Зимняя эксплуатация R-44?

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#31 Сообщение Jan » 17 ноя 2008, 20:07

А кратко озвучить тезисы? Пропуская холодный запуск? Нечто вроде " очистить лопасти НВ и РВ от наледи и инея вручную?" Прогреть масло (карбюратор) до +1 градуса?

Ну поделись, а? :)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#32 Сообщение Misha » 17 ноя 2008, 22:28

Попробую - хоть голова, как у лошади (с 05-00 МСК на ногах и за рулем). Одна надежда - более опытные товарищи дополнят и поправят ;-)

Итак, что запомнилось из интересующего тебя:

1. При обледенении садиться надо, подбирая площадку поближе к жилью или, на крайняк, к проезжей дороге. Хорошая идея - иметь на борту НАЗ в составе: теплая обувь и одежда, компактный примус, топорик, спички и т.п. Связь, само собой (спутник). Лед с лопастей НВ и РВ удалять теплой водой (до 40С) и тут же вытирать насухо тряпкой. Спирт - не рекомендуется за исключением случаев "на войне", ибо достоверно не известно, как он влияет на композиты и лакокраску на лопастях.

2. При обледении карбюратора, вытянув подогрев, ты загоняешь в карб полную порцию льда, что чревато остановкой двигателя. Правда, как подогреть обледеневающий карб без риска остановить двигатель, я пропустил мимо ушей :-(

3. Перед взлетом головки цилиндров и масло надо греть на висении или ПОЧТИ на висении - вхолостую на земле ты его как надо не прогреешь.

4. Снежный вихрь - образуется при наличии свежего (особенно сухого) снега, не успевшего превратиться в наст. Может сильно ухудшить видимость вплоть до потери линии горизонта - хотя это более актуально для тяжелых машин типа Ми-8. При взлете разметаешь на месте снег без отрыва от земли. При посадке плюхаешься сразу (пока вихрь не успел подняться) - или зависаешь выше вихря и, меняя высоту висения, разгоняешь на хрен этот "свободный" снег. Во всех случаях полезно иметь хоть какой-нибудь ориентир поблизости (куст, дерево, забор, деревенский сортир и т.п.)

5. Посадка на снег - было два мнения:

- садишься на поверхность снега и аккуратно опускаешь ШГ. Вертолет норовит опустить в глубину задние части лыж и, соответственно, макнуть хвост в снег. Поскольку задники лыж притаптывают целину, сдвигаешь аккуратно вертолет назад, чтобы притоптанный снег оказался в районе носков лыж. Продолжаешь погружаться уже горизонтально до касания с грунтом или до того, как брюхо вертолета надежно ляжет на снег;

- садишься на поверхность и начинаешь с помощью педалей елозить слегка влево-вправо и вперед, постепенно зарываясь в снег.

6. Взлет из снега или со льда - необходимо помнить, что лыжи или одна из них могут примерзнуть к поверхности. Последствия при взятии ШГ вверх понятны. Во избежание можно поработать лопатой перед взлетом. Еще была рекомендация, чуть взяв ШГ вверх, поработать педалями. Если вертолет заелозил влево-вправо, значит - лыжи свободны и можно аккуратно взлетать.

Вот как-то так...

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#33 Сообщение L13 » 17 ноя 2008, 23:13

Misha
1.Спирт никак не влияет на краску.Можешь при случае подойти к "стрекозлу" и посмотреть.Его лопасти не один раз спиртом поливались.А на Ми-1 лопасти даже в полёте можно было спиртом поливать.Да и на Ми-4 тоже.Лопасти принципиально ничем не отличаются.Только одна проблема как дотянуться до лопастей, если сел в чистом поле?Эта ещё одна причина почему лучше к жилью поближе.
2.Способ один не забывать про обогрев.
5.Садишься на снег и плавно опускаешь шаг.Без всяких сдвигов назад.Но если очень хочется сдвигайся :)
6.Примёрзнуть конечно могут если выключится и постоять.Но больше теоретически.Перед запуском аккуратно наклонить хвост руками и оторвёшь лыжи.Если только не сесть в воду, а за ночь она замёрзнет. Тогда работать лопатой или тем, что под рукой. :D

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#34 Сообщение Misha » 17 ноя 2008, 23:39

L13 писал(а):Misha
1.Спирт никак не влияет на краску.Можешь при случае подойти к "стрекозлу" и посмотреть.Его лопасти не один раз спиртом поливались.А на Ми-1 лопасти даже в полёте можно было спиртом поливать.Да и на Ми-4 тоже.Лопасти принципиально ничем не отличаются.Только одна проблема как дотянуться до лопастей, если сел в чистом поле?Эта ещё одна причина почему лучше к жилью поближе.
Сева (мнение которого я уважаю) так и сказал, что воздействие спирта на лопасти не изучено, но... (см.выше). Про стрекозла понял. Насчет тянуться к лопастям: я как раз задал этот вопрос. Ответ был такой же типа - подогнать машину и залезть на нее.
L13 писал(а):5.Садишься на снег и плавно опускаешь шаг.Без всяких сдвигов назад.Но если очень хочется сдвигайся :)
А вот у меня, помнится, зимой хвост начал "садиться", когда я приземлился в колодце (снега до хрена там было). Впрочем, зимой попробую еще по-всякому ;-)
L13 писал(а):6.Перед запуском аккуратно наклонить хвост руками и оторвёшь лыжи. :D
Во, точно - про хвост забыл упомянуть...

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#35 Сообщение Jan » 18 ноя 2008, 05:20

Понятно, осталась практическая часть.. :)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#36 Сообщение Jan » 22 ноя 2008, 13:31

Ввиду прихода зимы и слабого снежного покрова, слетал тут.. специально для того, чтобы проверить ужасы.

Личные впечатления.
1. Снег на лопастях сперва сбрасывается тем, что НВ раскручивается но номинала и гонятеся в таком виде до прогрева. После чего на лопастях остается где-то не более трети наледи, которую, уже можно счищать вручну. Если снимать вручную всю наледь, ошалеешь полностью. А так 5 литров теплой воды вполне достаточно. Проще со спиртом - полить, запустить - само все слетит. Что не слетит - легко снимется.
2. Без стремянки очистить лопасти - даже и не знаю.. как еще забраться на высоту 2,5 метров - если только есть рядом джип с багажником на крыше. В аспекте необходимости переночевать где-нибудь на охоте, в лесу или просто в гостях - лучше всего пользовать специальные чехлы на лопасти - но не родные (они пропитываются влагой и просто примерзают, снять их потом - более сложная задача, нежели просто счистить лет, а чехлы из специальной ткани.
3. R-44 позволяет и не такое - с небольшим количеством льда на плоскостях НВ вполне можно летать. Не рекомендуется, конечно, вибрации там опять же, но не смертельно - если очень надо.
4. Посадка в снег. До глубокого пока еще не дошел, но категорически не понимаю, почему при посадке именно задняя часть шасси нагружается сильнее. А-аа, там же центр тяжести.. совсем забыл.
5. Притаптывание - мнения точно разделились. Особенно со сдвигами вперед - назад.. А уж с "елозить влево-вправо"... Шанс зацепиться при подобных манипуляциях за кочку весьма велик. Особенно "влево-вправо". Под снегом ничего не видно. Любой кустик, пенек - и вы, лежа на боку, вспоминаете, есть ли у вас спутниковый телефон и газовый примус. Даже если вертолет лег на "пузо", винт РВ в любом случае выше снежного покрова. Да и зачем садиться с перекосом на ж... на заднюю часть ? Подходишь, и на "цыпочках" приземляешься. Задняя часть шасси касается снега и поверхности в самый последний момент.
6. Подумал, и забросил под сиденье газовый одноразовый примус - расжигается легко - подогреть им можно все, что угодно, горит почти в любых условиях, топлива хватает на 2-4 часа в зависимости от режима. Весит 180 грамм. Плюс осознал необходимость таскания с собой теплой куртки, как бы ни казалось, что не так уж и холодно на свежем воздухе. Через 30 минут, если вдруг вертолет не завелся, становится жестковато. Испытал всю прелесть данного мероприятия, проторчав всего минут сорок на полянке, пережидая снежный заряд в 50 км. от площадки.
7. К усыпанной снегом площадке первый раз подходил, готовясь "разметать" снег и ожидая тот самый "снежный вихрь". Не знаю, может в Арктике он и есть, но сочетание R-44 и Подмосковья подобный эффект не дает.

Надо понимать, что мои комментарии - пока что начало зимней эксплуатации, не более. Просто по себе знаю, когда серьезный инженер из АТБ тебе говорит "Спиртом лопасти чистить НЕЛЬЗЯ", и у тебя это настолько сильно заседает в мозгу в качестве запрета, что при реальной необходимости, даже сделав это, долгое время мнительно летишь и думаешь - "Зачем я это сделал??". Чтобы не было лишней мнительности - можно. Даже не почистив лопасти. Ну если уж совсем слой льда..

8. На R-44 распознать обледенение можно по состоянию полозьев шасси - их видно хорошо, если процесс пошел - они даже отражательную способность меняют. Лед, намерзающий на блистере в нижней части - там, где выходит воздуховод печки - это не обледенение. :) Само отвалится.
9. Столкнулся с "боязнью" висеть, раздувая снег во время посадки (еще по первым опытам пару лет тому, правда на вертолете с ТВД) - " - Ты поднимаешь снег в воздух, его засасывает в камеру сгорания, получается смесь с водой, помпаж или остановка двигателя"... Не понял вообще, потому как в дождь же вся эта техника летает ведь? Тоже воду засасывает? Да и сколько там той воды..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#37 Сообщение Misha » 22 ноя 2008, 15:00

Jan писал(а):Ввиду прихода зимы и слабого снежного покрова, слетал тут.. специально для того, чтобы проверить ужасы.

Личные впечатления.
2. Без стремянки очистить лопасти - даже и не знаю.. как еще забраться на высоту 2,5 метров - если только есть рядом джип с багажником на крыше. В аспекте необходимости переночевать где-нибудь на охоте, в лесу или просто в гостях - лучше всего пользовать специальные чехлы на лопасти - но не родные (они пропитываются влагой и просто примерзают, снять их потом - более сложная задача, нежели просто счистить лет, а чехлы из специальной ткани.
Что за ткань? Как ты будешь в поле надевать/снимать чехлы? Тоже только со стремянки или с кузова пикапа...
Jan писал(а):5. Да и зачем садиться с перекосом на ж... на заднюю часть ? Подходишь, и на "цыпочках" приземляешься. Задняя часть шасси касается снега и поверхности в самый последний момент.
Если ты один на борту и неполные баки - садиться будешь задними концами лыж :-)
Jan писал(а):7. К усыпанной снегом площадке первый раз подходил, готовясь "разметать" снег и ожидая тот самый "снежный вихрь". Не знаю, может в Арктике он и есть, но сочетание R-44 и Подмосковья подобный эффект не дает.
Не дает 22 ноября 2008 года. Потерпи немного. В морозную погоду сухой снег, не успевший подтаять и превратиться в наст - дает...

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#38 Сообщение L13 » 22 ноя 2008, 21:17

Misha перевёрнутое ведро, канистра короче всё, что позволяет дотянуться до лопастей.Если вдвоём опять же один наклоняет за хвост ...
это про чехлы :)
Jan пункт 9 совсем не понял о чём.Кто боится висеть?Почему у Робинзона должен заглохнуть двигатель? :D
Про спирт уже писал.НИКАКОГО запрета поливать лопасти спиртом нет.На краску и прочее никак не влияет.Куда смотреть уже писал.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#39 Сообщение Jan » 22 ноя 2008, 23:33

Если один на борту, пустые баки и тебя понесло непременно сесть на площадку с подбором в снег, то тогда уж или поесть побольше надо, или взять кого с собой. Хотя моего веса вполне хватает вроде бы :). Попробую - расскажу :)

L13. Висеть боятся в одном клубе, военном :). И то, что написано - почти прямой текст от инструктора. Кто конкретно - при встрече расскажу.

L13
R.I.P.
Сообщения: 710
Зарегистрирован: 22 май 2008, 22:21

#40 Сообщение L13 » 22 ноя 2008, 23:41

Jan писал(а): L13. Висеть боятся в одном клубе, военном :). И то, что написано - почти прямой текст от инструктора. Кто конкретно - при встрече расскажу.
Примерно знаю кто :D

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#41 Сообщение Jan » 08 янв 2009, 19:41

Рекомендации по мобильной "печке" для R-44?
Условия - мобильность. Варианты - электрическая, газовая. У Rodeo видел мельком нечто вроде в вертолете (или упоминание). Кто что отрекомендует? Планируется диапазон рабочих температур от -30 до -10. Впрочем, минус 10 - не принципиально.

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

#42 Сообщение 305 » 08 янв 2009, 23:20

Jan писал(а):Рекомендации по мобильной "печке" для R-44?
Условия - мобильность. Варианты - электрическая, газовая. У Rodeo видел мельком нечто вроде в вертолете (или упоминание). Кто что отрекомендует? Планируется диапазон рабочих температур от -30 до -10. Впрочем, минус 10 - не принципиально.
Про штатные ничего не знаю. Если же самому мастерить, то... электрическая может быть только от внешней сети. У аккумулятора, даже дополнительного, емкости не хватит. Да и весит дополнительный килограмм 10! А что греть этой печкой? Масло в картере? Тогда в поддон можно тэн вставить - стандартное решение для автомобилей. Да и весь движок прогревается в принципе. Времени только долго требует, часа 2-3. В этом варианте место будет занимать только электрический удлинитель, и вес будет добавлять только он. Сам тэн весит 0,5 кг. Утром проснулся, первым делом включил тэн, пока осматриваешь, готовишься - прогреется. Электоэнергия есть везде где ночуешь. Исключение составляет Белое море с Арктикой :D
В этом случае лучше рассматривать печки основанные на сгорании бензина (как в старых запорожцах), соляры (икарусы, Камазы) - не нужно электричество. Принцип действия простейший: в камеру сгорания дозированно подается бензин, свечой поджигается, бензин горит, вентилятором тепло раздуваем куда надо. Думаю можно прямо автомобильную использовать и штатно закрепить ее. Весит примерно 3 кг (от запорожца). Расход примерно 7 литров в час.
Газовую я бы не рассматривал, мне не нравится открытый огонь возле аппарата. Хотя мой товарищ у которого R-22 именно так и делает. Обычная газовая пушка из магазина, рядом маленький газовый баллон.

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#43 Сообщение vova_k » 09 янв 2009, 03:34

Jan писал(а):Рекомендации по мобильной "печке" для R-44?
Условия - мобильность. Варианты - электрическая, газовая. У Rodeo видел мельком нечто вроде в вертолете (или упоминание). Кто что отрекомендует? Планируется диапазон рабочих температур от -30 до -10. Впрочем, минус 10 - не принципиально.
http://www.flameengineering.com/Preheater_12voltDC.html

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#44 Сообщение Jan » 09 янв 2009, 05:34

Вариант любопытен и достаточно мобилен. Только не посадит он аккумулятор за время своей работы? Ничего не нашел про уровен разрядки аккумулятора.. И, я так понимаю, что данный агрегат фактически использует электричество только для поджига, а далее - обычный бензин из емкости?

Пока что, если честно, склоняюсь к газовому обогревателю. Ориентировочные температуры - минус 30. Тэн не подойдет - по ряду причин.
Вложения
LT-2-12-MH-300-CBig.jpg
LT-2-12-MH-300-CBig.jpg (25.95 КБ) 6937 просмотров

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

#45 Сообщение vova_k » 09 янв 2009, 07:38

Jan писал(а):Вариант любопытен и достаточно мобилен.
Это насчет моей ссылки или нет ?

Ответить

Вернуться в «Robinson»