![Smile :-)](./images/smilies/icon_smile.gif)
![Smile :-)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Часть первая.
В начале было слово. И было это слово Трансатлантика. Впервые я услышала его два года назад от Андрея (Retn) и оно меня заворожило. В нем была вся романтика странствующих душ от капитанов древних парусников до пилотов Конкорда: с вечными льдами, мощью струйных течений и неповторимым букетом ароматов разогретого солнцем пластика, отработанного масла и керосина.
- Мы должны слетать Трансатлантику.
В те времена Андрей с Ильей (060) бороздили воздушные просторы Прибалтики и размышляли о чем-то большем.
- Когда и на чем? - уточнил Илья.
- Когда появится цель, тогда и узнаем, - ответил Андрей.
Меня всегда удивляла его способность увязывать в один клубок все – хобби, работу, бизнес, страсть к путешествиям, друзей, отдых, общение и впечатления. Все должно быть с целью и целей должно быть много – чем больше, тем лучше. И я совершенно не удивилась, когда цель действительно появилась – перегнать в США один самолет по имени Socata TBM (он же Дракоша), и забрать в Россию другой самолет - Glassair 3. Когда имеешь дело с Андреем, по-другому не бывает.
Я с большим интересом наблюдала за подготовкой к перелету. У нас давно устоялась традиция следить за полетами друг друга по спасательным маякам, и каждый полет Андрея с Ильей я проживаю как свой собственный. Назначили даты, и даты эти выпадали как раз на Илюхин день рождения. Я, признаться, растерялась. С одной стороны, встретить день рождения в Америке между перелетами – это здорово, и Илюха будет очень рад. С другой стороны, у меня не будет возможности поздравить его лично и чмокнуть в небритую щеку. А потом я подумала: «Какого черта, имея американскую визу в паспорте, я тут сижу и расстраиваюсь. И почему бы мне не прилететь на эти дни рейсовым самолетом в Штаты, а там и день рождения отметить, и пофотографировать путешественников «для потомков». Списалась с Андреем, и мы договорились куда и когда я беру билеты. Я уже начала оформлять бронь, когда мне пришло письмо: «Не бери билеты обратно. Нужно гнать обратно еще и Ацтек. Полетишь вторым пилотом с американцем?» - Андрей был как обычно немногословен, но так конкретен, что я минуты две хватала ртом воздух. «Ого! Ничего себе! Конечно, полечу. Беру билеты только туда», - написала я. Через пару минут приходит ответ: «Туда тоже не бери. Пусть Илья пересчитает загрузку, есть у меня подозрение, что ты сможешь полететь с нами на Дракоше». Вот так за две минуты я вляпалась в самое удивительное приключение из всех, что у меня были.
Дальше два месяца мы двигали мышками карты на экранах, читали правила использования воздушного пространства разных стран и собирали аварийные комплекты. Два спасательных костюма, надувной плот и спутниковый телефон ребята взяли у знакомого пилота. Я свой костюм купила на Авито. Дородный мужчина в брюках со стрелками, лакированных ботинках и клубах одеколона, продавший мне это счастье, мучительно долго смотрел на мои каблуки и газовый шарфик, и многократно спрашивал - точно ли я понимаю, что беру. «Да-да», - уверяла я его, - «Все правильно, спасательный костюм морского реестра, весит шесть килограмм, позволяет прожить шесть часов в ледяной воде». Мужчина с большим сомненьем качал головой: «Девушка, ну хоть скажите, зачем он вам?» «Через океан лететь на маленьком самолете, на случай отказа двигателя», - ответила я, чем, кажется, окончательно его добила. Андрей отсматривал в интернете наборы для выживания – герметичные рюкзаки, наборы еды, рыболовные крючки. Страховки, документы, письма, звонки... Я мучительно вспоминала английский в переписке с FBO по маршруту. Наконец, все было собрано. Вылетаем из Таллина, все даты назначены.
Весь вечер 14 апреля я провела в метаниях между рюкзачком и весами. Все-таки небольшой перегруз мы насчитали, и я пыталась уложить содержимое рюкзака и одежду в приемлемые цифры. Вы удивитесь, если узнаете, сколько весит ваша одежда, и сколько килограмм вы ежедневно на себе носите! А мне нужно было взять с собой вещи на две недели. Успокоилась я только тогда, когда встала на весы в куртке, в ботинках, с собранным рюкзаком и фотоаппаратом, и стрелка, наконец, милостиво не стала переползать цифру 70. Я бросила взгляд на список долгов по учебе (я как раз в этот момент выходила на преддипломную практику), поняла, что успела до отъезда почти все, и со вздохом облегчения отправила курсовую на проверку. Теперь можно и в путь - почти налегке!
Рано утром 15 апреля мы с Ильей вышли из дома, посмотрели друг на друга и улыбнулись. Мы уезжали на две недели с целью пересечь половину земного шарика с двумя городскими рюкзачками и одним фотоаппаратом. В тот момент это было непривычно, забавно и еще не очень верилось, что все получится. Дальше шесть часов беспокойного сна в автобусе, и мы в Таллине. И у нас еще полдня на проверку припасов, закупку батареек и подачу планов.
Таллин я обожаю. Мы с ним дышим на одной волне и танцуем в одном ритме. Когда встал вопрос о покупке еды в дорогу, я с радостью убежала в магазин и не отказала себе в удовольствии попетлять по маленьким улочкам среди деревянных жилых домов и стеклянных бизнес-центров. Долго искала батарейки для спасательного маяка, нашла дорогущие только в Sony-центре. Купила котлеты на бутерброды и трогательные маленькие морковочки «напогрызть». Так прошел последний день нашей спокойной жизни.
Утром вызвали такси. Пока ждали, смотрели, как голуби вылетают из незаколоченного окна на чердаке в доме напротив. Почему-то я решила, что это хороший знак. На такси доехали до аэропорта EETN - в Таллине он один и для маленьких, и для больших самолетов.
Дракоша уже ждал нас, с нетерпением подрагивая элеронами и рулями. Он давно не летал по-настоящему далеко и соскучился по небу. Ребята, конечно, старательно налетывали часы с ним, чтобы не лететь через океан сразу после формы, но это не приключения для такого самолета, а потому не в счет. Вы можете смеяться надо мной, но по самолетам всегда видно и то, насколько их любят, и то, как часто они летают. Без неба они очень быстро тускнеют и покрываются смесью пыли и грусти. И теперь Дракоша трепетал крыльями, принимая в себя живительное топливо, в недоверчивом предвкушении неба, ветра и горячих рук на штурвалах. Пока заправщик кормил самолет, мы закинули в него в вещи.
-Мда... - сказал Андрей, заглядывая внутрь салона, - И со всем этим барахлом нам надо как-то взлететь.
При всей нашей скурпулезности в подсчете граммов и сантиметров, мы все-равно умудрились забить салон полностью.
- Нууу... как-нибудь взлетим, - с сомненьем протянул Илья.
- Конечно, взлетим! Очень даже легко взлетим! – бодро попискивала я из-за плеч, втайне переживая, что мужчины сейчас решат, что самая большая вещь в салоне – это я, и оставят меня на перроне махать вслед улетающему смолету белым платочком.
Потом мы, конечно, перекидали часть вещей в багажник. В салоне оставили только плот, сумки с документами и воду. Салон перестал выглядеть столь пугающе, но впечатление осталось.
Сели, закрыли дверь (три зеленых маркера!), вырулили на полосу и взлетели. Пожалуй, это был один из самых спокойных взлетов за все путешествие. Несмотря на все наши переживания по поводу перевеса, самолет очень легко ушел с полосы и набирал высоту с хорошей вертикальной скоростью. Небольшой ветер и редкие облачка. Дракоша повернулся боком к самому центру Таллина, и я, воспользовавшись моментом, сфотографировала Старого Томаса и помахала рукой Толстой Маргарите.
Дракоша встал на эшелон и взял курс на Норвегию, город Alesund, аэродром Vigra - ENAL. Мы большей частью молчали - каждый о своем. Часа через полтора внизу появились предгорья, а вместе с ними и плотный слой облаков. Земля исчезла. Пики гор - темно-серые монументы, украшенные ожерельями из снега - мы ловили их, тщательно прицеливаясь объективом в редкие разрывы облаков.
Еще через полчаса начали снижение. Заходили по ILS, полоса 25. Экипаж ощутимо напрягся: облака были неприятные, ледяные. Автоматический информатор ATIS давал температуру у земли +3С, рваный ветер и нижний край облачности 500 футов, при том, что это фьорды, пики гор достигают 3000 футов, и они в облаках. Мы, помятуя, как на Ацтеке ловили лед в +8С, внимательно следили за лобиками крыльев. Реальность оказалась намного приятнее ожиданий. Нас отвекторили, из облаков вынырнули где-то на 800 футах, льда налипло немного и он быстро стаял. А когда открылась земля, я аж подпрыгнула в кресле - я еще не видела гор из самолета так близко – почти за законцовкой крыла, только руку протяни!
Мужчины сосредоточились на заходе, а у меня была возможность поглазеть по сторонам. Озера в объятьях гор и маленькие поселочки на зеленых склонах - почему-то все это наводило на мысли о хоббитах.
Голос в наушниках:
- Вижу полосу.
Видимо, в силу особенностей рельефа местности, норвеги построили полосу на острове, и прорезала она остров почти во всю свою длину.
- Да, я тоже. Какая-то она э... с горбинкой.
- Так это ж Норвегия – суровый северный край. У них вся жизнь с горбинкой – чего от полосы-то ждать.
- Ну да... Идем чуть выше глиссады... Вот, теперь нормально. Закрылки в посадочное.
- Закрылки вышли полностью.
Сели, зарулили – 2 часа 48 минут полетного времени.
Продолжение следует...
![Wink ;-)](./images/smilies/icon_wink.gif)