Остров Цинковый:
Семиликость идолов
"Открытым остаётся вопрос и о семантике семиликих идолов, которые присутствуют на святилищах Вайгача. Почему именно семь лиц имел идол Вэсако сейчас точно объяснить трудно. Число «семь» у ненцев считалось сакральным. Чум верховного духа Нум´а находился на седьмом небе, владения Нга находились «за семью вечными мерзлотами». Узор, состоящий из семи полосок или элементов орнамента, содействовал благополучию владельца предмета, им украшенного. Шаманы путешествуют в мир духов по семи небесным дорогам на Семирогом олене – Си’ивм пыелета. В этом путешествии шаманам помогает священная семикрылая птица Минлей. Герои мифов и преданий запрягают оленей в семикопыльные нарты, семь дней герой путешествует до необходимого места, семь дней и ночей он сражается с врагами, великанами-людоедами и чудищами. За семь земель герой едет за невестой, пиршества продолжаются по семь дней и ночей. Если герои совершают прыжки, то непременно на семь поприщ [одно поприще – расстояние, которое оленья упряжка проходит за одну поездку, что составляет 7-15 км. – И.Б.]. По ненецким мифам известно, что Верхний мир – небо, состоит из семи слоёв, на которых живут Верховные духи. На седьмом слое неба живёт Нум´ вместе с женой и младшим сыном. На остальных шести слоях неба живут сыновья Нум´а, на которых возложены различные обязанности по соблюдению мирового порядка. Исходя из этого, можно предположить, что каждое из семи лиц «многоликого» идола обозначает самого Нум´а и его сыновей. Однако известно, что не было традиции изображения Нум´а в виде скульптуры из дерева, камня или металла. Изображений Нум´а ненцы никогда не делали и жертв ему почти не приносили. Кого же изображали антропоморфные семиликие идолы на святилищах острова?
Может быть, семь ликов означают какие-то семь ипостасей Нга Вэсако? Например, злых духов болезни, которые являются сыновьями Нга и живут на разных ярусах нижнего мира, олицетворяя «семь духов подземного царства». Не этих ли семерых духов олицетворяли многоликие идолы? Вполне возможно, семичастная конструкция многоликих идолов служила моделью языческого мира: семь небес верхнего мира, семь слоёв мерзлоты подземного мира, на каждом из которых соответственно жили сыновья Нум´а и Нга.
У части идолов, происходящих с Вайгача, на боковые поверхности нанесены зарубки, количество которых обычно соответствует семи. Такие же зарубки имеются у идолов с других ненецких святилищ. До сих пор исследователи определяли эти зарубки как схематическое изображение рёбер на антропоморфной скульптуре. Изображение рёбер и вообще костей связано с древним поверьем, существовавшим у многих народов и известным по этнографическим и археологическим данным, – смертной была только плоть, а не кости («Были бы кости, а мясо нарастёт»). Скелет, изображаемый на костюме шамана у многих северных народов, мог символизировать причастность шамана к потустороннему миру. Исходя из этого, если зарубки на боках деревянных сядаев изображают рёбра, то эти идолы могут быть изображениями шамана. Скелет является наиболее долговечной частью человеческого тела, и в традиционных религиях его рассматривали как залог реинкарнации, возвращения к новой земной жизни. Иллюстрацией этих воззрений является так называемый «рентгеновский стиль», где люди или звери изображаются как бы прозрачными, с обозначением костей скелета – всех или частично. Элементом этого стиля можно считать изображение «рёбер» на туловах сядаев.
У некоторых вайгачских идолов отсутствует изображение рта, что нельзя объяснить забывчивостью «скульптора», но в источниках эта особенность не раскрывается. Однако отсутствие или наличие рта можно объяснить из традиций соседних хантов, религиозная мифология и обрядность которых во многом схожа с ненецкой – их шаманы делали изображения своего духа-помощника безо рта, чтобы он не мог поведать другим свои секреты, а обучающийся шаман делает идола со ртом, чтобы дух его обучал.
В течение столетий из разных концов тундры на остров приезжали ненцы, чтобы поклониться своим главным божествам. Они приносили в жертву оленей и головы белых медведей, кропили кровью деревянных идолов, оставляя различные подношения своим богам, у которых просили удачи в промыслах и кочевой жизни. Рядом со святилищами запрещалось охотиться и даже срывать цветы."
Во время проведения полевых работ на о. Вайгач Морской Арктической комплексной экспедиции Российского НИИ культурного и природного наследия им.Д.С. Лихачева в 1997 году идол был : " по согласованию с ненецкими охотниками взят сотрудниками МАКЭ в Институт наследия, в связи с явным ухудшением состояния идола по сравнению с 1936 и 1987 годами".
В здании Института произошли несколько странных случаев связанных с сотрудниками причастных к изучению идола- двое сотрудников погибли (несчастный случай), один-потерявший зрение, один- психическое расстройство, один- неизлечимая болезнь(впоследствии умер).
Было принято решение вернуть идол на место.И через один год и девять месяцев идол оказался там где мы его видели.
Причем все обратили внимание на то, что вокруг и в непосредственной близости к идолу растут цветы, и даже ромашки.Хотя по территории острова Б.Цинковый больше цветов не наблюдалось...
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)