#73
Сообщение
Jan » 10 окт 2008, 22:30
Соловки уже были идеей фикс достаточно давно. Достаточно посмотреть на дату первого сообщения в теме, плюс добавить пару лет - так как первая попытка должна была быть осуществлена на самолете.
Но в то время не было понимания, что самолет - это не средство передвижения, а роскошь.. Расстояние измерялось в часах, погода рассматривалась исключительно в качестве некого "приземного слоя", а выше, над облаками - там всегда можно летать.
Прошло чуть времени и факт того, что для самолета нужны полоса и хорошая погода, усугубленный пониманием, что если лететь высоко, то по дороге ничего не видно, а также главное - на Соловках НЕТ НИКАКОГО ТОПЛИВА, привел сперва к попытке овладеть вертолетом, затем приспособить его для исполнения задуманного. Впрочем, вопрос с топливом по-прежнему стоял остро. Уже был присмотрен запасной аэродром - Гирвас. Аксакалы рассказывали любые истории, от того, что полосу для стратегических бомбардировщиков охраняют 2 прапорщика и злая собака неизвестной породы по кличке Спирт (впрочем, я прапорщиков понял бы) до историй о том, как на полосе проводятся байкерские слеты, а территория вокруг украшена водопадом, кафе-шашлычной и арендой палаток, которые можно устанавливать прямо за зданием КП..
Первая вылазка была наивной и по данной причине, естественно, обречена на провал. Нет, можно было бы просидеть в городе Петрозаводске в ожидании официальной погоды (с самолетным уклоном), периодически доказывая инспекторам, что данный вертолет (Raven II Clipper) предназначен для преодолений водных преград в том числе, старательно пряча СЛГ, в котором написано, что "полет над водной поверхностью разрешен только на удалении от береговой линии и высоте, гарантирующей посадку на сушу", а также демонстрируя спасательные жилеты, надувные матрасы, лодки, плоты, потом перезванивать в ряд организаций, получая от всех добро на перелет, согласовывая МВЛ "по согласованию" и подтверждая МВЛ "по запросу".. Короче, увлекательность процесса обещала бы быть вечной.. Мой первый инструктор, Ю.В. Апарин, с увлечением выговаривал слова "16 факсов в ПВО, затем уж в ЗЦ, а лететь - совершенно необязательно - просто уже не хочется..".
Но эта часть чуть изменилась. На полет до Соловков и обратно было наложено столько процедур и уточнений, что руководство Архангельского МДП плюнуло на все "указивки" и просто стало просить уведомить их о прилете, чтобы один нормальный мужик из Архангельска мог позвонить другому нормальному мужику в должности начальника аэропорта Соловки и пропросить сегодня принять "парочку ненормальных на легком вертолете", которые улетят через пару часов обратно.
Согласование получалось дважды. Первый раз "тазик" просто не успел окзааться в месте старта. Место старта - это отдельная история. Онежское озеро. Дорога Москва-Петрозаводск. Ровная лента отличного асфальта. Вертолет можно доставить любым путем - через МВЛы мимо Новгорода Великого, Любань, Лодейное Поле, а можно просто в качестве груза на платформе. Были опробованы оба пути. Второй оказался проще...
Прошлые ошибки были учтены - вылет из официального и крупного аэродрома - это одно, вылет с площадки - совершенно другое. Тем более, что в последнее время у меня развилась идиосинкразия на некоторых авиаторов, которые, будучи обременены как служебным положением, так и инструкцией с одной стороны, здоровой психикой и пониманием ситуации с другой стороны, гораздо проще воспринимают взлет "тазика" с далекой официальной площадки, чем выпуск его с родного аэродрома. Опять же снимается куча лишней ответственности - КВС и ВС никто в глаза не видел, нигде подписей не ставил, бланки не портил - следовательно - все хорошо.
Взлет наметили на ранее утро. В Петрозаводске ночью до минус 5, утром минус 3. 7 утра. Подготовка к полету. Заправка после перевозки, горячей водой приходится мыть блистер, т.к. по дороге он успел покрыться небольшим, но все же слоем изморози. Взлет.
- Доброе утро, Петрозаводск-Контроль!
- Доброе утро!
- Взлетели, следуем на Соловки...
- Расчетное время ПО ВСЕМ ПОД, включая посадку на Соловках?
- Э-ээээ... м-м-минуточку.. сейчас...
Только через полчаса я понял, зачем им это.. Связь пропадает, едиственный способ связи - через высотников. Но "русскоязычного" еще надо дождаться.. Чаще всего какие-нить скандинавы или финны, проговаривают скороговоркой нечто вроде "Добрий Дэн! Finair FA-089, FL38.. " и отключаются. Попытки "докричаться" через них бесполезны. Я уже дошел до идеи проорать MAYDAY, чтобы привлечь внимание, но тут Ил-18 (откуда он там взялся?) на высоте 3,5 километра ретранслировал мое местонахождение в Петрозаводск.
Ввиду приличных расстояний - на 400 км. пути - 4 ПОД, радиообмен не напрягал совершенно. Заодно выяснилось, что если до вас не могут докричаться, то на 10 минуте начинают искать подходящего "высотника", на 15 минуте звонить по телефону, на 27 минуте начинают писать первичный рапорт о "пропавшем со связи".
Запланированная по дороге посадка на геоточке и заправка "на всякий случай" была очень кстати - встречный ветер дал "среднюю скорость" на маршруте аж 137 км.
Деревенька, крыши, дымок. Утро.
- Во-оон туда подсаживайтесь, прямо на поле картофельное - уже все выкопали!
Мы знакомимся с человеком, выкатываем бочку с бензином и начинаем процесс. Ручной насос, качающий почти литр за один оборот ручки - изумительная вещь..
- Ну, а теперь на чай!
Чай - это святое. На улице солнечно и около нуля. Трава вокруг промерзла, холодно.. К чаю на столе оказываются грибы с чесноком и сметаной, 4 жареные курицы, картошка с того самого огорода, огромное блюдо бутербродов с икрой..
- А икра это щучья? (ну, городской я житель)
- Хариуса...
До Кеми 100 км, до Москвы около 1000, до Финляндии тоже около 100 или чуть меньше.. О чем могут разговаривать люди за чаем?
- Настраивал вчера тарелку на спутник - интернет совсем плохой стал.. Завтра специалисты приедут.
- А дорого спутниковый интернет пользовать?
- Да нет вроде бы.. За полгода - 16 долларов оплатил. Еще 4 на счету остались..
За окном стоит ржавый трактор Беларусь, при одном взгляде на который хочется сильно напиться и лечь спать.. Во дворе мечется здоровенная лайка и никак не может смириться с фактом присутствия вертолета на ее территории..
Искренне обещая вернуться поохотиться и половить хариуса - взлетаем. Легкий переполох в эфире - опоздали со взлетом на 10 минут, но ничего, порядок. Проходим Кемь и вот, впереди видно Белое море. Через 10 минут полета над морем уже видна гряда облаков над Соловками. Вода внизу явное не теплая. Разгорается беседа на тему того, что, мол, с жилетом получится дольше прожить в холодной воде минуты на полторы, наверное.. Нужен плот! Место плота занимают пару элегантных канист и Карел, составивший компанию в происходящем, накормивший, обогревший, сводивший в баню, расставивший топливо и сделавший кучу всего для того, чтобы полет удался. Спутники хмурятся и просят меня не шутить глупо на темы выживания, особенно когда под нами 40 км. Белого моря.
Соловки. Диспетчер суров. Пройти над КТА НЕ РАЗРЕШАЕТ. Требует соблюдать инструкцию аэродрома. И в этот момент я узнаю, что инструкций ПВП для аэродромов в РФ чаще всего нет в природе только по той причине, что пользуют одну инструкцию на все случаи жизни - ту, которая для ППП. И которой у нас нет, конечно же..
Впрочем, понять, какой круг и высота не так сложно. Виден Соловецкий монастырь и сам остров. Мне представлялось, что Соловки - это полоса, пару зданий и вода вокруг. В реалии оказыватся, что очаг цивилизации мал, остальное принадлежит озерам, сосновому лесу, каналам и грунтовым дорогам. Остров достаточно велик. На подлете виден Анзер - соседний остров, на котором, по слухам, есть скиты, где живут отшельники и одинкий монастырь. Народу на острове совсем чуть.
Заход на посадку, полоса из послевоенных фильмов про лендлиз - гофрированный метал, уложенный на землю. Аналогичную полосу я видел только на Курилах, но там она была в негодном состоянии - тут же все ровно и длинно.
Заход, посадка, подруливание на перрон, выключение. На крыльце появляется охранник с собакой, открывает ржавый замок на калитке, протягивает руку, здоровается, представляется по имени.
Мы оглядываемся. В 10 метрах здание аэропорта. Ничем не отличающееся от той, первой фотографии. За домиком виден монастырь.
На все 2 часа. За 30 минут мы находим "такси" - "буханку", платим 1450 рублей за обслуживание, счет за метео придет по почте и по безналу позже, знакомимся с персоналом и выбираемся в город. Водитель оказывается очень полезен:
- Вам сувениры нужны и чай? Счас!
В мобильный:
- Это Аграфен! Это кто? Кто это? А, Люся!! Люся, счас я к тебе 3 гостей завезу, ты им чаю нальешь? Ага!
- Это Аграфен! Матвей, ты? Ты в лавку спустись, тут люди к тебе.
Люди оглядываются вокруг. Красиво. Безалаберно. Спокойно. Никого. Дороги нет. Есть направления и валуны. 2 частные гостиницы. Есть еще, но не добрались. Через час, посетив монастырь по внутреннему периметру, тяпнули чай и помчали в аэропорт. Ну, подумаешь, что там метров 500 наберется. Пройти их - очень необычно все же..
Пока спутники бродили по монастрырю, я насладждался беседой нашего "таксиста" и проезжавшего мимо сурьезного мужчины:
- Ну, как дела?
- Да ниче, нормально так.
- Ага.. Ну а на рыбалку пойдешь?
- Пойду..
- Мормышки есть?
- Конечно. Моя дура давеча в Архангельск летала, так привезла.. Скупила все самые красивые - они ведь так блестят.. Так что у меня теперь мормышки - три коробки..
- Хорошо. Ну, приходи сегодня - гараж будем чинить.
- А что, приду! Ключ есть газовый?
- Есть. У меня еще с прошлого года остался от Пахомыча.
- А Пахомыч где?
- Ну как где, в Питер поехал, к весне вернется вроде как - обещал..
- Давай тогда..
- Давай..
Я не выдержал:
- Старого знакомого встретили?
- Да не, это сосед мой, мы с ним и с монашком водочку пили, а тут вы позвонили. Вот я и поехал.
- А как это с монахом и водку?
- А они нешто не люди? Водочку любят, конешно..
Вылет. Сердечно попрощались.
- Вась, а че этот КВС ко мне не зашел в журнале расписаться? - из окна аэропорта..
Я вспоминаю, что обещал позже, но забыл. Бегу, расписываюсь, взлетаю.
Небольшая тучка над островом.
- Ну, дождик идет, полетели..
Дождик оказывается на 10 секунд самым обычным и настоящим снежным зарядом.. Пролетаем через него - сияет солнце, впереди виден Анзер. Как будто-бы ничего и не было.
На обратной дороге из моря высовывается обалдевший тюлень и смотрит нам вслед. Через пару километров видим 3 дельфинов, почему-то белых.. На материке нам тут же попадается медведь, бредущий куда-то по делам.
Впереди Сегежа. Представьте себе сосны, синие озера и... три трубы, дымящие так, что мы уже начали думать о резкой смене погоды.. Это не погода. Туман от труб. Завод целлюлозы.. Вонь - не передать. При сильном боковом, пролетая в паре километров от труб так, чтобы все сносило не в нашу сторону, чувствуем совершенно уникальную и качественную вонь. Под нами зона - колючка, КСП, вышки. Карелия.
Чуть позже проходим Гирвас. Почти три километра изумительного асфальта в лесу. Никого. По обочинам чуть мусора, можно приземляться на любой участок. Доступ свободный. Ветер стихает, мы спокойно подходим к Петрозаводску и приземляемся на свою площадку.
Вылет в 8 утра. В 17.00 мы были уже в Петрозаводске. Пройдено 1105 километров. Обратный путь опять автомобильным транспортом.
По дороге вспоминается баня, которую Карел устроил "для начала", "легкий перекус", после которого ходилось с трудом даже мне, беседы о "водоплавающих". В процессе беседы выяснилось, что вся АОН Карелии держится вот на этих 2 людях, которые сидят за столом. И, фактически, состоит из них.
Непременно хочется вернуться в приличную погоду, с запасом бензина, никуда не спеша. Карелия - красивое место.
Ну, фотографии скажут больше или оттенят картинку. Проект завершен.
-
Вложения
-

- 20.jpg (32.71 КБ) 6705 просмотров
-

- 19.jpg (46.46 КБ) 6705 просмотров
-

- 18.jpg (47.49 КБ) 6705 просмотров
-

- 17.jpg (69.19 КБ) 6705 просмотров
-

- 16.jpg (40.89 КБ) 6706 просмотров
-

- 15.jpg (61.04 КБ) 6705 просмотров
-

- 14.jpg (43.16 КБ) 6705 просмотров
-

- 13.jpg (29.1 КБ) 6704 просмотра
-

- 12.jpg (59.31 КБ) 6706 просмотров
-

- 11.jpg (80.53 КБ) 6706 просмотров