#259
Сообщение
VK68 » 27 окт 2013, 00:14
В Прагу можно просто приезжать что бы поесть, я просто обожаю их кухню. Не скажу что они в этом плане "законодатели мод", ведь есть еще много мест , где зайдя в любой ресторанчик , можно не читая меню просто ткнуть наугад пальцем в любую строчку и быть полностью удовлетворенным когда принесут исполненный заказ. ( про цены я вообще молчу...!)
Утром следующего дня мы запланировали поездку в Прибрам, где стоял мой самолет. Погода была пасмурной, но надо было сделать несколько тестовых полетов над аэродромом. Конкретных планов на наше путешествие мы не строили, и решили что планы будут строится сразу после того как мы опробуем самолет, в воздухе и на земле, так сказать познакомимся с ним. До сих пор Ацтек никто кроме меня не видел, и друзья мои с трудом представляли как именно все будет происходить, насколько комфортно будет лететь. А уже после этого спланируем куда лететь...
Вместе с Петром, владельцем сервиса и одновременно пилотом, я поднялся в воздух и сделал несколько конвееров, с заходом на посадку через облачность. Нижний край был метров 250-350, местами накрапывал дождик и я с удовольствием воспользовался ситуацией, используя ее в полной мере. После взлета- пробиваю облачность, набираю высоту, над облаками делаю круг, потом снижаюсь, захожу в облачность строю заход по приборам. Все в порядке, к своему удовольствию я чуствовал самолет уверенно, долгий перерыв и частые полеты на вертолете никак не повлияли на мои способности управлять самолетом и это меня радовало. Я был крайне счастлив снова сеть за штурвал Ацтека и с упоением наматывал круги.
Уже после тестового полета мы решили полетать по кругам всей компанией. Пятером мы расселись в самолете и собрались взлетать, но ничего у нас не получилось. Над аэродромом начался противный плотный дождик, видимость упала наверное до двух километров. Посидев пол часика в салоне ожидая погоды, мы в конце концов решили не лететь. Погода окончательно испортилась, и настроя мотать круги в таких условиях ни у кого не было. Все было и так ясно, самолет все понравился и мы решили вернуться в гостиницу что бы спланировать наш маршрут.
Из пяти человек принимавших участие в нашем увлекательном путешествии, пяти - было абсолютно наплевать в какую сторону лететь, лишь бы сверху не капало. По этой причине мне показалось что лететь в сторону Словении будет не самй плохой идеей, полоса в Порторож интересная, кухня великолепная, вода в море теплая... Кроме того, полет над Альпами всегда будет отличаться новизной вне зависимости от того где вы их пересекаете и как, горы всегда останутся горами непредсказуемыми и коварными.
Подготовив карты с нанесенным маршрутом, я выписал всю необходимую информацию в наколенный блокнот, сделал несколько скриншотов с схемами аэродромов на которые возможно придется садиться если наши дальнейшие планы изменятся.
После того как все было готово, мы всей толпой вывалились на улицы Праги...
Утром, сразу после завтрака мы погрузились в ниссан и выехали в Прибрам.
Погода была вполне удачной для путешествия. Над аэродромом была облачность примерно на 4-6 октантов, нижний край метров 700 , слабый ветерок.
Мы загрузили свои походные сумки и чемоданы в багажники самолета, примерно распределив их по весу между носовым и хвостовым отделением. Самолет был загружен по максимуму- полные баки на 700литров, пятеро человек и багаж... Я честно говоря переживал о том на каую высоту мы сможем забраться при такой загрузке. Маршрут был проложен на прямую, без зигзагов и безопасная высота была где-то за гранью 10.000 футов. Три года назад летая впятером в Америке , мы с такой же загрузкой набрали 11500 с большим трудом... Недолго посовещавшись, мы решили что если над альпами из за перегруза мы не сможем набрать нужную высоту, то выкинем толстяка... Идею поддержали четверо из пяти, то есть большинством голосов этот вариант приняли за основной. Узнав о таком развитии событий, Гия на всякий случай сел во второй ряд, расчитывая что оттуда его будет вытолкать не так просто.
Самолет тяжело разбежался и пошел в набор. Не сказать что я очень ощущал максимальную загрузку, но в наборе вес давал о себе знать. Уперевшись в нижний край облачности мы окунулись в серо-белую массу облачности и начали ее пробивать. Через пару минут над нами стало светлее , это говорило о том что через несколько секунд мы выйдем из облаков и это очень приятный и красивый момент. Мне почему-то всегда приятнее выходить из облаков а не влетать в них...
Наконец этот торжественный и приятный момент настал, мы вынырнули из белой массы и оказались ослепленными полуденным солнцем. Самолет все так же продолжал набирать высоту, в первые мгновения все еще хватая крыльями верхушки облаков, влетая в них на мгновения. Настроение у всех поднялось. Тут надо заметить что из четырех пассажиров, двое имели небольшой опыт полетов на одномоторных Текнам, это были Тарас и Петя, Гия и Алексей- наоборот , они никогда не летали на маленьких самолетах, более того, они реально страдали аэрофобией. Что именно их сподвигло на это путешествие я так до сих пор и не понял... Люди , которые боятся летать- собрались в путешествие на легком двухмоторном самолете. Это все равно как человеку боящемуся собак, предложили на время отьезда хозяина в отпуск, приютить у себя на время питбуля... при этом кормить его кошками.
Что сделано, то сделано, я оглянулся назад что бы посмотреть как ведут себя пассажиры, и если бы я их не знал лично, я бы все равно с легкостью определил кто из них страдает от аэрообии...
Чуть больше чем через полчаса мы долетели до Альп. Высота была около 10.000 футов и больше я пока не набирал. Над горами была плотная облачность, это было отчетливо видно. Циклон перемещался с запада на восток и по прогнозам не должен был нам помешать пересечь горы по выбранному маршруту на нашей высоте. Еще через десять минут стало ясно, что прийдется уходить вправо, пытаясь облететь облачность. Прямо перед нами и слева от нас была непроглядная стена в которую я не планировал заходить. Пробить ее выше - безнадега, я и так еле набрал 11000 и летел практически над облачностью все больше отклоняясь на запад, там где была видимость. Мы летели в расслоении - снизу , сверху и слева были облака. Самолет шел в самом тонком месте этого "клина". Отклонение от курса сначало было 10* , потом 15, 20 ... и чем дальше мы летели, тем дальше приходилось уходить правее пытаясь лететь визуально. Я знал, что западнее нашего маршрута горные пики были гораздо выше, подтверждение этому мы видели время от времени, пролетая рядом с торчащими из облаков угрюмыми снежными скалами. Зрелище для моих пассажиров было не обычное и по их рожам я видел что не очень приятное. Каждый отвекался от плохих мысле как мог. Мне оставалось только комментировать свои действия и успокаивать их , обьясняя почему мы летим не совсем туда куда надо...
- ну зачем лезть в облачность...? Видели какие острые пики мы пролетали? А если бы летели в облаках? Мы бы - того... Но мы же не хотим того... поэтому летим там где их видно...
- может нам тогда выше лететь..?
- выше лететь мы не сможем, для этого прийдется толстяка выкинуть!
- нахер! Лети как есть!!! - оживился толстяк.
Видимо за нашим пролетом внимательно наблюдал диспетчер Вены:
- N40SJ, вы куда летите?
- В Порторож, здесь облачность, пытаемся ее визуально обойти с запада.
-Понял вас!
Минут через 20 такого облета, видимость по курсу стала лучше, потом начала проявляться понемногу и левее. Я взял спрямление на прежний курс. В итоге мы ушли западнее от первоначального маршрута наверное километров на 70. Забирая все больше влево, стало видно что циклон мы облетели достигнув его самого западного края и теперь нижний край облачности начал понемногу опускаться. Понемногу начал опускаться и я, сначала прибрал высоту до 10, потом до 9 тысяч футов. Под нами начали появляться разрывы облачности сквозь которые проглядывались Альпы.
Нас вызвал диспетчер Люблян , поинтересовался как у нас дела, сказал что у них хорошая погода и мы можем при необходимости смело снижаться. Я поблагодарил и воспользовался полученной информацией нырнув в разрыв облачности. Нижний край верхнего слоя был где-то на семи тысячах, мы заняли 6000 и летели чуть ниже самых верхних пиков. Как только снизились нас начало потряхивать, я в отличии от пассажиров не стал придавать этому особого значения списав все на горные воздушные потоки. Но через какое-то время тряска стала жестче и пассажиры мои зашевелились как домашнии животные которые почувствовали приближение хищника. Я начал обьяснять почему самолет так трясет, но это мало их успокоило. Когда эта тряска стала и меня раздражать , я попробовал набрать высоту в надежде что выше не будет таких потоков, но мои ожидания не оправдались. Максимум что я смог- подошел к нижней кромке облачности которую недавно прошел. Набирать прежние 9-10 тысяч в условиях облачности , в горах я даже и не думал.
Мы летели над Словенией, горы под нами были не выше 3 тысяч, но трясти нас меньше не стало, наоборот, самолет стало кидать и просаживать так, что мы подлетали в своих креслах и становилось реально тяжело управлять. Я взялся за ремень, притянул его потуже и прицепил боковую наплечную лямку. До точки оставалось минут 20-25, мне было непонятно откуда взялись такие потоки, ведь горы уже закончились. Уже после посадки мне сказали что такое явление здесь не редкость,- местный "бора-бора" с моря бывает очень мощным и порывистым, видимо именно такой мы и словили...
Сказать что мои пассажиры переживали,- не сказать ничего. Все конечно верили в мои басни про ветер и надежность конструкции самолета , но по лицам я видел что мысленно они проклинали эту идею с полетами и готовы были угондошить меня в любую секунду. От самосуда их останавливало только то, что в случае рассправы надо мной , их положение только усугубится. Я летел в клетке с хищниками...
Хищников то подбрасывало то трясло, они молча терпели, хватались на очередной воздушной яме за спини кресла и беспомощно крутили головами пытаясь увидеть то, что нас так трясет.
Тем временем мы подошли к точке входа в круг. Полоса в Порторож одним торцом упирается в море, другим в основание горы. Конечно удобнее заходить со строны моря, но в тот день полоса работала с посадочным курсом, которы подразумевал заход с горы. Я начал готовится, - снизил скорость , выпустил шасси и закрылки, щелкнул необходимыми при посадке выключателями и нацелился на полосу пытаясь выдерживать скорость и направление. Диспетчер дал последние указания и свежие данные по ветру. Ветер был боковой , метров 20 с порывами до 25... тогда я не обратил особого внимание на численные значения, мне достаточно было просто понимать, что ветер сильный и боковой. Точные цифры я переспросил уже в FBO после посадки.
Поддерживать посадочную скорость при заходе с горы и при порывистом боковом ветре оказалось не так просто. Нас нещадно сносило влево от глиссады и чем больше я приберал газ, тем больше нас сносило. Уже на выдерживании при гашении скорости, нас просто выдуло за пределы полотна ВПП, пришлось значительно развернуть самолет носом к ветру и добавить газу для того что бы вернуться на ВПП. Вновь оказавшись над полосой, самолет летел со скольжением наверное градусов в 30 к оси . Я убрал газ, и коснулся полосы с одновременным выравниванием курса, колесам все же досталось от боковой составляющей, но это уже осталось в прошлом, я убрал механизацию и катился в сторону парковки. К нам на встречу ехал местный мопед с табличкой "следуйте за мной".
Иногда бывает очень приятно посещать те места скоторыми у тебя связаны приятные воспоминания, это был именно тот случай. В 2009 году когда мы с Вадимом Тарасюком брали в аренду С-172, мы два дня были в Порторож. И вот теперь по прошествии четырех лет я снова здесь, только теперь на своем самолете, черт подери... как это приятно!!!
-
Вложения
-
