Для пролога небольшая цитата из сегодняшней ленты новостей:
А вот некоторые выдержки из одной старой газеты:ВАРШАВА, 18 фев - РИА Новости.
Польские следователи готовы к проведению эксперимента в рамках выяснения обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском с помощью второго польского Ту-154, заявил генеральный прокурор Польши Анджей Серемет.
МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Шампанское от президента
Награда за выполнение самого ответственного в карьере боевого летчика полета
Владимир Григорян был "обречен" связать себя с авиацией: он ведь родился в Сызрани - городке, в котором находится известнейшее военное училище, занимающееся подготовкой пилотов вертолетов, и об этой профессии с раннего возраста мечтает почти каждый мальчишка…
Четыре курсантских года в родном городе пролетели как один миг. А потом офицерская судьба завертела Владимира по различным гарнизонам со скоростью крутящихся винтов Ми-8…
Встреча нового века
Но, наверное, самая необычная в карьере Владимира Григоряна задача была поставлена в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год. 31 декабря в 20 часов поступила команда подготовить вертолет и находиться в готовности "номер один". В 21 час поступил приказ перелететь на аэродром под Махачкалу. Григорян вспоминает, что на взлетной полосе тогда собралась большая группа вертолетов: два Ми-8, два Ми-24, один Ми-26. Вокруг большое количество охраны. В 22.30 приземлился самолет, из которого вышел исполняющий обязанности президента России Владимир Путин с супругой, капитан 2 ранга с ядерным чемоданчиком, православный священник, мулла, телохранители, артисты Михаил Евдокимов, Александр Розенбаум и Михаил Боярский...
Полковник Григорян до последнего момента не знал, куда предстоит лететь. Перед самым вылетом к нему подошел человек в гражданской одежде, показал точку под Гудермесом рядом с железнодорожной станцией и сообщил, что площадку обеспечивает милиция. Поднявшись в воздух, группа вертолетов попала в полосу тумана. На высоте 1100 м вошли в район предполагаемой посадки. Григорян сделал четыре захода, но туман оказался столь плотным, что приземлиться не было никакой возможности даже после того, как милиционеры по просьбе летчика пустили несколько ракет.
Во время полета в кабину несколько раз заходил тот же человек в штатском (как оказалось позже - заместитель директора ФСБ) и передавал, что первое лицо государства настаивает на посадке. В той обстановке это было трудное решение (однако, как и сегодня считает полковник Григорян, единственное правильное), но опытный летчик его принял - вертолет взял обратный курс на Махачкалу. По словам Владимира Григоряна, садиться в Гудермесе в тех условиях было никак нельзя. Помимо плохой видимости, на то имелись еще две причины: рядом с обозначенным местом приземления находилось два башенных крана и руководили посадкой люди, которые не были готовы в сложных метеоусловиях руководить действиями пилотов.
Нужно отметить, что пассажиры мало себе представляли, как мучительно принимает решение командир вертолета, они даже не знали, какая ситуация за бортом. Летчик очень аккуратно управлял машиной, иллюминаторы были закрыты шторками, в кабине горел свет.
Около двенадцати ночи вернулись в Махачкалу, здесь погода немного улучшилась, небо открыло "окно", появилась возможность безопасно совершить посадку. Как раз в это время кремлевские куранты пробили полночь, небосклон над столицей Дагестана озарился множеством огней - люди пускали многочисленные фейерверки и ракеты. Чтобы обезопасить пассажиров, Григорян увел вертолет в сторону Каспийского моря.
После приземления последним из вертолета выходил капитан 2 ранга с ядерным чемоданчиком. Он пошутил: "Командир, ты нас обманул, обещал, что 45 минут будем летать, а возил нас целый год..."...Полковник Григорян и его экипаж, оправившиеся от неподъемного груза ответственности, лишь через пару часов в Каспийске вместе со своими товарищами отмечали наступление нового века и дегустировали подаренную будущим президентом России бутылку шампанского.
Источник: газета «Независимое военное обозрение» №27, 2007.