О пользе выразительного чтения перед полетом.
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
По просьбам читателей допишу продолжение, простите за оффтоп. Оно слегка прозаичнее.
Немного теории о Ту-154. Эмка в отличии от Бэшки имеет двигатели Д-30КУ. Они значительно экономичнее НК-8(вместе на тонну в час в полете), но капризней в работе - более напряженная газодинамика. Один из недостатков - большие обороты на режиме МГ и соответственно большая тяга. На рулении самолет быстро разгоняется и приходится постоянно подтормаживать, что грозит перегревом тормозов. Поэтому РЛЭ разрешает на рулении для гашения скорости использовать малый реверс двигателя(реверс при работе двигателя на режиме около МГ), хотя на практике он используется редко. На абсолютном большинстве пассажирских самолётов такая операция прямо запрещена, а минимальная скорость выключения реверса на посадке ограничена. А здесь такая лазейка! В общем мысль, высказанная первоначально бортинженером, теоретически проста - а не вырулить ли нам на реверсе? Но возникает немало скользких вопросов:
- Малый реверс - это работа двигателя с раскрытыми створками реверса на малом газе. О том, чтобы сдвинуть даже 80 тонн полупустого самолета не может быть и речи.
- Если увеличивать тягу то до каких оборотов? Есть риск заброса температуры при работе реверса на нулевой скорости. Всё же задержать рейс и подождать водило или спалить двигатель - немного разные статьи .
- Не дай бог какая-нибудь бяка поднятая с земли залетит в двигатель или улетит в стеклянную стену терминала. Или просто вылетит стекло от реактивной струи. Не понятно что из этого набора хуже.
- Ну и наконец как к этому отнесутся собственно хозяева?
Осложняет дело то, что ни одного такого случая никому из нас не известно. Даже по слухам. Все вспоминают про Ил-76 или Ан-74 и прочую военную экзотику на военных же аэродромах. А тут Туполь у терминала.
Ночевка мне нравится гораздо больше. Я даже согласен не ехать в парк развлечений. Однако москвич цепляется за эту теоретическую возможность как за последнюю соломинку. Обещает договориться с японцами. Идем смотреть окрестности. Площадка имеет едва заметный уклон в сторону рулёжки, что вселяет оптимизм. Звоним домой техническому директору. Каждый высказывает свои за и против. Тот звонит генеральному (еще бы, косяк за его службой). В итоге разрешение получено. Ответственность конечно не снята, но хотя бы поделена.
С подачи представителя объясняем японцам, что выруливание на реверсе для нас обычное дело, водила у нас деревянные и в дефиците, и вообще по аэродромам медведи ходят. Надо отдать должное азиатскому менталитету - истерик не было. Обговорили процедуры. Получили даже отпечатанный на бумаге план радиообмена. Убрали все незакреплённые предметы вокруг стоянки. Ну с богом!
Загружаем все сорок невозмутимых персон в первый салон. И никто не прётся во второй с воплем "мне надо, там же пусто!" Закрываем двери, отгоняем трап. Запрашиваем запуск. Запускаем первый и третий. Напротив самолёта на крыше терминала уже собралась толпа. С чего бы это? Её немного разгоняют от центра как раз под реактивные струи. Запрашиваем руление на РД. Я снова смотрю на своё отражение в зеркальной стене. Поехали... Медленно вытягиваю рукоятки реверса на себя. Загорается табло "створки реверса". Больше ничего. Продолжаю тянуть. 75 процентов. Ничего. 80. самолет начинает подрагивать. Инженер напряженно следит за температурой. 82. Откуда-то в воздухе появляется пыль. 84. Никакой реакции. Но люди на крыше отбегают подальше. 86. Температура предательски растёт. 88. Самолёт трясётся как припадочный, а в вибрирующих стёклах напротив уже не видно отражения. Неужели всё зря? 90. Это уже почти номинал... Пошла! Отпускаю РУР на малый реверс, а самолет легко катится назад. Теперь главное не трогать тормозные педали. Выключаем реверс и еще немного проехав останавливаемся. Дело сделано. В кабине раздаётся дружный вздох облегчения. Однако волнительный процесс...
Запускаем второй двигатель. Дальше по плану.
Вторым рейсом полетела Тамагоча (214-й), так что все наши подарки достались им. Но когда мы прилетели в заключительный раз, представитель встречал нас как родных.
Немного теории о Ту-154. Эмка в отличии от Бэшки имеет двигатели Д-30КУ. Они значительно экономичнее НК-8(вместе на тонну в час в полете), но капризней в работе - более напряженная газодинамика. Один из недостатков - большие обороты на режиме МГ и соответственно большая тяга. На рулении самолет быстро разгоняется и приходится постоянно подтормаживать, что грозит перегревом тормозов. Поэтому РЛЭ разрешает на рулении для гашения скорости использовать малый реверс двигателя(реверс при работе двигателя на режиме около МГ), хотя на практике он используется редко. На абсолютном большинстве пассажирских самолётов такая операция прямо запрещена, а минимальная скорость выключения реверса на посадке ограничена. А здесь такая лазейка! В общем мысль, высказанная первоначально бортинженером, теоретически проста - а не вырулить ли нам на реверсе? Но возникает немало скользких вопросов:
- Малый реверс - это работа двигателя с раскрытыми створками реверса на малом газе. О том, чтобы сдвинуть даже 80 тонн полупустого самолета не может быть и речи.
- Если увеличивать тягу то до каких оборотов? Есть риск заброса температуры при работе реверса на нулевой скорости. Всё же задержать рейс и подождать водило или спалить двигатель - немного разные статьи .
- Не дай бог какая-нибудь бяка поднятая с земли залетит в двигатель или улетит в стеклянную стену терминала. Или просто вылетит стекло от реактивной струи. Не понятно что из этого набора хуже.
- Ну и наконец как к этому отнесутся собственно хозяева?
Осложняет дело то, что ни одного такого случая никому из нас не известно. Даже по слухам. Все вспоминают про Ил-76 или Ан-74 и прочую военную экзотику на военных же аэродромах. А тут Туполь у терминала.
Ночевка мне нравится гораздо больше. Я даже согласен не ехать в парк развлечений. Однако москвич цепляется за эту теоретическую возможность как за последнюю соломинку. Обещает договориться с японцами. Идем смотреть окрестности. Площадка имеет едва заметный уклон в сторону рулёжки, что вселяет оптимизм. Звоним домой техническому директору. Каждый высказывает свои за и против. Тот звонит генеральному (еще бы, косяк за его службой). В итоге разрешение получено. Ответственность конечно не снята, но хотя бы поделена.
С подачи представителя объясняем японцам, что выруливание на реверсе для нас обычное дело, водила у нас деревянные и в дефиците, и вообще по аэродромам медведи ходят. Надо отдать должное азиатскому менталитету - истерик не было. Обговорили процедуры. Получили даже отпечатанный на бумаге план радиообмена. Убрали все незакреплённые предметы вокруг стоянки. Ну с богом!
Загружаем все сорок невозмутимых персон в первый салон. И никто не прётся во второй с воплем "мне надо, там же пусто!" Закрываем двери, отгоняем трап. Запрашиваем запуск. Запускаем первый и третий. Напротив самолёта на крыше терминала уже собралась толпа. С чего бы это? Её немного разгоняют от центра как раз под реактивные струи. Запрашиваем руление на РД. Я снова смотрю на своё отражение в зеркальной стене. Поехали... Медленно вытягиваю рукоятки реверса на себя. Загорается табло "створки реверса". Больше ничего. Продолжаю тянуть. 75 процентов. Ничего. 80. самолет начинает подрагивать. Инженер напряженно следит за температурой. 82. Откуда-то в воздухе появляется пыль. 84. Никакой реакции. Но люди на крыше отбегают подальше. 86. Температура предательски растёт. 88. Самолёт трясётся как припадочный, а в вибрирующих стёклах напротив уже не видно отражения. Неужели всё зря? 90. Это уже почти номинал... Пошла! Отпускаю РУР на малый реверс, а самолет легко катится назад. Теперь главное не трогать тормозные педали. Выключаем реверс и еще немного проехав останавливаемся. Дело сделано. В кабине раздаётся дружный вздох облегчения. Однако волнительный процесс...
Запускаем второй двигатель. Дальше по плану.
Вторым рейсом полетела Тамагоча (214-й), так что все наши подарки достались им. Но когда мы прилетели в заключительный раз, представитель встречал нас как родных.
Последний раз редактировалось smixer 18 фев 2015, 14:42, всего редактировалось 2 раза.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 4011
- Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: деревня Ватулино
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Уточнение к предыдущему донесению:ЛОДОЧНИК писал(а):
На днях произошел еще один типичный для АОН случай при подготовке к взлету вертолета. Предотвратить дальнейшее развитие событий помог одиноко стоящий в поле таджик. Он подошел к вертолету и спросил - уверен ли КВС, что он хочет лететь с установленными на лыжах транспортировочными колесами...
Таджик оказался русским танкистом по имени Николай. По стечению обстоятельств служил в одном полку с Александром Хрусталевым. И пообещал, что ночевать я теперь буду на улице... Коля, приношу свои извенения. Обещаю следить за базаром. На улице не хочу...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Чудесно! Но хоть кого-то еще в этой жизни язык доводит... до улицыЛОДОЧНИК писал(а):Уточнение к предыдущему донесению:ЛОДОЧНИК писал(а):
На днях произошел еще один типичный для АОН случай при подготовке к взлету вертолета. Предотвратить дальнейшее развитие событий помог одиноко стоящий в поле таджик. Он подошел к вертолету и спросил - уверен ли КВС, что он хочет лететь с установленными на лыжах транспортировочными колесами...
Таджик оказался русским танкистом по имени Николай. По стечению обстоятельств служил в одном полку с Александром Хрусталевым. И пообещал, что ночевать я теперь буду на улице... Коля, приношу свои извенения. Обещаю следить за базаром. На улице не хочу...
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 361
- Зарегистрирован: 26 сен 2008, 08:37
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Нижний Тагил, Свердловская обл.
- Контактная информация:
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Очень полезно выразительно читать, знаю на собственном опыте. Всегда думал: "Ну как можно не заметить такие огромные красные заглушки на R44, закрывающие вентилятор", ан нет, можно Слава Богу все обошлось! Теперь вслух, громко и четко!
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Самый первый пунктPuzA писал(а):Очень полезно выразительно читать, знаю на собственном опыте. Всегда думал: "Ну как можно не заметить такие огромные красные заглушки на R44, закрывающие вентилятор", ан нет, можно Слава Богу все обошлось! Теперь вслух, громко и четко!
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 361
- Зарегистрирован: 26 сен 2008, 08:37
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Нижний Тагил, Свердловская обл.
- Контактная информация:
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
А в таком же формате на инжекторный есть? Распечатаю, заламинирую, буду читать!12345 писал(а):Самый первый пункт
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
главное что бы вращалось свододно ...12345 писал(а):CHKLST_R44-I_2.doc
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
PuzA писал(а):А в таком же формате на инжекторный есть? Распечатаю, заламинирую, буду читать!12345 писал(а):Самый первый пункт
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 361
- Зарегистрирован: 26 сен 2008, 08:37
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Нижний Тагил, Свердловская обл.
- Контактная информация:
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Огромное спасибо!
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: 21 ноя 2011, 16:35
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Новосибирск
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Летаю на маленьких самолетах.12345 писал(а):PuzA писал(а):А в таком же формате на инжекторный есть? Распечатаю, заламинирую, буду читать!12345 писал(а):Самый первый пункт
Еще в процессе обучения спросил у инструктора, почему нет Чек-листа? Ответ был примерно следующий: "А что тут можно забыть?"
Когда взлетели с закрытыми топливными кранами, разработал собственный чек-лист, согласовал с инструктором и положил в самолет. В то время у нас это был единственный самолет с чек-листом.
Во время первого самостоятельного вылета для меня это был большой помощник. Всегда буду помнить тот момент, когда остался в самолете один. Конечно же сумасшедшее волнение. Начал вести пальцем по Чек-листу и вслух говорить необходимые процедуры. Пусть их даже всего несколько, но пришла уверенность, что ничего не забыл, а значит все сделал правильно.
Получив пилотское, буквально несколько раз допускал вольность и не читал чек-лист. И каждый раз ловил себя на мысли, что не проконтролировал какой-то параметр перед взлетом. В данный момент не готов даже запускать двигатель не прочитав необходимые процедуры. Всегда вслух!
Для меня (ЕЭВС) Чек-лист - это живой инструмент. Каждый раз, когда обнаруживаю, что не хватает каких-то элементов контроля - вношу их. Если понимаю, что есть лишние операции - удаляю. Читая "чужие" чек-листы и видя в них что-то для себя полезное - опять же включаю данные операции в свой. Когда улетел в Первушино без СПОТа, потому что он остался на столе, включил в Чек-лист операцию "СПОТ" - "ОК". Теперь точно знаю, что без этого не улечу.
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
перефразирую ... ... похоже эти checklist-ы невыразительно читают ...lt.ak писал(а):12345 писал(а):CHKLST_R44-I_2.docглавное что бы вращалось свододно ...12345 писал(а):CHKLST_R44-II_2.doc
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Дописал продолжение про приключение в Нагойе. Кому интересно - смотрите чуть выше по тексту.
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
Отлично! Спасибо!smixer писал(а):Дописал продолжение про приключение в Нагойе. Кому интересно - смотрите чуть выше по тексту.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: О пользе выразительного чтения перед полетом.
http://www.favt.ru/favt_new/?q=novosti/ ... ovost/4600
18.02.2015 | 14:10
Приостановлен сертификат эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «РусДжет»
Решение о приостановке деятельности принято по результатам расследования серьезного инцидента, произошедшего с самолетом Як-42 данной авиакомпании 23 января 2015 года в аэропорту г. Иркутска. Тогда при выполнении рейса Иркутск-Москва с пассажирами на борту экипажем воздушного судна была произведена попытка взлета с невыпущенной во взлётное положение механизацией крыла.
Федеральное агентство воздушного транспорта провело расследование этого авиационного события. По его результатам выявлены грубые нарушения выполнения экипажем стандартных эксплуатационных процедур. Перед взлетом экипаж самолета полностью проигнорировал чтение карты контрольных проверок и не выпустил закрылки во взлетное положение. Закрылки значительно сокращают длину разбега самолета и позволяют на меньшей скорости, чем с так называемым «чистым крылом», поднять его в воздух. При не выпущенном положении закрылков на рассчитанной для выпущенных закрылков скорости самолет не сможет вовремя оторваться от взлетно-посадочной полосы, поскольку ему не хватит подъемной силы. Невыпуск закрылков не раз становился причиной аварий и катастроф.
После произошедшего инцидента Росавиация провела внеплановую инспекционную проверку ОАО «Авиакомпания «РусДжет», результаты которой вскрыли нарушения в организации летной работы, выразившиеся в не использовании записей средств объективного контроля в целях профилактики, отсутствии контроля за выполнением экипажами стандартных эксплуатационных процедур и пр.
Росавиацией принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «РусДжет» с 18 февраля 2015 года.
Парк воздушных судов ОАО «Авиакомпания «РусДжет» состоит из самолетов Як-42, Ту-134 и EMB-135BJ. Авиакомпания специализируется на выполнении нерегулярных (заказных) перевозок в интересах ВИП-клиентов.
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 51
- Зарегистрирован: 01 июл 2009, 22:45
- Member of AOPA: No
О пользе выразительного чтения перед полетом.
Перед взлётом подвигай педали и "повращай" ручку управления самолёта (штурвал) - предотвратишь взлёт со струбцинами на рулях.