Остановим черную весну
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Остановим черную весну
#1 Сообщение SunF » 31 мар 2014, 13:48
В чем системные причины явления? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Нет, не решить раз и навсегда (ясно, что это невозможно), а улучшить. Хотя бы процентов на дцать. А это одна или несколько человеческих жизней.
Технические мероприятия?
Восстановление навыков?
Принятие решений?
Что-то еще?
SunF
intercom
SunF
Re: Остановим черную весну
#4 Сообщение lt.ak » 31 мар 2014, 15:14
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
lt.ak
- ksv
- Гуру
- Сообщения: 2771
- Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
- Member of AOPA: Yes
- Летаю на:: R44, H125
- Контактная информация:
Re: Остановим черную весну
#5 Сообщение ksv » 31 мар 2014, 16:34
Причина ошибок пилота не в непринятии решения, а в принятии неправильного решения.SunF писал(а):А конкретней?intercom писал(а):Идейно-воспитательная работа.
Опасные жизненные позиции:
- ПОЗИЦИЯ 1: Тенденция не слушать указания, советы: «Не говори мне что делать»
АНТИДОТ: СЛЕДУЙ ПРАВИЛАМ: ОБЫЧНО ОНИ ПРАВИЛЬНЫЕ - ПОЗИЦИЯ 2: Импульсивность: «Я должен сделать что-то прямо сейчас»
АНТИДОТ: СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, А ЗАТЕМ ПОДУМАЙ ЕЩЕ РАЗ - ПОЗИЦИЯ 3: Неуязвимость: «Со мной это не произойдет»
АНТИДОТ: СО МНОЙ ЭТО ТОЖЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ - ПОЗИЦИЯ 4: Мачо/эгоцентрик: «Я могу это сделать – Я им покажу»
АНТИДОТ: РИСКОВАТЬ ГЛУПО - ПОЗИЦИЯ 5: Смирение: «Какой смысл? Я ничего не могу изменить или сделать»
АНТИДОТ: Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ К ЛУЧШЕМУ
- Давление со стороны
- Предвзятость подтверждения (фиксация)
- Излишняя самоуверенность
- Тенденция боязни потери
- Тенденция заякоривания (тоннель внимания)
- Самонадеянность
(Томми Дюар).
ksv
SunF
Re: Остановим черную весну
#7 Сообщение Misha » 01 апр 2014, 10:16
Будут биться. Если Вы хотите снизить статистику - предлагайте меры. Мы здесь в меру сил и способностей обсуждаем приемы безопасного пилотирования. Вне саона передаем свой опыт друг другу. Если у Вас есть другие предложения - давайте, хрен ли вопросы задавать патетическим голосом?SunF писал(а):Но как эти антидоты применить? Вокруг я вижу только фатализм: "бились и будут биться"...
Misha
- Vi-kTo-R
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 851
- Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Северо-Восток М.О.
- Контактная информация:
Re: Остановим черную весну
#8 Сообщение Vi-kTo-R » 01 апр 2014, 11:15
Vi-kTo-R
Re: Остановим черную весну
#9 Сообщение Gromofff » 01 апр 2014, 12:15
Абсолютно согласен. Неподготовленный пассажир даже при крене градусов 30... может от страха прыгнуть на колени пилоту. Мы не узнаем, что там произошло у них, на посадке, но если думать предотвращении АП и катастроф, то один из шагов, которые можно и нужно делать - это предварительная работа с паксом на земле. Говорю, потому что когда я в свое время покупал ознакомительные полеты, со мной эту работу никто не проводил.Vi-kTo-R писал(а):На основании просмотренного личного видео пилота, недавно покинувшего нас, считаю абсолютно неправильным с неподготовленным пассажиром выполнение на самолете фигур пилотажа, шуточных "горок" и т.п.
Gromofff
Re: Остановим черную весну
#10 Сообщение magnum380 » 01 апр 2014, 13:42
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl ... 024497/330
пилот забивает на все правила, и ему вроде ничего, я пытался спорить, протестовать, но ничего не вышло.
Мы можем объединиться и осуждать такие полеты и называть из Раздолбаями !
magnum380
Re: Остановим черную весну
#11 Сообщение magnum380 » 01 апр 2014, 13:47
У вас есть видео площадка, вы можете собрать сюжет про раздолбаев, которые начинают хулиганить и до чего это доводит.
Взять интервью у заслуженных пилотов (предварительно показав им видео полетов раздолбаев), которые осудят такие полеты.
Сказать, что такие "Пилоты" дискредитируют всю авиацию, и из за них нам обычным пилотам закручивают гайки.
ну и в таком духе.
magnum380
Re: Остановим черную весну
#12 Сообщение rubaga » 02 апр 2014, 04:45
Считаю неплохой практикой проведение семинаров о сезонных особенностях полетов. Там же можно и добавлять какие-то напоминания по безопасности. У нас в клубе проводятся регулярные весенне-летние семинары и осенне-зимние. Мне кажется эта практика полезной.
rubaga
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Re: Остановим черную весну
#13 Сообщение SunF » 02 апр 2014, 13:16
Патетизм в моем голосе вам прислышался. Мне кажется, мы мало обсуждаем вопросы, связанные с безопасностью полетов. Поэтому я и попытался, возможно, не самым удачным образом, привлечь внимание к этой проблеме. Даже не знаю, как делать лучше, потому что в ответ на любые предложения обычно следует достаточно резкая критика. Попробовал другой способ, но от критики никуда не детьсяMisha писал(а):Будут биться. Если Вы хотите снизить статистику - предлагайте меры. Мы здесь в меру сил и способностей обсуждаем приемы безопасного пилотирования. Вне саона передаем свой опыт друг другу. Если у Вас есть другие предложения - давайте, хрен ли вопросы задавать патетическим голосом?

Ок, давайте попробую изложить свою точку зрения.
Надо бы проанализировать причины катастроф лет за 10. По официальным отчетам МАК. И попробовать их классифицировать по каким-то новым признакам. Традиционные ("lost of control" и прочая), на мой взгляд, недостаточны. Сейчас попробую объяснить, почему.
Ну вот, было не так давно неважно где АП, свалились при отработке отказа двигателя до первого разворота. Причина ЛП? Пресловутый LOC. Но давайте прогоним ситуацию по методу "5 почему" - есть такая технология для устранения причин потерь (брак - одна из разновидностей потерь) в бережливом производстве. Понятно, что бережливое производство для повышения авиационной безопасности напрямую использовать сложно, но многие инструменты были бы полезны.
А лучше всего подошли бы идеи Деминга. Особенно, его точка зрения на причины брака (=АП): "в любой проблеме на 98 процентов виновата система, и лишь на 2 процента - человек". Отсюда и метод анализа "5 почему".
Ок, вернемся к АП со сваливанием. Прежде, чем начинать что-то обсуждать, стоит 500 раз подумать. Потому что у пострадавших (или, увы, погибших) осталась куча друзей. И каждое обсуждение ошибок приводит к защитному рефлексу. Огрести за попытку разобраться на форумах - элементарно, а вот извлечь какую-то пользу, кого-то в чем-то убедить почти нереально.
Поэтому, первое предложение, без которого невозможно ничего добиться, это изменение практики обсуждений катастроф и иных авиационных происшествий. Нужно искать системные причины случившегося и делать это через РАОПА. Рекомендации МАК почти полностью бесполезны, потому что не приводят к изменению общих практик. Нужно копать на уровень глубже. А для этого надо сначала прямо называть истинные причины катастроф.
Второе предложение как раз в этом - докапываться до системных причин. В качестве примера, по тому самому АП (оно гипотетическое, хотя имеет очень много похожих случаев в жизни).
Почему упали? Потому что потеряли скорость. Почему потеряли скорость? Вот тут интересный вопрос. Где-то теряют скорость в развороте, и тогда ответ будет один (например, незнание скоростей сваливания с разными кренами), где-то инструктор "под шофе" просто выключает движок и выдергивает ключик, и тогда будет другой ответ (зашкаливающий уровень стресса курсанта, проведение упражнения не по методическим указаниям). Пойдем по ветке "под шофе" и выдернутым ключиком. Как человек под шофе попадает в кресло инструктора? Поможет исключение таких людей в правой чашке повышению безопасности полетов? Конечно. Так давайте этого добиваться.
Ага, вот наивный, ну как же это добьешься? Это же наше все.
Тогда третье предложение. Если не начинать, то не добиться никогда. Самой глубокой причиной довольно печального состояния с безопасностью полетов (да-да, знаю, что еще вилами на воде, налета ведь нет и прочая, но мне кажется, что печального - пусть это будет моим оценочным суждением) является отсутствие культуры безопасности. И ее надо повышать. Сделав это одной из самых важных задач РАОПА. Когда я устроил бучу с Уральским УТЦ, меня не поддержал почти никто. В самом УТЦ почти нет людей, которые бы поняли, что меня не устроило. А ведь это был отличный пример глубинных причин общего раздолбайства: с первых шагов в авиации пилота учат плевать на правила, относиться формально к регламентирующим документам и т.д. Это надо менять. Если ты видишь товарища в не самом лучшем состоянии, идущего к самолету, это твоя личная ответственность его к самолету не пустить. Как угодно, но не пустить. То же самое, когда товарищ крутит пилотаж на "Птенце" с сисястой блондиночкой в качестве пассажирки. Сколько раз пилотаж сходил с рук, прежде чем закончился катастрофой? Это было тайной для друзей? Сомневаюсь.
Тут недалеко до четвертого предложения. Нужно менять подходы к летному обучению. Я уже поднимал вопрос о сваливаниях. Не во всех клубах сваливания проходят по четкой процедуре. Ужас скажу, но не во всех клубах они вообще делаются. Нужно привести наши стандарты обучения к мировым. Да-да, мировым. Не делать ниже определенных высот, не делать при погодных ограничениях (тут каждый может вспомнить катастрофу как раз где эти условия не соблюдались). Наполнить адекватным содержанием предмет "психология летной деятельности", в идеале, заменив его на Aviation Decision Making. Рассмотреть возможность применения сценарных тренингов.
Кстати, конференция FAA (если не путаю) по безопасности полетов изменение программ и методик обучение признала самым важным для повышения безопасности полетов. Ссылку искать лень, но она есть - вычитал в журнале Flight Training. Можно даже статью раскопать. Но это скромные американцы, а у гордых россиян "все самое луччее" и ничего менять не надо?
Нельзя давать пилотское после 40 часов налета. Пилоту без навыков САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ маршрутных полетов и кучи других важных навыков. Пилотское дают, когда готов, а не когда вышли часы. В США 65-70 часов в среднем учатся. У нас?
А теперь пятое. Хоть убейте, но спассистема спасает жизни. Много смертей можно было бы избежать, будь на борту спассистема с пилотом, обученным ей пользоваться. Предложение: не катать пассажиров на ВС без спассистемы. РАОПА: разработать методические рекомендации по применению спассистем. Это лишь один из примеров "защиты от дурака".
Шестое. Для формирования культуры безопасности разработать Кодекс безопасности РАОПА и сертифицировать клубы по степени его соблюдения ("золотая звезда", "серебряная звезда", "черная метка"). Обучить сертифицированных инструкторов по безопасности РАОПА, сделать обязательный ежегодный (трехлетний) аудит. Аудиты проводить не как в совке (нарыть нарушений), а с целью ПОМОЩИ людям в обнаружении собственных недостатков, предполагая, что они ХОТЯТ их устранять.
Что можно включить в Кодекс? Полное неприятие похмельных и пьяных полетов. Покатушки с спассистемами. Обязательное (не формальное!) использование чек-листов. Запрет на пилотаж на несертифицированных самолетах. Запрет на пилотаж на малых высотах. И тд.
Седьмое. Организовать систему семинаров по безопасности наподобие американской программы (замятовал название, но статистика показывает резкое снижение АП среди пилотов, посещающих эти семинары).
Восьмое. Чтобы иметь статистику, сделать отчет о налете ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для каждого члена РАОПА. Публиковать каждый год Отчет о безопасности РАОПА по примеру CAA и FAA.
Общий тезис: безопасность полетов это наша общая ответственность. Только сообщество пилотов может (и должно!) навести здесь порядок. Это мы в ответе за наших гибнущих товарищей. Не за всех, но за какое-то количество.
Ну так, навскидку, все. Можете начинать разносить в пух и прах.
SunF
Re: Остановим черную весну
#14 Сообщение 502 » 02 апр 2014, 13:29
Ну так доказывайте, раз предлагаете. Верно сказано, что обсуждение "по горячим следам" вызывает кучу эмоций. Так зачем это делать? Чем сваливание год назад отличается от вчерашнего? Тем более раз уж хочется набрать статистику по "почему" и устранять наиболее частые причины.SunF писал(а):Поэтому, первое предложение, без которого невозможно ничего добиться, это изменение практики обсуждений катастроф и иных авиационных происшествий.
502
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Re: Остановим черную весну
#15 Сообщение SunF » 02 апр 2014, 13:36
Случайно обрывок сообщения ушел на форум. Сейчас выложил более полный пост.502 писал(а):Ну так доказывайте, раз предлагаете. Верно сказано, что обсуждение "по горячим следам" вызывает кучу эмоций. Так зачем это делать? Чем сваливание год назад отличается от вчерашнего? Тем более раз уж хочется набрать статистику по "почему" и устранять наиболее частые причины.SunF писал(а):Поэтому, первое предложение, без которого невозможно ничего добиться, это изменение практики обсуждений катастроф и иных авиационных происшествий.
Ок, давайте выберем 3 катастрофы, которые можно обсудить прямо и без обиняков. Предложите, я затрудняюсь. Не знаю всех родственно-дружеских связей и потенциальных рисков со стороны правоохранителей.
SunF
Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»
- Самолетный раздел
- ↳ Общие правила форума и FAQи
- ↳ Исторические FAQ
- ↳ Самолет - выбор, покупка, эксплуатация
- ↳ Общие вопросы выбора и покупки
- ↳ Cessna Aircraft
- ↳ Cirrus
- ↳ Diamond
- ↳ Пилотажники: Extra, Pitts, Giles, Edge
- ↳ HUSKY, Maule
- ↳ L-29, L-39, L-410, Morava
- ↳ Pilatus
- ↳ Piper
- ↳ Tecnam
- ↳ Представители LSA (Light-Sport Aircraft)
- ↳ Як-18Т
- ↳ Як-5Х
- ↳ Остальные отечественные самолёты
- ↳ Деловая (бизнес) авиация
- ↳ Остальные иностранные самолеты
- ↳ KIT - самолёты, РЕТРО-самолеты
- ↳ Гидроавиация
- ↳ Арендуем самолёт
- Вертолетный раздел
- ↳ Вертолет - учимся летать
- ↳ Вертолет - выбор, покупка, эксплуатация
- ↳ Сравнение вертолетов, общие вопросы, советы по покупке и таможне
- ↳ Robinson
- ↳ Eurocopter
- ↳ Bell Helicopter
- ↳ AgustaWestland
- ↳ MD
- ↳ Schweizer
- ↳ Миль
- ↳ Камов
- ↳ Enstorm
- ↳ Другие вертолеты
- ↳ Аренда вертолета, Вертолет и горы
- Учимся летать
- ↳ Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов
- ↳ Дневники обучения и самостоятельных полетов
- ↳ Обучение за границей
- ↳ U.S.A.
- ↳ Europe
- ↳ Canada
- ↳ СНГ
- ↳ Летная медицина
- ↳ Аэроклубы РФ (Лётные школы)
- ↳ Самолетный и вертолетный спорт, Планеры, Шары
- Владельцам ВС
- ↳ Вертодромы (вертолетные клубы, вертолетные площадки)
- ↳ Аэродромы и посадочные площадки РФ
- ↳ Регистрация воздушного судна, Таможня, Страхование
- ↳ Тех. обслуживание и ремонт самолёта
- ↳ Техническое обслуживание самолетов Cessna
- ↳ Двигатели Continental и Lycoming
- ↳ Двигатель М-14П и самолеты Як-52, Як-18Т
- ↳ Покраска самолетов
- ↳ Куда летим?
- ↳ Ссылки на отчеты
- ↳ Строительство аэродрома, организация аэроклуба, АУЦ, земельные вопросы, регистрация посадочных площадок
- ↳ Организация аэроклуба (создание предприятия)
- ↳ Строительство аэродрома, земельные вопросы, ангары, рулежки...
- ↳ Оборудование и техника для аэродрома
- ↳ Создание и сертификация АУЦ
- ↳ Авиадеревня. Обзоры. Строительство.
- ↳ ГСМ
- ↳ Авионика, Тюнинг, Примочки, Доп. баки, Спас. системы
- ↳ Коммерческая эксплуатация ВС, CPL, APTL, Перегоны, инструктора, предложения, помощь
- ↳ Гарнитуры и шлемы, Одежда и снаряжение для пилотов, Сувениры, полезные мелочи
- Новости АОН, события
- ↳ Новости АОН
- ↳ PilotTV
- ↳ Подготовка программ PilotTV
- ↳ Российские шоу, слёты, конференции
- ↳ Зарубежные
- ↳ Авиационные происшествия
- ↳ Пресс-релизы, пресса, журналисты
- ↳ Журналажа
- ↳ Соревнования
- Сообщество SAON.ru
- ↳ Фотоальбомы, видео, отчёты
- ↳ Фильмотека SAON (фильмы об авиации)
- ↳ Кунсткамера
- ↳ Белый список
- ↳ Библиотека. Файлы. Диски, книги... Лётные карты, сборники, диски с картами
- ↳ Наш портал. Наша курилка. Участники, ассоциации. Вопросы, обсуждения
- ↳ Записки на карте МВЗ
- ↳ Дни рождения
- ↳ Авиационный флуд, флейм, юмор