Администратор: лучше этот отчет поместить сюда. Прочитайте правила и измените подпись.
Avgas в металлических бочках – проблемы и пути их решения
Чтобы груз был доставлен в целости и сохранности, нужно соблюдать условия его транспортировки. Занимаясь разработкой программы по продаже авиационного бензина Avgas 100LL от мирового производителя компании ConocoPhillips на территории РФ, компания Delfin Motorsport столкнулась с проблемой, которая поначалу, выглядела не такой уж серьезной.
Не для всех авиационных компаний, владеющих вертолетами, и частных владельцев экономически выгодно и удобно возводить специальные комплексы для хранения авиационного топлива. 20-40 кубовые емкости занимают все же не мало места, да и заправить такую емкость хотя бы наполовину стоит недешево. На данный момент минимальной и оптимальной емкостью для хранения и перевозки авиационного топлива является металлическая бочка 200 литров. Но какими должны быть правильные бочки? На первый взгляд ничего особенного в этой таре нет, проверяешь ее на чистоту, отсутствие ржавчины, влаги и заправляй на здоровье. Но на деле все оказывается не так просто.
Российские производители металлических бочек и качество изделий
Производителей металлических бочек в России хватает. Все они выпускают интересующие нас металлические бочки на основании требований межгосударственного стандарта ГОСТ 13950. Что же требует ГОСТ 13950? Данный стандарт определяет тип исполнения, геометрические размеры и прочностные характеристики бочек. Следовательно, нормирует параметры изделия, которые необходимы для обеспечения целостности и герметичности тары при упаковке и транспортировании продуктов. Отметим, что вопросы обеспечения сохранности качества упакованных веществ и материалов в ГОСТ 13950 отражены в самом общем виде: «…продукции, не взаимодействующей активно со сталью или внутренним покрытием…». Согласно действующему законодательству в настоящее время металлические бочки не подлежат обязательному подтверждению соответствия, т.е. ни сертификат соответствия, ни декларацию о соответствии производителям оформлять и предоставлять потребителям не требуется. Таким образом, достаточно оформить паспорт качества, и продукция может реализовываться на рынке.
Уважающие себя производители металлической тары дополнительно все же оформляют Сертификат соответствия упаковки требованиям международных и национальных стандартов по перевозке опасных грузов. Во-первых, это может существенно увеличить область применения упаковки. Во-вторых, помогает позиционировать изделия как более привлекательные с точки зрения их качества. Заглянем вновь в стандарты, предписывающие требования к упаковке опасных грузов. В России это ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка». Настоящий стандарт устанавливает упаковку опасных грузов и устанавливает общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний. Стандарт полностью соответствует требованиям Рекомендаций, подготовленных Комитетом экспертов ООН, и международных правил перевозки опасных грузов. Здесь и в международных стандартах мы также не увидим четких указаний по выбору материала изготовления тары или необходимости определенного защитного покрытия для сохранности качества конкретного продукта в процессе его упаковки, транспортирования, хранения.
Не теряя уверенности в том, что должны быть четко определены требования как к прочности тары, так и к материалу, из которой эта тара изготовлена, изучаем ГОСТ 1510 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Обнаруживаем в этом фундаментальном документе отдельную графу с рекомендациями для «Авиационного бензина» и читаем, что разрешено применять в качестве транспортной тары бочку металлическую и канистру металлическую.
Как видно, основательный поиск практически не позволил нам продвинуться в вопросе о «правильных бочках».
Для того, чтобы выбрать наиболее надежного поставщика тары, и быть уверенными в том, что доставка топлива будет качественной и безопасной, специалисты компании Delfin Motorsport провели собственное исследование бочек, тестируя тару четырех известных производственных компаний: именитой компании Mauzer, Торгового дома Металлотары (г. Кострома), компании «Металлист» г. Галич, а также бочки мирового лидера производства металлической тары компании Greif – Вологодского и Пермского подразделений.
Наши тесты и выявленные проблемы
Сравнительные испытания по оценке обеспечения сохранности качества авиационного бензина при его транспортировании и хранении в металлических бочках было решено провести по двум методикам.
Первая – натурные испытания, в которых тестируемые образцы бочек мы заправили авиационным топливом Avgas 100LL производства ConocoPhillips и поместили на хранение в специализированный крытый склад. Поскольку и тара, и продукт представляли собой стандартные изделия, мы решили запастись терпением и проверять состояние топлива и бочек через каждые 2 недели.
Второе выбранное направление заключалось в лабораторном тестировании методом «искусственного старения». Для этого из бочек нами были вырезаны образцы металлических пластин. Чтобы обеспечить «чистоту эксперимента», все пластины прошли подготовку поверхности механическим шлифованием. Затем пластины были погружены в герметичные стеклянные емкости, заполненные авиационным бензином, и помещены на хранение в термостат при температуре 60 0С. Условия повышенной температуры увеличивают скорость протекания любых возможных взаимодействий между топливом и металлом, что дает возможность исследователям за более короткий период эксперимента получать необходимую информацию. Желая получить наиболее достоверные результаты, мы поместили пластины от каждой из тестируемых бочек в авиационный бензин Avgas 100LL не только производства ConocoPhillips, но и от другого известного производителя. Наблюдения за объектами испытаний проводили ежедневно.
Через 3 дня на пластинах из металла бочек Вологодского подразделения Greif стали наблюдаться признаки коррозии в виде потемневших пятен. Характер потемнений и количество пораженных участков было аналогично на обоих типах авиационного топлива. На фотографиях вы можете увидеть поверхность исходного образца (фото 1) и образца, изъятого из сосуда через 3 дня (фото 2); через 15 дней (фото 3). Все остальные образцы показали в лабораторных условиях равную стойкость поверхности металла к действию топлива в течение 30 дней.

Фото 4
Через две недели настал момент оценки и заполненных авиационным бензином Avgas 100LL металлических бочек. Последние были вскрыты экспертами Департамента научного развития Delfin. Пробу топлива из каждой бочки отбирали в полном соответствии с ГОСТ 2517. И на этот раз подтвердились ожидания, сформированные на результатах лабораторных тестов. Проба продукта, отобранная из бочек Вологодского отделения Greif, сразу обнаружила присутствие красно-коричневого осадка. Исследование состава осадка методом рентгено-флюоресцентного анализа (X-ray) выявило высокое содержание железа. Отметим, что результаты испытаний пробы профильтрованного топлива полностью подтвердили соответствие его качества стандарту ASTM D910-11. Немедленно был произведен слив топлива и невооруженным глазом было видно, что в бочках компании Greif Вологда – одной из самых известных и самых дорогих компаний - появилась ржавчина (фото 4 и 5). Представители компании поначалу отказались комментировать коррозионную неустойчивость бочек, сославшись на низкое качество залитого в бочки топлива.

Фото 5
Первым, кто отреагировал на возникшую проблему с бочками, стал американский поставщик авиационного топлива, дилер ConocoPhillips, который после проведенного собственного исследования и изучения проблемы, посоветовал нам использовать бочки со специальным покрытием RDL50. Необходимость в нанесении специального покрытия подтвердили и специалисты Европейского подразделения Greif.
Что представляет собой стандартное покрытие RDL 50?
(Информация взята с сайта http://www.greif.ru)
В мире существует более 700 различных решений в области внутренних покрытий для стальных бочек. В 1997 году специалисты компании Greif разработали универсальную систему внутренних покрытий RDL.

Фото 6
«RDL 50 обладает прекрасной устойчивостью по отношению ко всем типам органических растворителей. Кроме того, он стоек к влиянию высоких температур, что выгодно отличает его от эпоксидно-фенольных покрытий. Это позволяет применять RDL 50 в условиях фасовки продуктов, имеющих высокие температуры».
Таким образом, выбрав бочки, обработанные специальным внутренним покрытием RDL50, мы исключили проблему коррозии бочек еще до попадания фасованного топлива к конечному потребителю, и сегодня все клиенты Delfin Motorsport получают Avgas 100LL только в качественных бочках, обработанных специальным покрытием RDL 50 Пермского подразделения компании Greif.
Вологодское же подразделение компании Greif, не используя в своей практике антикоррозионные покрытия, все еще продолжает разбирательства с Северсталью по качеству металла, поставленного на их производство.
А как выдержали испытание бочки других производителей? - тестируемые образцы бочек от производителей Mauzer, ТД Металлотары, компании «Металлист» испытания практически выдержали (при наблюдении в течение 1 месяца; фото 6, 7, 8). Вместе с тем, проведенный эксперимент очень ярко осветил возможные «подводные камни» в вопросе выбора тары для упаковки авиационного бензина.
Совет от Delfin Motorsport
Одна рекомендация тем, кто заправляет свои летательные аппараты авиационным топливом из бочек – обязательно проверяйте топливо на наличие ржавых осадков, и для собственной безопасности перекачивайте топливо из бочек, всегда используя специальные фильтра.

Фото 7

Фото 8