Москва - Соловки и обратно (уже не проект).

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
501
Новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 23:49

#61 Сообщение 501 » 25 авг 2008, 00:02

Jan писал(а):Завершающее фото.
Ян привет. Так вот для чего этот страшный фотик :) А где ещё 3 фотографии?

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#62 Сообщение Jan » 25 авг 2008, 00:08

Ага, для этого! :). Остальные фотографии будут вручены лично при встрече - смысла нет выкладывать их в таком размере. Рад тебя видеть.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#63 Сообщение Jan » 23 сен 2008, 10:50

Т.к. непосредственно до Соловков так и не добрались, решено повторить эксперимент. Для начала решил озадачиться разрешением на полет. Оказалось, что процедура претерпела некоторые изменения. В настоящее время Архангельский УГАН уже не имеет отношения к выдаче разрешений и вообще, процедуру решено сильно упростить. Пока что это выглядит следующим образом:
1. За день-два на имя начальника (зам. начальника) 2-го Архангельского авиаотряда отправляется факс с указанием маршрута, временем и фразой - "...оплату услуг аэродрома гарантируем за наличный расчет..". На этом все. Вежливо будет перезвонить перед тем, как отправлять факс. Надо учитывать, что аэродром Соловки сертифицирован под любые типы вертолетов, в случае с самолетами все может быть совершенно иначе.
2. Подается обычная заявка. При попадании ее во 2-й Архангельский авиаотряд (МДП, к котрому относятся теперь Соловки), заявка проходит без проблем.
3. Устное пояснение и разрешение происходит при контактировании с Давыдов Юрий Егорьевич - начальник 2-го Архангельского авиаотряда
Кадринский Михаил Анатольевич - зам. начальника.
Тел. (8182)462151, факс 462161.

Думаю, что пока погода хорошая, надо выбираться.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#64 Сообщение Jan » 30 сен 2008, 19:14

Сегодня заказным письмом с уведомлением о вручении (стоимость марок на конверте на 160 рублей) получен счет за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и МВЛ за перелет Москва - Бесовец - Москва.

Адресовано: Частный летчик Череззаборногузадерищенский Я.В. адрес....

В счете:

Центр Великие Луки.
Время полета - 0.7 часа. Цена 24 рубля 64 копейки.
Центр Петрозаводск - Бесовец
Время полета 1.2 часа. Цена 21 рубль 12 копеек.
Центр Санкт-Петербург (Пулково)
Время полета 1.3 часа. Цена 22 рубля 88 копеек.
Новгородский МДП
Время полета 0.7 часа. Цена 12 рублей 32 копейки.
Общий счет - 106 рублей 71 копейка (я там еще пропустил позицию).

Конверт по-прежнему явно дороже. Непременно оплачу... Это ведь так трогательно..

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

#65 Сообщение engin » 30 сен 2008, 23:04

Когда состоится ? Ждем фотоотчета ! А еще как там с посадкой если на Тэхе полететь ?
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#66 Сообщение Jan » 01 окт 2008, 11:02

Состоится, как только погода позволит. На самолете - без проблем, только одно - потребуется согласование (возможно), потому как у аэророма явно указаны типы ВС, под которые он сертифицирован, а также "для вертолетов всех типов".

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

#67 Сообщение VK68 » 01 окт 2008, 12:08

Про "танкер" не забывайте... :( . Погода вроде пока плохая , может успею еще... :)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#68 Сообщение Jan » 01 окт 2008, 17:07

Про "танкер" не забываем. :).

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#69 Сообщение Jan » 10 окт 2008, 00:50

Сегодня проект все же завершен. Слетали на Соловки. Официально получили разрешение на полет. Все сотрудники аэропорта специально вышли на работу, так как наш "рейс" был единственным за сегодня. Приняли радушно. Бумаг много заполнять не пришлось - решение на вылет, метео, оплата использования аэродромом.

В промежутках между прилетом и возвращением проехались по острову вокруг Соловецкого монастыря, выпили чашку чаю в местной гостинице.

Детали, фотографии, рассказы - чуть позже. Устали очень.

Главный человек во всей истории - Евгений (он же Карел). Если бы не его участие в проекте - все было бы либо невозможно, либо сильно осложнено.

Из предварительных ощущений - изумительная погода на всем маршруте - солнце, полная видимость с попаданием в СНЕЖНУЮ тучу прямо над Соловками. Не думал, что в октябре можно полетать в метели..

С уверенностью могу сказать, что соленые грибы, копченое сало и водка - вполне себе очень даже сочетаемые продукты..

Сбивание намерзшего льда с бочки (топливо) поутру было несколько неожиданным - в Москве было плюс 12, в Петрозаводске в момент вылета было минус 2. При этом ярко светило солнце.

L13, принявший повтороно участие в эксперименте, поразил умением находить элегантный выход из совершенно нештатных ситуаций. Да что там "ситуаций" - я чувствовал себя практически белоручкой - даже бензином всего один раз облился (обычно у меня есть традиция поллитра из каждой канистры выливать на себя.). А тут даже упоминать неудобоно как-то.
Последний раз редактировалось Jan 10 окт 2008, 10:21, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Behemoth
Новичок
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 18:27
Member of AOPA: No
Откуда: Moscow

#70 Сообщение Behemoth » 10 окт 2008, 06:52

Молодцы :D

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#71 Сообщение Jan » 10 окт 2008, 11:03

Кратко. Чуть фото. Чуть пояснений.
Полет был сугубо официальным. Но т.к. общение в аэропортах привносит некоторую суету, решено было стартовать с той самой площадки, на которой завершилась предыдущая экспедиция, без "залета" в аэропорт Петрозаводск - Бесовец. Дело не в тяжести процедуры - подумаешь, пробежать пару километров, чтобы получить метео, заправку, штурмана, медицину, решение на вылет, выйти на перрон по-правильному и улететь. Всего 2-3 часа - и вы в полете. Но вылет с площадки приятен тем, что все эти процедуры сильно упрощены и "пробег" явно уменьшается.

Так как на пролет до Соловков отдельно теребовалось разрешение (МВЛ по согласованию), то разрешение было получено дважды. В первый день просто не успели, а перенос возможен только в течение суток. На следующие сутки - новая заявка со всеми согласованиями.

С погодой повезло исключительно и невероятно. В начале октября попасть на 2 солнечных дня - ну, повезло.

Пока чуть фотографий и некий анонс.
Вложения
S1.jpg
S1.jpg (57.77 КБ) 6732 просмотра
10.jpg
10.jpg (85.91 КБ) 6731 просмотр
9.jpg
9.jpg (43.79 КБ) 6731 просмотр
8.jpg
8.jpg (43.1 КБ) 6731 просмотр
7.jpg
7.jpg (70.78 КБ) 6731 просмотр
6.jpg
6.jpg (71.06 КБ) 6731 просмотр
5.jpg
5.jpg (48.62 КБ) 6731 просмотр
4.jpg
4.jpg (43.54 КБ) 6731 просмотр
3.jpg
3.jpg (25.7 КБ) 6732 просмотра
2.jpg
2.jpg (89.74 КБ) 6732 просмотра

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

#72 Сообщение engin » 10 окт 2008, 12:21

Просто абалденно !!! Ждем подробного отчета !!!
Искренне и по доброму завидую !
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#73 Сообщение Jan » 10 окт 2008, 22:30

Соловки уже были идеей фикс достаточно давно. Достаточно посмотреть на дату первого сообщения в теме, плюс добавить пару лет - так как первая попытка должна была быть осуществлена на самолете.

Но в то время не было понимания, что самолет - это не средство передвижения, а роскошь.. Расстояние измерялось в часах, погода рассматривалась исключительно в качестве некого "приземного слоя", а выше, над облаками - там всегда можно летать.

Прошло чуть времени и факт того, что для самолета нужны полоса и хорошая погода, усугубленный пониманием, что если лететь высоко, то по дороге ничего не видно, а также главное - на Соловках НЕТ НИКАКОГО ТОПЛИВА, привел сперва к попытке овладеть вертолетом, затем приспособить его для исполнения задуманного. Впрочем, вопрос с топливом по-прежнему стоял остро. Уже был присмотрен запасной аэродром - Гирвас. Аксакалы рассказывали любые истории, от того, что полосу для стратегических бомбардировщиков охраняют 2 прапорщика и злая собака неизвестной породы по кличке Спирт (впрочем, я прапорщиков понял бы) до историй о том, как на полосе проводятся байкерские слеты, а территория вокруг украшена водопадом, кафе-шашлычной и арендой палаток, которые можно устанавливать прямо за зданием КП..

Первая вылазка была наивной и по данной причине, естественно, обречена на провал. Нет, можно было бы просидеть в городе Петрозаводске в ожидании официальной погоды (с самолетным уклоном), периодически доказывая инспекторам, что данный вертолет (Raven II Clipper) предназначен для преодолений водных преград в том числе, старательно пряча СЛГ, в котором написано, что "полет над водной поверхностью разрешен только на удалении от береговой линии и высоте, гарантирующей посадку на сушу", а также демонстрируя спасательные жилеты, надувные матрасы, лодки, плоты, потом перезванивать в ряд организаций, получая от всех добро на перелет, согласовывая МВЛ "по согласованию" и подтверждая МВЛ "по запросу".. Короче, увлекательность процесса обещала бы быть вечной.. Мой первый инструктор, Ю.В. Апарин, с увлечением выговаривал слова "16 факсов в ПВО, затем уж в ЗЦ, а лететь - совершенно необязательно - просто уже не хочется..".

Но эта часть чуть изменилась. На полет до Соловков и обратно было наложено столько процедур и уточнений, что руководство Архангельского МДП плюнуло на все "указивки" и просто стало просить уведомить их о прилете, чтобы один нормальный мужик из Архангельска мог позвонить другому нормальному мужику в должности начальника аэропорта Соловки и пропросить сегодня принять "парочку ненормальных на легком вертолете", которые улетят через пару часов обратно.

Согласование получалось дважды. Первый раз "тазик" просто не успел окзааться в месте старта. Место старта - это отдельная история. Онежское озеро. Дорога Москва-Петрозаводск. Ровная лента отличного асфальта. Вертолет можно доставить любым путем - через МВЛы мимо Новгорода Великого, Любань, Лодейное Поле, а можно просто в качестве груза на платформе. Были опробованы оба пути. Второй оказался проще...

Прошлые ошибки были учтены - вылет из официального и крупного аэродрома - это одно, вылет с площадки - совершенно другое. Тем более, что в последнее время у меня развилась идиосинкразия на некоторых авиаторов, которые, будучи обременены как служебным положением, так и инструкцией с одной стороны, здоровой психикой и пониманием ситуации с другой стороны, гораздо проще воспринимают взлет "тазика" с далекой официальной площадки, чем выпуск его с родного аэродрома. Опять же снимается куча лишней ответственности - КВС и ВС никто в глаза не видел, нигде подписей не ставил, бланки не портил - следовательно - все хорошо.

Взлет наметили на ранее утро. В Петрозаводске ночью до минус 5, утром минус 3. 7 утра. Подготовка к полету. Заправка после перевозки, горячей водой приходится мыть блистер, т.к. по дороге он успел покрыться небольшим, но все же слоем изморози. Взлет.
- Доброе утро, Петрозаводск-Контроль!
- Доброе утро!
- Взлетели, следуем на Соловки...
- Расчетное время ПО ВСЕМ ПОД, включая посадку на Соловках?
- Э-ээээ... м-м-минуточку.. сейчас...

Только через полчаса я понял, зачем им это.. Связь пропадает, едиственный способ связи - через высотников. Но "русскоязычного" еще надо дождаться.. Чаще всего какие-нить скандинавы или финны, проговаривают скороговоркой нечто вроде "Добрий Дэн! Finair FA-089, FL38.. " и отключаются. Попытки "докричаться" через них бесполезны. Я уже дошел до идеи проорать MAYDAY, чтобы привлечь внимание, но тут Ил-18 (откуда он там взялся?) на высоте 3,5 километра ретранслировал мое местонахождение в Петрозаводск.

Ввиду приличных расстояний - на 400 км. пути - 4 ПОД, радиообмен не напрягал совершенно. Заодно выяснилось, что если до вас не могут докричаться, то на 10 минуте начинают искать подходящего "высотника", на 15 минуте звонить по телефону, на 27 минуте начинают писать первичный рапорт о "пропавшем со связи".

Запланированная по дороге посадка на геоточке и заправка "на всякий случай" была очень кстати - встречный ветер дал "среднюю скорость" на маршруте аж 137 км.

Деревенька, крыши, дымок. Утро.
- Во-оон туда подсаживайтесь, прямо на поле картофельное - уже все выкопали!
Мы знакомимся с человеком, выкатываем бочку с бензином и начинаем процесс. Ручной насос, качающий почти литр за один оборот ручки - изумительная вещь..
- Ну, а теперь на чай!
Чай - это святое. На улице солнечно и около нуля. Трава вокруг промерзла, холодно.. К чаю на столе оказываются грибы с чесноком и сметаной, 4 жареные курицы, картошка с того самого огорода, огромное блюдо бутербродов с икрой..
- А икра это щучья? (ну, городской я житель)
- Хариуса...

До Кеми 100 км, до Москвы около 1000, до Финляндии тоже около 100 или чуть меньше.. О чем могут разговаривать люди за чаем?
- Настраивал вчера тарелку на спутник - интернет совсем плохой стал.. Завтра специалисты приедут.
- А дорого спутниковый интернет пользовать?
- Да нет вроде бы.. За полгода - 16 долларов оплатил. Еще 4 на счету остались..
За окном стоит ржавый трактор Беларусь, при одном взгляде на который хочется сильно напиться и лечь спать.. Во дворе мечется здоровенная лайка и никак не может смириться с фактом присутствия вертолета на ее территории..

Искренне обещая вернуться поохотиться и половить хариуса - взлетаем. Легкий переполох в эфире - опоздали со взлетом на 10 минут, но ничего, порядок. Проходим Кемь и вот, впереди видно Белое море. Через 10 минут полета над морем уже видна гряда облаков над Соловками. Вода внизу явное не теплая. Разгорается беседа на тему того, что, мол, с жилетом получится дольше прожить в холодной воде минуты на полторы, наверное.. Нужен плот! Место плота занимают пару элегантных канист и Карел, составивший компанию в происходящем, накормивший, обогревший, сводивший в баню, расставивший топливо и сделавший кучу всего для того, чтобы полет удался. Спутники хмурятся и просят меня не шутить глупо на темы выживания, особенно когда под нами 40 км. Белого моря.

Соловки. Диспетчер суров. Пройти над КТА НЕ РАЗРЕШАЕТ. Требует соблюдать инструкцию аэродрома. И в этот момент я узнаю, что инструкций ПВП для аэродромов в РФ чаще всего нет в природе только по той причине, что пользуют одну инструкцию на все случаи жизни - ту, которая для ППП. И которой у нас нет, конечно же..

Впрочем, понять, какой круг и высота не так сложно. Виден Соловецкий монастырь и сам остров. Мне представлялось, что Соловки - это полоса, пару зданий и вода вокруг. В реалии оказыватся, что очаг цивилизации мал, остальное принадлежит озерам, сосновому лесу, каналам и грунтовым дорогам. Остров достаточно велик. На подлете виден Анзер - соседний остров, на котором, по слухам, есть скиты, где живут отшельники и одинкий монастырь. Народу на острове совсем чуть.

Заход на посадку, полоса из послевоенных фильмов про лендлиз - гофрированный метал, уложенный на землю. Аналогичную полосу я видел только на Курилах, но там она была в негодном состоянии - тут же все ровно и длинно.

Заход, посадка, подруливание на перрон, выключение. На крыльце появляется охранник с собакой, открывает ржавый замок на калитке, протягивает руку, здоровается, представляется по имени.

Мы оглядываемся. В 10 метрах здание аэропорта. Ничем не отличающееся от той, первой фотографии. За домиком виден монастырь.

На все 2 часа. За 30 минут мы находим "такси" - "буханку", платим 1450 рублей за обслуживание, счет за метео придет по почте и по безналу позже, знакомимся с персоналом и выбираемся в город. Водитель оказывается очень полезен:
- Вам сувениры нужны и чай? Счас!
В мобильный:
- Это Аграфен! Это кто? Кто это? А, Люся!! Люся, счас я к тебе 3 гостей завезу, ты им чаю нальешь? Ага!
- Это Аграфен! Матвей, ты? Ты в лавку спустись, тут люди к тебе.
Люди оглядываются вокруг. Красиво. Безалаберно. Спокойно. Никого. Дороги нет. Есть направления и валуны. 2 частные гостиницы. Есть еще, но не добрались. Через час, посетив монастырь по внутреннему периметру, тяпнули чай и помчали в аэропорт. Ну, подумаешь, что там метров 500 наберется. Пройти их - очень необычно все же..

Пока спутники бродили по монастрырю, я насладждался беседой нашего "таксиста" и проезжавшего мимо сурьезного мужчины:
- Ну, как дела?
- Да ниче, нормально так.
- Ага.. Ну а на рыбалку пойдешь?
- Пойду..
- Мормышки есть?
- Конечно. Моя дура давеча в Архангельск летала, так привезла.. Скупила все самые красивые - они ведь так блестят.. Так что у меня теперь мормышки - три коробки..
- Хорошо. Ну, приходи сегодня - гараж будем чинить.
- А что, приду! Ключ есть газовый?
- Есть. У меня еще с прошлого года остался от Пахомыча.
- А Пахомыч где?
- Ну как где, в Питер поехал, к весне вернется вроде как - обещал..
- Давай тогда..
- Давай..

Я не выдержал:
- Старого знакомого встретили?
- Да не, это сосед мой, мы с ним и с монашком водочку пили, а тут вы позвонили. Вот я и поехал.
- А как это с монахом и водку?
- А они нешто не люди? Водочку любят, конешно..


Вылет. Сердечно попрощались.
- Вась, а че этот КВС ко мне не зашел в журнале расписаться? - из окна аэропорта..
Я вспоминаю, что обещал позже, но забыл. Бегу, расписываюсь, взлетаю.

Небольшая тучка над островом.
- Ну, дождик идет, полетели..
Дождик оказывается на 10 секунд самым обычным и настоящим снежным зарядом.. Пролетаем через него - сияет солнце, впереди виден Анзер. Как будто-бы ничего и не было.

На обратной дороге из моря высовывается обалдевший тюлень и смотрит нам вслед. Через пару километров видим 3 дельфинов, почему-то белых.. На материке нам тут же попадается медведь, бредущий куда-то по делам.

Впереди Сегежа. Представьте себе сосны, синие озера и... три трубы, дымящие так, что мы уже начали думать о резкой смене погоды.. Это не погода. Туман от труб. Завод целлюлозы.. Вонь - не передать. При сильном боковом, пролетая в паре километров от труб так, чтобы все сносило не в нашу сторону, чувствуем совершенно уникальную и качественную вонь. Под нами зона - колючка, КСП, вышки. Карелия.

Чуть позже проходим Гирвас. Почти три километра изумительного асфальта в лесу. Никого. По обочинам чуть мусора, можно приземляться на любой участок. Доступ свободный. Ветер стихает, мы спокойно подходим к Петрозаводску и приземляемся на свою площадку.


Вылет в 8 утра. В 17.00 мы были уже в Петрозаводске. Пройдено 1105 километров. Обратный путь опять автомобильным транспортом.

По дороге вспоминается баня, которую Карел устроил "для начала", "легкий перекус", после которого ходилось с трудом даже мне, беседы о "водоплавающих". В процессе беседы выяснилось, что вся АОН Карелии держится вот на этих 2 людях, которые сидят за столом. И, фактически, состоит из них.

Непременно хочется вернуться в приличную погоду, с запасом бензина, никуда не спеша. Карелия - красивое место.

Ну, фотографии скажут больше или оттенят картинку. Проект завершен.
Вложения
20.jpg
20.jpg (32.71 КБ) 6705 просмотров
19.jpg
19.jpg (46.46 КБ) 6705 просмотров
18.jpg
18.jpg (47.49 КБ) 6705 просмотров
17.jpg
17.jpg (69.19 КБ) 6705 просмотров
16.jpg
16.jpg (40.89 КБ) 6706 просмотров
15.jpg
15.jpg (61.04 КБ) 6705 просмотров
14.jpg
14.jpg (43.16 КБ) 6705 просмотров
13.jpg
13.jpg (29.1 КБ) 6704 просмотра
12.jpg
12.jpg (59.31 КБ) 6706 просмотров
11.jpg
11.jpg (80.53 КБ) 6706 просмотров

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#74 Сообщение Jan » 10 окт 2008, 22:32

Вторая часть фото.
Вложения
30.jpg
30.jpg (54.77 КБ) 6704 просмотра
29.jpg
29.jpg (18.47 КБ) 6705 просмотров
28.jpg
28.jpg (25.47 КБ) 6704 просмотра
27.jpg
27.jpg (70.24 КБ) 6705 просмотров
26.jpg
26.jpg (54.95 КБ) 6703 просмотра
25.jpg
25.jpg (59.53 КБ) 6706 просмотров
24.jpg
24.jpg (44.11 КБ) 6703 просмотра
23.jpg
23.jpg (47.42 КБ) 6705 просмотров
22.jpg
22.jpg (54.78 КБ) 6704 просмотра
21.jpg
21.jpg (46.82 КБ) 6703 просмотра

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#75 Сообщение Jan » 10 окт 2008, 22:33

Третья часть фото.
Вложения
35.jpg
35.jpg (38.66 КБ) 6707 просмотров
33.jpg
33.jpg (37.43 КБ) 6706 просмотров
34.jpg
34.jpg (46.6 КБ) 6705 просмотров
32.jpg
32.jpg (31.89 КБ) 6702 просмотра
31.jpg
31.jpg (40.39 КБ) 6705 просмотров

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»