Боковой джойстик vs обычный штурвал
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Боковой джойстик vs обычный штурвал
Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
никакой разницы в управлении ... это как плохому танцору ...NBLR писал(а):Боковой джойстик (такой как на SSJ или на Cessna 400) - чем он лучше в управлении? Почему самолеты сейчас оборудуют им вместо штурвала? Штурвал то удобнее... ??
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
точно также нет разницы, какой рукой держать штурвал, нет разницы между штурвалом и ручкой. Управляем ведь самолетом, а не ручкой (штурвалом). думаю делают так из-за эргономики. "Красивше..." 

Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Есть, как минимум, 3 похожих, но довольно сильно отличающихся "джойстика":
1. Как например, в Airbus - наверное, единственный настоящий джойстик
2. Короткая ручка управления, находящаяся сбоку (как на С400)
3. Фактически штурвал, но сбоку и с одним "рогом" - как на Cirrus
Они сильно отличаются по технике управления, но с точки зрения удобства не думаю, что что-то выделяется в ту или иную сторону. А вообще один из плюсов бокового расположения - перед носом ничего нет, что часто бывает удобным. Минус - например, схему захода не повесить на штурвал
1. Как например, в Airbus - наверное, единственный настоящий джойстик
2. Короткая ручка управления, находящаяся сбоку (как на С400)
3. Фактически штурвал, но сбоку и с одним "рогом" - как на Cirrus
Они сильно отличаются по технике управления, но с точки зрения удобства не думаю, что что-то выделяется в ту или иную сторону. А вообще один из плюсов бокового расположения - перед носом ничего нет, что часто бывает удобным. Минус - например, схему захода не повесить на штурвал

- 520
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 175
- Зарегистрирован: 25 мар 2007, 20:21
- Member of AOPA: No
- Откуда: Пермь
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
А ЗАЧЕМ это пилоту "арбуза", когда перед ним такой роскошный раскладной стол вместо штурвала есть?Минус - например, схему захода не повесить на штурвал
Хочешь - схему разложи, хочешь - поднос с пайкой...

С наилучшими!
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Когда на самолете есть электронная система передачи сигнала от этой ручки к рулям - еще можно понять (т.е. усилий на этой ручке не надо, или оно всегда небольшое и фиксированное при любом режиме полета), но на цессне же нужно усилия прикладывать для управления? Ведь неудобно же когда только левая рука все время напряжена. Да и в некоторых режимах полета нужны большие усилия на штурвал, и тогда тянут двумя руками (когда вместо штурвала ручка, та что перед собой - то тоже понятно, но когда ручка слева)...
Кстати то что сейчас внедряется электроника на том же SSJ в управлении, то вопрос - что делать если она откажет. Эта ручка тоже откажет. На ТУ-154 были дублирующиеся гидросистемы управления, которые независели от электроники, даже если ее выбьет.
Кстати то что сейчас внедряется электроника на том же SSJ в управлении, то вопрос - что делать если она откажет. Эта ручка тоже откажет. На ТУ-154 были дублирующиеся гидросистемы управления, которые независели от электроники, даже если ее выбьет.
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Усилие на ручке снимается триммерами, и не представляет никаких проблем. Хотя мне как-то пришлось лететь на Циррусе с отключенным электричеством, так после первых 30 минут действительно пришлось помогать второй рукой, коленом и другими подручными средствами.
Насчет надежности - не нужно замешивать в кучу резервные гидросистемы, электрические системы, дублирующие механические каналы управления и т.д. - это все находится в разных плоскостях обсуждения, да и не связано напрямую с типом органов управления. К
Насчет надежности - не нужно замешивать в кучу резервные гидросистемы, электрические системы, дублирующие механические каналы управления и т.д. - это все находится в разных плоскостях обсуждения, да и не связано напрямую с типом органов управления. К
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои. Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется. Хотя этот разговор - чистый предмет вкуса. Кто с чего начинал, то тому и удобней кажется.
Мне вот классический штурвал кажется самым лучшим.

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
А мне абсолютно все равно левой, или правой рукой управлять. 2 минуты нужно, чтобы почувствовать ходы рулей и все. Ведь если нужно задать самолету тангаж или крен, то какая разница чем его задавать?, все равно ведь смотришь на приборы капот и горизонт. ну да, ощущения при смене руки слегка новые, но это только на первые пару минут, потом уже не замечаешь.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
А вы попробуйте на текнаме с ручкой полетать после цессны. Приятно удивитесь, насколько усилия меньше, хотя ручка одна.NBLR писал(а):Вот я о чем и говорю, или при попадании в ветер, или в восходящие термические потоки от земли на малой высоте (например весной).Как триммером снять усилия на ручке при маневрировании? Понятно, что все усилия будут твои.

Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Так и Цессна потяжелее СЛА Текнам
Еще с тэхой сравните...

Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Вообще-то сидя как за штурвалом, так и за рулем машины, подавляющее большинство народу рулит левой рукой, используя правую для других целей, не испытывая при этом неудобств...zenon писал(а):Опять же - управление левой рукой с командирского кресла думаю не очень удобно. Большинство же людей - правши. Интуитивно удобнее правой, мне кажется.
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
Текнам не СЛАzenon писал(а):Так и Цессна потяжелее СЛА ТекнамЕще с тэхой сравните...

Про тяжелее, это конечно, не спорю.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Боковой джойстик vs обычный штурвал
vova_k
Вальяжно расслабившись за рулем в неторопливом городском потоке можно себе позволить слегка поддерживать руль левой рукой - согласен. Но если вы на шоссе со скоростью хотя бы >120 км/ч, если на гололеде или на снежных заносах, если маневрируете - обе руки на руле становятся не блажью, а жесткой необходимостью и элементом безопасности. Я понимаю "водителей" аэрбасов, они к этому джойстику прикасаются, главным образом, на тренажерах. А если самолет не автоматизирован, как "арбуз", если сложные полетные условия, если надо маневрировать, идти в сильной болтанке - однорукое управление становится уже не столь удобным, как в спокойных условиях.
Повторяю, спор тут бессмысленен. И лично я ничего никому не доказываю - высказываю лишь собственное мнение.
shura-ag
А мне кажется, что те что мелкие, двухместные - подходят под СЛА?
Вальяжно расслабившись за рулем в неторопливом городском потоке можно себе позволить слегка поддерживать руль левой рукой - согласен. Но если вы на шоссе со скоростью хотя бы >120 км/ч, если на гололеде или на снежных заносах, если маневрируете - обе руки на руле становятся не блажью, а жесткой необходимостью и элементом безопасности. Я понимаю "водителей" аэрбасов, они к этому джойстику прикасаются, главным образом, на тренажерах. А если самолет не автоматизирован, как "арбуз", если сложные полетные условия, если надо маневрировать, идти в сильной болтанке - однорукое управление становится уже не столь удобным, как в спокойных условиях.
Повторяю, спор тут бессмысленен. И лично я ничего никому не доказываю - высказываю лишь собственное мнение.
shura-ag
А мне кажется, что те что мелкие, двухместные - подходят под СЛА?