управление энергией
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
управление энергией
навеяло чтением thread-а про "осевую авторотацию" и решил что стоит наверное немного обсудить саму природу авторотации, а в частности управление энергией.
как только двигатель по той или иной причине перестает быть преобразователем химической энергии топлива в механическую в количестве необходимом для поддержания вращения несущего винта, и соответственно полета, остается три источника энергии доступные пилоту - высота, скорость, и инерция самого несущего винта. Первый источник это потенциальная энергия, а второй и третий кинетическая.
Давайте, например, посчитаем сколько есть времени у пилота R22, летящего со скоростью 85 узлов. Для поддержания этой скорости без снижения или увеличения высоты полета R22 требуется примерно 83 лс. Энергия несущего винта R22 при вращении 104% составляет примерно 100 лс-секунд, то есть пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то несущий винт по сути перестанет играть какую-либо аэродинамическую роль и вертолету вместе с пилотом не останется ничего иного как устремиться камнем к земле. Поэтому очень важно вовремя распознать отказ двигателя иначе может оказаться что уже поздно.
С точки зрения использования энергии авторотацию можно разделить на три этапа. На первом расходуется потенциальная энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие кинетической энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота, и потенциальная энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем кинетическую энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшения скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку.
как только двигатель по той или иной причине перестает быть преобразователем химической энергии топлива в механическую в количестве необходимом для поддержания вращения несущего винта, и соответственно полета, остается три источника энергии доступные пилоту - высота, скорость, и инерция самого несущего винта. Первый источник это потенциальная энергия, а второй и третий кинетическая.
Давайте, например, посчитаем сколько есть времени у пилота R22, летящего со скоростью 85 узлов. Для поддержания этой скорости без снижения или увеличения высоты полета R22 требуется примерно 83 лс. Энергия несущего винта R22 при вращении 104% составляет примерно 100 лс-секунд, то есть пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то несущий винт по сути перестанет играть какую-либо аэродинамическую роль и вертолету вместе с пилотом не останется ничего иного как устремиться камнем к земле. Поэтому очень важно вовремя распознать отказ двигателя иначе может оказаться что уже поздно.
С точки зрения использования энергии авторотацию можно разделить на три этапа. На первом расходуется потенциальная энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие кинетической энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота, и потенциальная энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем кинетическую энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшения скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку.
Последний раз редактировалось lt.ak 24 июн 2009, 11:46, всего редактировалось 1 раз.
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: управление энергией
Нужно поменять местами "кинетическая" и "потенциальная" и будет верноlt.ak писал(а):
С точки зрения использования энергии авторотацию можно разделить на три этапа. На первом расходуется кинетическая энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие потенциальной энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота и, соответственно кинетическая энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем потенциальную энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшия скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку.
"На первом расходуется потенциальная энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие кинетической энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота и, соответственно потенциальная энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем кинетическую энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшия скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку
Re: управление энергией
спасибо ... во втором параграфе написал правильно ... а в четвертом опечатался ... наверно потому что уже к тому времени выпил баварского пива ...L13 писал(а):Нужно поменять местами "кинетическая" и "потенциальная" и будет верно
...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: управление энергией
Понял, главное при сирене не пытаться вспоминать двухминутный текст про энергию.lt.ak писал(а): пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то
Re: управление энергией
правильно ... поэтому народ учат не снимать руку с ручки ШГ ... и тренируют реакцию "ручку ШГ вниз" до рефлекса ...Ритон писал(а):Понял, главное при сирене не пытаться вспоминать двухминутный текст про энергию.lt.ak писал(а): пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: управление энергией
Я такое же рассуждение слышал в фильме Робинсона по безопасности в изложении Фрэнка. Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом ). На меня тогда это произвело сильное впечатление, сразу начал по другому осмыслять процесс авторотации. Еще, в том фильме, было несколько видео сюжетов катастроф, снятых любительскими камерами, тоже было откровение (такого в воскресной школе не преподают )
Re: управление энергией
А где ты такое кино взял, Саш? В интернете нет?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: управление энергией
тебе его покажут ... ... через месяц ...Misha писал(а):А где ты такое кино взял, Саш? В интернете нет?
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: управление энергией
Прислали с helicoptersonly. Могу тебе перекатать при случае, он без защиты .
Re: управление энергией
А мне можно перекатать при случае?
Re: управление энергией
можно и это посчитать ... продолжая мой пример с R22 предположим что полет проходит на "партизанской" высоте в 100 метров или 330 футов ... итого у нас всего примерноRODEO писал(а):... Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом ). ...
100 + 712 + 726 = 1538 лс-сек
сохраненной энергии (712 это кинетическая при 85 узлах, 726 это потенциальная при 100 метрах).
Для авторотации на R22 нужно примерно 75 лс ... то есть у нас есть примерно
1538 / 75 = 20.5 секунд
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: управление энергией
Всем перекатаю (кто побывает в Мин Водах ). Тебе Ян -Две
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: управление энергией
Проблема одна есть. Партизаны у нас на 100 метров редко поднимаются .lt.ak писал(а):можно и это посчитать ... продолжая мой пример с R22 предположим что полет проходит на "партизанской" высоте в 100 метров или 330 футов ... итого у нас всего примерноRODEO писал(а):... Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом ). ...
100 + 712 + 726 = 1538 лс-сек
сохраненной энергии (712 это кинетическая при 85 узлах, 726 это потенциальная при 100 метрах).
Для авторотации на R22 нужно примерно 75 лс ... то есть у нас есть примерно
1538 / 75 = 20.5 секунд
Re: управление энергией
если "партизан" на высоте 50 метров то примерноRODEO писал(а): ... Проблема одна есть. Партизаны у нас на 100 метров редко поднимаются .
(100 + 712 + 363) / 75 = 15.5 секунд
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: управление энергией
Я, помнится, секунд 10-15 и сыпался метров с 70. Чисто по внутреннему ощущению Реально - может меньше, а может и больше. На 44-м, правда...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)