Зимняя эксплуатация R-44?
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Хочу обратить внимание пользователей ещё на одно крайне опасное явление, связанное с зимней эксплуатацией и хранением R44.
Происходит следующее. Вы выкатываете из тёплого ангара вертолёт, делаете всё как обычно, запускаете, прогреваете, готовы взлетать. Как только оторвались от земли совершенно неожиданно и мгновенно, подчёркиваю - мгновенно, весь салон заполняется густым паром. Плотность пара такова, что с большим трудом просматриваются только слабозаметные контуры приборной доски, всё остекление моментально покрывается толстой коркой льда. Снаружи вертолёт напоминает кипящий чайник, из всех щелей которого струями прёт пар. Как вы понимаете, выжить в такой ситуации, если вертолёт в воздухе, практически невозможно.
Это не сценарий нового боевика и не последний страшный сон - это то с чем я сегодня имел удовольствие столкнуться лично. Ничего страшного не случилось только потому что я прогнозировал такое развитие ситуации и взлетать не собирался. Однако пару дней назад такой взлёт состоялся и тоже всё закончилось благополучно исключительно волей случая - был очень опытный пилот, пара было поменьше, что позволило немного видеть авиагоризонт. После взлёта(а это в непосредственной близости и лицом к ангарам) переход на приборы с энергичным уходом вверх и 15 мин. приборного полёта до первых признаков оттаивния остекления.
Представленное фото не передаёт всей красоты, поскольку выполнено спустя некоторое время и после третьего проветривания Причина?.........
Происходит следующее. Вы выкатываете из тёплого ангара вертолёт, делаете всё как обычно, запускаете, прогреваете, готовы взлетать. Как только оторвались от земли совершенно неожиданно и мгновенно, подчёркиваю - мгновенно, весь салон заполняется густым паром. Плотность пара такова, что с большим трудом просматриваются только слабозаметные контуры приборной доски, всё остекление моментально покрывается толстой коркой льда. Снаружи вертолёт напоминает кипящий чайник, из всех щелей которого струями прёт пар. Как вы понимаете, выжить в такой ситуации, если вертолёт в воздухе, практически невозможно.
Это не сценарий нового боевика и не последний страшный сон - это то с чем я сегодня имел удовольствие столкнуться лично. Ничего страшного не случилось только потому что я прогнозировал такое развитие ситуации и взлетать не собирался. Однако пару дней назад такой взлёт состоялся и тоже всё закончилось благополучно исключительно волей случая - был очень опытный пилот, пара было поменьше, что позволило немного видеть авиагоризонт. После взлёта(а это в непосредственной близости и лицом к ангарам) переход на приборы с энергичным уходом вверх и 15 мин. приборного полёта до первых признаков оттаивния остекления.
Представленное фото не передаёт всей красоты, поскольку выполнено спустя некоторое время и после третьего проветривания Причина?.........
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Ты знал!VK68 писал(а):Вода

Причина банальна. До ангара вертолёт стоял на улице. Прошло много снегопадов и снег попал в вентилятор, т.к. "жабры" закрыты не были. Из "предбанника" весь снег конечно же вычистили, но из вентилятора его достать невозможно. В ангаре всё расстаяло и скопилось в коробах вентилятора. Как только ввелись обороты, воду начало закачивать в патрубок системы отопления. К моменту отрыва вода попавшая в теплобменник как раз успевает закипеть и весь пар фигачит в салон.
Мораль проста - не жмотитесь на заглушки и пр., не допускайте попадание снега в вентилятор. Если возникают сомнения - после оттаивания прогревайте на 100% пока не будете уверены в поступлении от "печки" тёплого и сухого воздуха при чистом остеклении. Не пытайтесь запускать при наличии в колесе вентилятора признаков снега и льда - рискуете повредить сам вентилятор и всё что вокруг.
Последний раз редактировалось 12345 24 янв 2013, 00:53, всего редактировалось 1 раз.
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Другой способ - держать только на улице, экономить на ангаре.
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Если полностью исключить попадание снега.pilotatotale писал(а):Другой способ - держать только на улице, экономить на ангаре.
- pilotatotale
- Гуру
- Сообщения: 2041
- Зарегистрирован: 15 июн 2011, 17:45
- Member of AOPA: Yes
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Разумеется, закрывая воздухозаборники
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Полагаю, это произошло не само по себе, а при попытке включить подогрев салона?
А как насчет того, чтобы сразу убрать теплый воздух и на полную открыть летнюю вентиляцию?
А как насчет того, чтобы сразу убрать теплый воздух и на полную открыть летнюю вентиляцию?
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Нет, Игорь, не знал. У меня эта фигня три дня назад случилась. Правда в гораздо меньших масштабах.12345 писал(а):Ты знал!VK68 писал(а):Вода![]()
.
Но вот, что это может случится в таком обьеме, что ухудшит обзор, не подозревал. Спасибо за науку.
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Нет. Обогрев включен сразу после запуска.zenon писал(а):Полагаю, это произошло не само по себе, а при попытке включить подогрев салона?
Никак. Вентиляция без движения не работает. Разве не знаешь? Ну и толку от неё - будет только хуже, пар уже в изобилии в салоне, а ты в него морозного воздуха. Догадываешься что будет?zenon писал(а):А как насчет того, чтобы сразу убрать теплый воздух и на полную открыть летнюю вентиляцию?
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
На поршневых теплый воздух есть сразу по мере прогрева двигателя. То есть уже на земле. Тогда объясните пожалуйста, что мешало снегу попасть в контур теплого воздуха еще на земле, до взлёта? Или он там где-то с краю лежал, а после взлёта как-то ссыпался на вентилятор? Не очень понимаю...
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Никакого снега там уже давно не было - трое суток в тёплом ангаре. Только вода от его таяния.zenon писал(а):На поршневых теплый воздух есть сразу по мере прогрева двигателя. То есть уже на земле. Тогда объясните пожалуйста, что мешало снегу попасть в контур теплого воздуха еще на земле, до взлёта? Или он там где-то с краю лежал, а после взлёта как-то ссыпался на вентилятор? Не очень понимаю...
Причины две.
На МГ вентилятор не способен увлеч воду в коробе и закачать её в отопитель.
Печка эффективна только на рабочих оборотах и при поднятом шаге, т.е. под нагрузкой(должен был заметить), т.к. только тогда температура выхлопных газов становиться значительной(теплообменник на выхлопной трубе). Только тогда вода в теплообменнике энергично закипает. А всё это происходит именно сразу после взлёта.
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Понятно. Я думаю, если на поршневых (как на газотурбинных), будет рекомендация включать обогрев уже в полете, после взлёта, то такая беда потенциально может случится уже на более безопасном этапе горизонтального полета. И вентиляция там уже работать будет. Да и простое приоткрытие двери локтем думаю выдует весь пар достаточно быстро.
Ну или как-то просушивать тайные места, где может накопиться вода, еще до запуска.
Ну или как-то просушивать тайные места, где может накопиться вода, еще до запуска.
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Ты считаешь, что гарантированно потерять видимость, в том числе и приборов в горизонтальном полёте более безопасно? Сильно сомневаюсь. Я такую рекомендацию никому не дам.zenon писал(а):Понятно. Я думаю, если на поршневых (как на газотурбинных), будет рекомендация включать обогрев уже в полете, после взлёта, то такая беда потенциально может случится уже на более безопасном этапе горизонтального полета. И вентиляция там уже работать будет. Да и простое приоткрытие двери локтем думаю выдует весь пар достаточно быстро.
Вентиляция и открывание дверей в ГП к пару добавит туман, видимость никак не улучшиться очень долго.
Последний раз редактировалось 12345 24 янв 2013, 00:41, всего редактировалось 1 раз.
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Ну тогда расскажи публике куда надо с тряпочкой лазить до запуска...
Мне не актуально, я за коллег пекусь. 


Re: Зимняя эксплуатация R-44?
Я уже всё написал. А тряпочкой ты никуда не залезешь.zenon писал(а):Ну тогда расскажи публике куда надо с тряпочкой лазить до запуска...Мне не актуально, я за коллег пекусь.