Статическое электричество.

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3685
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Статическое электричество.

#1 Сообщение Алексей 2 » 27 май 2010, 09:12

Все о нём слышали! А все ли заземляют ВС при заправке? У моего знакомого самолёт получил сильные повреждения при заправке. Жара, штиль, воронка с натянутым на неё капроновым чулком, канистра. ПЫХ! Пилот отделался лёгким испугом. Хорошо, что во круг было много людей. Быстро затушили. Сгорела обшивка на одном крыле. Я теперь буду даже себя заземлять.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Статическое электричество.

#2 Сообщение lt.ak » 27 май 2010, 09:14

отчитываюсь - когда заправляю заземляю всегда ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Kurt
SAONовец со стажем
Сообщения: 722
Зарегистрирован: 28 сен 2009, 22:06
Member of AOPA: No
Откуда: С-Пб
Летаю на:: CWC, A320

Re: Статическое электричество.

#3 Сообщение Kurt » 27 май 2010, 09:55

канистра то небось еще и пластиковая была?

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5919
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Статическое электричество.

#4 Сообщение Serega » 27 май 2010, 11:30

Помню приехал на один аэродром Северо-Запада. Та же история. Ан-2 на стало за 1.5 минуты.
Иванов Сергей

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Статическое электричество.

#5 Сообщение engin » 27 май 2010, 12:07

Хм...однако !
Например, Як-52 , поскольку он имеет на передней стойке тросик для съема статики, отдельно я его , конечно , никогда не заземляю, а может надо ?
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Статическое электричество.

#6 Сообщение zenon » 27 май 2010, 15:58

Как ни странно, в большей степени следует опасаться статики зимой, в мороз, когда воздух сухой. Однако зимой бензин парит мало. Есть чему поджигать, но нечему гореть.

Летом относительная влажность повышается и риск накопления статических зарядов на обшивке снижается (да и возрастает скорость их стекания). Зато летом значительно возрастает испаряемость бензина, а воспламеняются именно воздушно-бензиновые пары. Штиль же позволяет этим парам скапливаться в одном месте в опасных количествах. Таким образом, именно в жару, именно в штиль следует "разряжать" самолет, либо дать возможность стечь зарядам самостоятельно (то есть не сразу бежать к самолету с канистрами). Кроме того, желательно заливать бензин в проветриваемом месте. То есть, не подруливать близко к ангарам, деревьям и т.п. Лучше вообще на полосе заправляться, где есть хоть какая-то проветриваемость...

Аватара пользователя
ВЗ52
SAONовец со стажем
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 17:38
Member of AOPA: Yes
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Статическое электричество.

#7 Сообщение ВЗ52 » 27 май 2010, 16:08

engin писал
а может надо ?
Надо. Это на грунтовом аэродроме с неистертым тросиком ещё создаётся видимость заземления, а на асфальтовой/бетонной площадке - увы.
Вопрос копеечный, что по деньгам, что по времени, а проблем может создать больших.
Вложения
Типовое решение на типичной заправке
Типовое решение на типичной заправке

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Статическое электричество.

#8 Сообщение vova_k » 27 май 2010, 16:18

Маленький нюанс - внимательно смотрите, куда подключаете заземление. Например, в свое время многие заправщики в Штатах заземляли Циррусы так же, как и любые другие самолеты, цепляя зажим за какой-нибудь болт на колесе. Проблема в том, что амортизаторы - композитные, и электричество не проводят...

Аватара пользователя
Anatoly M - Cessna
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 16:57
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Статическое электричество.

#9 Сообщение Anatoly M - Cessna » 27 май 2010, 16:31

Еще фотографии по теме...
Untitled-9.jpg
Untitled-8.jpg
Untitled-10.jpg

Аватара пользователя
Anatoly M - Cessna
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 16:57
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Статическое электричество.

#10 Сообщение Anatoly M - Cessna » 27 май 2010, 18:08

Привожу, в качестве примера, рекомендуемые меры безопасности (включая заземление) при проведении заправки самолета Cessna-172S топливом:
Maintenance Manual. Cessna-172S. 12-14-01 Fuel-Servicing. писал(а): ....
A. Safety Precautions.
WARNING: During all fuel system servicing procedures, fire fighting equipment must be available. Two ground wires from tiedown rings on the airplane to approved ground stakes shall be used to prevent accidental disconnection of one ground wire. Make sure battery switch is turned off, unless otherwise specified.
(1) Establish ground as follows:
(a) Ground airplane first.
(b) Ground vehicle (or hose cart) to the same ground as the airplane.
(c) Bond vehicle (or hose cart) to airplane.
(d) Bond refuel nozzle to airplane.
(2) Ensure fire fighting equipment is positioned and immediately available.
(3) Do not wear clothing that has a tendency to generate static electricity such as nylon or synthetic fabrics.
(4) Do not wear metal taps on shoes.
(5) The airplane should be in a designated fuel loading/unloading area.
(6) High wattage, pulse transmitting avionics equipment shall not be operated in the vicinity of the fueling/defueling operation.
...

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Статическое электричество.

#11 Сообщение vova_k » 27 май 2010, 18:34

Anatoly M - Cessna писал(а):Привожу, в качестве примера, рекомендуемые меры безопасности (включая заземление) при проведении заправки самолета Cessna-172S топливом:
Прошу подобные вещи, по возможности, сразу же по-русски публиковать - вопрос важный и интересный для многих...

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Статическое электричество.

#12 Сообщение Mikle » 27 май 2010, 19:22

естественно заземляю всегда. кроме того, перед тем, как опустить пистолет в горловину, заземляю сам шланг на корпус вертолёта отдельным тросиком. если тросика нет, то сперва касаюсь закрытым пистолетом фюзеляжа, а уж потом открываю его и опускаю в горловину.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
Anatoly M - Cessna
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 16:57
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Статическое электричество.

#13 Сообщение Anatoly M - Cessna » 28 май 2010, 12:53

vova_k писал(а): Прошу подобные вещи, по возможности, сразу же по-русски публиковать - вопрос важный и интересный для многих...
По Вашей просьбе предлагаю вариант перевода:
Руководство по техническому обслуживанию. Cessna-172S. 12-14-01 Топливная система-Обслуживание. писал(а): ...
А. Меры безопасности.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Все работы, связанные с обслуживанием топливной системой, должны производится при наличии противопожарного оборудования. Должны быть использованы два провода заземления, соединяющие швартовочные кольца самолета со штатной аэродромной точкой заземления, на случай отсоединения одного из них. Убедитесь, что переключатель аккумуляторной батареи выключен, если не указано другое.
(1) Порядок заземления следующий:
(а) В первую очередь, заземлите самолет.
(б) Заземлите автомобиль (или тележку для шлангов) на ту же штатную аэродромную точку заземления, что и самолет.
(в) Установите заземление между автомобилем (или тележкой для шлангов) и самолетом.
(г) Установите заземление между заправочным пистолетом и самолетом.
(2) Убедитесь, что противопожарное оборудование находится на месте, и к нему обеспечен немедленный доступ.
(3) Не надевайте одежду, способную генерировать статическое электричество, такую как одежду из нейлона или синтетических тканей.
(4) Не надевайте обувь с металлическими набойками.
(5) Самолет должен находиться в отведенной для заправки/слива топлива зоне.
(6) Не допускается работа мощной, передающей импульсные сигналы авионики в непосредственной близости от зоны заправки/слива топлива.
...

Аватара пользователя
CRaZy_SouL
Гуру
Сообщения: 1586
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 22:36
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: Статическое электричество.

#14 Сообщение CRaZy_SouL » 28 май 2010, 13:20

Если по-простому, у меня схема такая насосной установки:
1) К перекачивающему насосу подсоединен проводом штырь-заземление, который вставляется в землю на пол метра.
2) От насоса к ВС идет заземление.
3) Раздаточный рукав насоса - антистатический.
Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»