А военные вертолетчики продолжали нести свою службу на земле в ожидании прибытия на остров высоких гостей… Без них возвращаться в Воркуту мы не могли (нас бы просто не заправили по пути), а Северный Полюс был в каких-то 1050 км от нас… Конечно, упускать такую возможность мы не имели права. Мы знали, что возле Полюса недавно открылся временный ледовый аэродром Барнео. Созвонились с администрацией аэродрома еще в Москве и договорились о покупке Jet A-1 по 3,250 евро за бочку, через Москву подали флайт-план и долго не могли уснуть, ведь наверное каждый пилот мечтает хоть раз в жизни посадить свое воздушное судно на Полюс Земли.
ЛОДОШНИК накануне подал на нас план "Нагурское" ДЦТ "Барнео" ДЦТ "Нагурское" - и этот план прошел!

Впрочем, подробности расскажет сам ЛОДОШНИК, я надеюсь. Мы с Димой оставили дома загранпаспорта, и я слегка переживал: еще в Москве я читал дневники "Барнео", там было про две "восьмерки" "АЭРОГЕО" - что "вчера они вылетели на Дудинку, а сегодня,
пройдя пограничные и таможенные формальности, вылетели на "Барнео". Мы же даже при наличии загранпаспортов пройти эти формальности не могли - на "Нагурском" нет пограничного КПП. Впрочем, мой паспорт вообще оставался на "Нагурском", пока я летал к Полюсу
Утром 8 апреля мы с Димой и Олег Продан взлетели на Север. Военные вертолетчики тепло и, как мне показалось, немного с завистью пожелали нам удачи. Комэска Сережа Кирюшкин сказал: "Миша, даже если меня выгонят из Армии, я к вам прилечу - звоните!" Нам предстояло подняться по Глобусу более чем на 9 градусов – и затем безопасно вернуться назад. Погода в этот день была как по заказу, только ветер оказался встречным. С учетом вчерашнего опыта мы взяли с собой два новых насоса для перекачки керосина и надеялись, что других сюрпризов уже не будет.
Медленно, но неуклонно мы продвигались к Полюсу, каждый час докладывая о себе РП "Нагурское" по телефону и отсылая текстовые сообщения с координатами ЛОДОШНИКУ. На экране GPS-приемника медленно менялись значения северной широты: 81-82-83-84…-88… Примерно на этой цифре наш Garmin «сошел с ума» - линия на Полюс изогнулась под прямым углом, а 10-минутная линия направления начала изгибаться в разные стороны.
До Полюса 138 км. До Барнео - 180. Летим и думаем: на какой скорости проходить этот крутой поворот?
Или вот так, за 35 км до цели:
Я переключил экран одного GPS-приемника в режим указания цифровых координат, и мы начали ориентироваться по цифрам. Наконец, мы достигли отметки 89 градусов 59.980 минут северной широты – более точно определить Полюс не смогли.
Решили, что несколько десятков метров – допустимая погрешность, сели на лед, и я увидел, что мы удаляемся от Полюса. Льдина дрейфовала со скоростью около 300 метров в час!
Вот, как-то так мы искали Полюс... Пока я настраивал режим скрин-шота, мы немного отъехали в сторону. СМС ЛОДОШНИКУ была отправлена чуть ближе к Полюсу
Естественно, мы поскорее водрузили около земной оси флаг "Авиамаркета" и гордо сфотографировались с ним! Мы радостно звонили родным и коллегам! Это был первый в Истории R66 на Полюсе. Мы с Димой понимали, что сделано только полдела – нам еще нужно вернуться домой, но я, помнится, сказал: "Дима, даже если мы теперь угондошимся - мы все равно УЖЕ СОВЕРШИЛИ безопасную посадку на R66 на Полюсе!". Дорога от аэродрома «Нагурское» до Полюса заняла у нас 6.8 часов полетного времени из-за сильного встречного ветра (с одной посадкой на перекачку керосина насосом из доп бака в основной). Кстати, мы заодно с Димой совершили "кругосветку" - на вертолете облетели вокруг флага и пересекли все меридианы!
Последний звонок Дима нанес владельцу "Авиамаркета" С.Филонову и на его вопрос о матчасти ответил:"Матчасть ведет себя идеально!"
Сразу после этого мы решили взлетать, Дима включил зажигание, нажал кнопку стартера и… мы услышали только щелчки реле – турбину стартер не раскручивал. Несколько попыток ничего не изменили – мы сидели на Северном Полюсе, и двигатель вертолета не запускался. Я с некоторой иронией подумал про себя, что вертолетчики с аэродрома Барнео нас, конечно, вытащат – до них всего 42 км. И на Северный Полюс мы все-таки безопасно прилетели из Москвы на вертолете – не на поезде же нас сюда привезли. Но было досадно представлять ухмылки «бывалых» полярников: мол, Арктика - не место для «вертолета выходного дня». Однако буквально через пару минут Дмитрий взял металлическое древко от флага нашего аэроклуба (не зря везли на Полюс!) и легонько постучал им по корпусу стартера. Он объяснил мне, что этот старый стартер ставили еще на Bell-206, и подобные отказы случались и раньше. Отчего Rolls Royce не использует новые, гораздо более компактные стартеры, мне не понятно. Впрочем, в авиации вообще часто предпочитают старые, проверенные десятилетиями решения – даже если за это время появились новые технологии.
Забегая чуть вперед, скажу: этот наработавший к тому моменту 600 часов стартер до возвращения в Москву еще трижды отказывался крутиться без стука по нему чем-нибудь тяжелым. В Буньках его разобрали и ничего не нашли.
В общем, после вмешательства Дмитрия стартер заработал как ни в чем ни бывало, и двигатель бодро запустился. Мы взлетели и по Гармину не могли понять, куда именно нам надо было лететь: силуэт самолетика смотрел в одну сторону, ЛЗП была направлена в другую, а 10-минутная линия направления показывала в третью, еще и изгибаясь, как змея. Я начал докладывать Диме удаление от Барнео, и когда расстояние стало сокращаться, мы поняли, в какую сторону нам надо лететь.
Вот примерно так это выглядело
А так - почти сразу после взлета с Барнео на Нагурское
Сразу после взлета мы услышали в эфире радиообмен:
- Барнео, (бортовой номер "восьмерки") захожу на посадку... (удивленным голосом) наблюдаю взлетевший с Полюса Robinson
Еще больше он удивился, когда мы по-русски ответили, что тоже его наблюдаем и попросили передать привет его начальнику Саше Мамаеву
В общем, минут через двадцать сели на Барнео, пообедали, заправились, заплатили за керосин плюс 90 с чем-то тыщ рублей за взлет-посадку (всего под 400 тысяч нам с Димой на двоих обошлась эта прогулка) и пошли обратно.
Сели на Барнео
Теперь мы уже летели в сторону Москвы. Ветер не так мешал, и обратный путь до аэродрома занял у нас всего 6.1 часа. Мы перед посадкой еще прошлись по заливу, где Дима накануне высадил ученых (и обещал их забрать на базу - но они уже оттуда уехали на снегоходе). На аэродроме нас встречали наши новые друзья с файерами в руках, хотя по местному времени шел уже первый час ночи… РП тоже не спал и с явным облегчением в голосе разрешил посадку. Всего в этот день мы провели в воздухе 13.3 часа и прошли 2186 км, а от старта до финиша прошло больше 15 часов – но каких часов! Мы побывали на Полюсе!
Теплая встреча в ночи...
Мы выключились. Что мы чувствовали - словами не передать. Такая сладостная усталость от офигительно сделанной любимой работы! Я думаю, счастлив тот, кто хоть раз в жизни испытывал такое. И тут наши товарищи - военные парашютисты (которые обеспечивали там поиск и спасание грядущих Высоких Гостей) несколько виновато спросили нас: сильно ли мы устали? Они сидели все эти дни на земле и очень хотели прыгнуть - а "восьмерки" не летали. Им и надо-то было всего 1200 метров... Благородный Дима сказал, что бросит их прямо сейчас (кто знает, что будет завтра), я нажал тангенту - но РП уже не отвечал... Один из парашютистов побежал на заставу в квартиру к РП, вскоре вернулся и передал слова РП, что "он спит и ничего не видит"

В общем, в этот насыщенный день мы доставили радость не только себе...
Потом в белой ночи отметили это все, конечно

В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)