом и ручкой. Управляем ведь самолетом, а не ручкой (штурвалом). думаю делают так из-за эргономики. "Красивше..." :)
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#4 Сообщение vova_k » 14 апр 2011, 10:57

Есть, как минимум, 3 похожих, но довольно сильно отличающихся "джойстика":

1. Как например, в Airbus - наверное, единственный настоящий джойстик
2. Короткая ручка управления, находящаяся сбоку (как на С400)
3. Фактически штурвал, но сбоку и с одним "рогом" - как на Cirrus

Они сильно отличаются по технике управления, но с точки зрения удобства не думаю, что что-то выделяется в ту или иную сторону. А вообще один из плюсов бокового расположения - перед носом ничего нет, что часто бывает удобным. Минус - например, схему захода не повесить на штурвал :)

Аватара пользователя
520
SAONовец со стажем
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 25 мар 2007, 20:21
Member of AOPA: No
Откуда: Пермь

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#5 Сообщение 520 » 14 апр 2011, 11:17

Минус - например, схему захода не повесить на штурвал
А ЗАЧЕМ это пилоту "арбуза", когда перед ним такой роскошный раскладной стол вместо штурвала есть?

Хочешь - схему разложи, хочешь - поднос с пайкой...
:mrgreen:
С наилучшими!

NBLR
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 апр 2011, 06:04
Member of AOPA: No

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#6 Сообщение NBLR » 14 апр 2011, 11:37

Когда на самолете есть электронная система передачи сигнала от этой ручки к рулям - еще можно понять (т.е. усилий на этой ручке не надо, или оно всегда небольшое и фиксированное при любом режиме полета), но на цессне же нужно усилия прикладывать для управления? Ведь неудобно же когда только левая рука все время напряжена. Да и в некоторых режимах полета нужны большие усилия на штурвал, и тогда тянут двумя руками (когда вместо штурвала ручка, та что перед собой - то тоже понятно, но когда ручка слева)...
Кстати то что сейчас внедряется электроника на том же SSJ в управлении, то вопрос - что делать если она откажет. Эта ручка тоже откажет. На ТУ-154 были дублирующиеся гидросистемы управления, которые независели от электроники, даже если ее выбьет.

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#7 Сообщение vova_k » 14 апр 2011, 11:45

Усилие на ручке снимается триммерами, и не представляет никаких проблем. Хотя мне как-то пришлось лететь на Циррусе с отключенным электричеством, так после первых 30 минут действительно пришлось помогать второй рукой, коленом и другими подручными средствами.

Насчет надежности - не нужно замешивать в кучу резервные гидросистемы, электрические системы, дублирующие механические каналы управления и т.д. - это все находится в разных плоскостях обсуждения, да и не связано напрямую с типом органов управления. К

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#8 Сообщение zenon » 14 апр 2011, 12:11

Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои. Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется. Хотя этот разговор - чистый предмет вкуса. Кто с чего начинал, то тому и удобней кажется. :) Мне вот классический штурвал кажется самым лучшим.

NBLR
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 апр 2011, 06:04
Member of AOPA: No

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#9 Сообщение NBLR » 14 апр 2011, 12:29

Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.
Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#10 Сообщение shura-ag » 14 апр 2011, 12:30

А мне абсолютно все равно левой, или правой рукой управлять. 2 минуты нужно, чтобы почувствовать ходы рулей и все. Ведь если нужно задать самолету тангаж или крен, то какая разница чем его задавать?, все равно ведь смотришь на приборы капот и горизонт. ну да, ощущения при смене руки слегка новые, но это только на первые пару минут, потом уже не замечаешь.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#11 Сообщение shura-ag » 14 апр 2011, 12:32

NBLR писал(а):
Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.
Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).
А вы попробуйте на текнаме с ручкой полетать после цессны. Приятно удивитесь, насколько усилия меньше, хотя ручка одна. :wink:
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#12 Сообщение zenon » 14 апр 2011, 12:36

Так и Цессна потяжелее СЛА Текнам :) Еще с тэхой сравните...

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#13 Сообщение vova_k » 14 апр 2011, 12:43

zenon писал(а):Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется.
Вообще-то сидя как за штурвалом, так и за рулем машины, подавляющее большинство народу рулит левой рукой, используя правую для других целей, не испытывая при этом неудобств...

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#14 Сообщение shura-ag » 14 апр 2011, 13:06

zenon писал(а):Так и Цессна потяжелее СЛА Текнам :) Еще с тэхой сравните...
Текнам не СЛА :wink:
Про тяжелее, это конечно, не спорю.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал

#15 Сообщение zenon » 14 апр 2011, 13:21

vova_k
Вальяжно расслабившись за рулем в неторопливом городском потоке можно себе позволить слегка поддерживать руль левой рукой - согласен. Но если вы на шоссе со скоростью хотя бы >120 км/ч, если на гололеде или на снежных заносах, если маневрируете - обе руки на руле становятся не блажью, а жесткой необходимостью и элементом безопасности. Я понимаю "водителей" аэрбасов, они к этому джойстику прикасаются, главным образом, на тренажерах. А если самолет не автоматизирован, как "арбуз", если сложные полетные условия, если надо маневрировать, идти в сильной болтанке - однорукое управление становится уже не столь удобным, как в спокойных условиях.

Повторяю, спор тут бессмысленен. И лично я ничего никому не доказываю - высказываю лишь собственное мнение.

shura-ag
А мне кажется, что те что мелкие, двухместные - подходят под СЛА?

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»