КВ-радиостанция

Авионика, приборы, датчики ЛА, GPS - навигация, тюнинг самолета, тюнинг вертолета, примочки для вашего ВС

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#16 Сообщение lt.ak » 02 окт 2012, 20:15

Avtomike писал(а):... Помнится мне, было какое то письмо о регламенте выхода на связь в пространстве G. Там эти пол часа поминались. Может кто поскажет где это письмецо.
ФАП-293 ? - viewtopic.php?f=17&t=6547 ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Malabar
Гуру
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: 14 июл 2009, 18:02
Member of AOPA: Yes

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#17 Сообщение Malabar » 02 окт 2012, 20:29

zenon писал(а):то практически пятничная Тверская в Москве по сравнению с теми местами, о которых я говорю).
если есть необходимость нужно устанавливать.

определишься на модели дай знать, мысль все рано витает.
БЕЗОПАСНОСТЬ....., ХОРОШАЯ ПРИВЫЧКА.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#18 Сообщение Misha » 02 окт 2012, 20:43

zenon писал(а):
12345 писал(а):А что SPOTом так и не научился пользоваться?
Я высоко ценю твой сарказм и чувство юмора, тёзка, но SPOT если и поможет, то лишь тогда, когда помощь будет уже не нужна.
Я говорю о КВ-связи, как о средстве СВЯЗИ в тех местах, где другая связь может быть затруднена или вовсе отсутствует.
1. Давай-ка примеры, когда СПОТ может меньше, чем КВ-связь ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОМОЩИ.
2. О каких именно местах ты говоришь? Я на прошлой неделе пролетел разные места и, поверь, Иридиума было ВПОЛНЕ достаточно для всего
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#19 Сообщение zenon » 02 окт 2012, 22:04

Саша, обязательно расскажу о результатах изысканий. Есть намётки. В авиационном применении важно соблюсти баланс между мощностью и дальностью связи. Мощность не должна быть слишком большая по причине паразитных наводок на оборудование. Да и вопрос энергопотребления немаловажен. Что касается веса, у радиостанций автомобильного типа не очень велик. Радиолюбительские трансиверы частенько имеют не полный частотный охват, а работают только в выделенных радиолюбителям интервалах частот. Надо будет сопоставить... Вот нашел список частот у братьев-радиосканеров: Авиационные частоты России и стран бывшего СССР. Там же есть еще одна полезная тема.

Миша. К кому ты настроил приход СМС и е-мейлов с твоего СПОТа? У меня это жена, кто-то из коллег. Люди не авиационные. Да даже если бы были и авиационные, многое ли может сделать человек за 10 тыс км и находясь за 6-10 часовых поясов от тебя? Если даже услышит спросонья твою СМС... :D Или понадеяться на болельщиков с Фейсбука? Или, может быть, ты перед вылетом назначаешь СМС со СПОТа на сотовые телефоны диспетчеров зоны, в которой летишь? :D Если так - вопросов нет. СПОТа достаточно.

Вы пролетали недавно хоть местами и диковатые, но вполне себе обжитые места вдоль железных и автомобильных дорог. Я там тоже летал. Я же говорю о местах, где ни дорог, ни населенных пунктов, ни связи - ничего нет (а таких мест в нашей необъятной Родине достаточно).
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:14, всего редактировалось 1 раз.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#20 Сообщение Misha » 03 окт 2012, 06:57

zenon писал(а):
Миша. К кому ты настроил приход СМС и е-мейлов с твоего СПОТа? У меня это жена, кто-то из коллег. Люди не авиационные. Да даже если бы были и авиационные, многое ли может сделать человек за 10 тыс км и находясь за 6-10 часовых поясов от тебя? Если даже услышит спросонья твою СМС... :D Или понадеяться на болельщиков с Фейсбука? Или, может быть, ты перед вылетом назначаешь СМС со СПОТа на сотовые телефоны диспетчеров зоны, в которой летишь? :D Если так - вопросов нет. СПОТа достаточно.

Вы пролетали недавно хоть местами и диковатые, но вполне себе обжитые места вдоль железных и автомобильных дорог. Я там тоже летал. Я же говорю о местах, где ни дорог, ни населенных пунктов, ни связи - ничего нет (а таких мест в нашей необъятной Родине достаточно).
Игорь, у меня СПОТ настроен на авиационных людей - один ЛОДОШНИК целой ПСС стоит :-) Однако, говоря о связи в необжитых районах, я имею ввиду не СПОТ прежде всего - а Иридиум, который:
а) отлично себя зарекомендовал
б) у тебя тоже есть
в) не запрещен Робинсоном к использованию на борту
г) мобилен и не привязан к конкретному борту

Понятно, что ты волен делать на своем вертолете все, что угодно и все, что тебе кажется разумным - но раз уж ты вынес эту тему на обсуждение, я и задаю тебе вопросы. Два главных вопроса:
1. Где тебе нужна КВ-станция?
2. Почему для этих целей недостаточно Иридиума?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#21 Сообщение zenon » 03 окт 2012, 09:37

Миш, вопрос который я поднял, имеет для меня чисто теоретический характер и лично мне КВ-радиостанция пока не нужна. Однако, вопрос этот довольно практический для тех, кто живет и работает в районах Крайнего Севера, в Заполярья и Арктики. То есть там, где КВ-связь обыденность и стандарт. Там, где спутниковые телефоны есть далеко не у всех, а стационарных и сотовых телефонов может не быть нет вовсе.

Да и вообще, данная тема - не дискуссия о целесообразности КВ-связи с точки зрения гламурных московских летчиков. ;) Она о реальной практике её применения в необжитых и далёких районах, в том числе, конкретно, на Робинсонах. Насколько я понял по откликам, а также изучая Интернет по данной тематике, КВ-связь в авиации не просто имеется, а и довольно активно используется. Весь вертолётный Север на ней работает, обслуживание промыслов, вахтенных посёлков, геологических экспедиций и полярных станций. Другое дело, что поршневые Робинсоны не летают в тех краях, ибо авиационным бензином там и не пахнет. Там и с обычным-то не просто... Так что тема "Робинсоны и КВ-связь" - пока нехоженая тропа.
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#22 Сообщение ksv » 03 окт 2012, 10:00

zenon писал(а):Другое дело, что поршневые Робинсоны не летают в тех краях, ибо авиационным бензином там и не пахнет. Там и с обычным-то не просто... Так что тема "Робинсоны и КВ-связь" - пока нехоженая тропа.
Почему же Робинсоны там не летают? Еще как летают. За 4 месяца мы в те края перегнали 8 вертолетов их заказчикам. От Магадана до Новосибирска их расставили. Бензина приволокли в самые дальние уголки нашей необъятной. Там, где, как говорится раньше, вековая лежала пыль, свой след оставил Робинсон. Полеты до Охотского моря у нас стали некой обыденностью. А вот КВ-радиостанций на них нет, да и не нужны они, как показывает практика. Пользуются либо мобильными - связь там более-менее - либо УКВ-радиостанциями, либо спутниковой связью. Да и установку любого дополнительного оборудования на вертолет необходимо согласовывать с RHC.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#23 Сообщение zenon » 03 окт 2012, 10:49

Сергей, Сибирь и Дальний Восток - это не Заполярье и не Арктика! Всё, что вдоль Транссиба - это считай почти Подмосковье. Столетиями обжитые края.
Я же говорю о совсем других местах. Что-ж вы этого понять никак не можете :) Или всё, что дальше Урала для вас это край света?
Диксон, Хатанга, Тикси, Чоркудах, Певек, Мыс Шмидта, Залив Лаврентия... Вы и туда бензин завезли? И там Робинсоны летают? :) Что-то сильно сомневаюсь... :)
А Магадан, да и другие города, куда рейсовые боинги летают - это центры цивилизации! С ними всё понятно.
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:14, всего редактировалось 1 раз.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#24 Сообщение VK68 » 03 окт 2012, 11:44

Поблемы с КВ у Робинсона связаны с наводками на блок управления регулятора оборотов. С чисто практичексой точки зрения КВ использовать можно, естественно следя за оборотами. При некорректном поведении регулятора, просто выключить КВ. Такие же проблемы могут возникать при пролете на близком расстоянии от ретрансляторов и всяких вышек с излучателями.
На счет тяжести кв станции- а чего там тяжелого? 5 м проволоки и 2кг железа.

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#25 Сообщение ksv » 03 окт 2012, 11:59

zenon писал(а):Сергей, Сибирь и Дальний Восток - это не Заполярье и не Арктика! Всё, что вдоль Транссиба - это считай почти Подмосковье. Столетиями обжитые края.
Я же говорю о совсем других местах. Что-ж вы этого понять никак не можете :) Или всё, что дальше Урала для вас это край света?
Диксон, Хатанга, Тикси, Чоркудах, Певек, Мыс Шмидта, Залив Лаврентия... Вы и туда бензин завезли? И там Робинсоны летают? :) Что-то сильно сомневаюсь... :)
А Магадан, да и другие города, куда рейсовые боинги летают - это центры цивилизации! С ними всё понятно.
Игорь, а как на Мысе Шмидта или в Тикси эксплуатировать Робинсон? У них морозы -35 уже в сентябре. Ради трех месяцев эксплуатации там никто покупать вертолет Р44 не хочет. Хотя бы пол-года полетать, тогда уже хоть какая-то польза от него.

Про КВ радиостанции я ничего не слышал от пилотов и владельцев вертолетов, которые мы перегнали в Якутию и на Дальний Восток. Им они не нужны, как я понимаю. Даже запоосов не было на установку доп. оборудования.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#26 Сообщение zenon » 03 окт 2012, 13:04

:) Сергей, да я и не призываю поставлять туда Робинсоны и эксплуатировать их там постоянно. Мой вопрос был о практике использования КВ-связи и устанавливал ли кто-нибудь КВ на Робинсоны вообще. :) Мало ли. Может кто-то использовал КВ-связь в других регионах. В целом, я согласен с тем, что для полетов в цивилизованных (или более-менее обжитых) районах - тем более для полетов разовых - озадачиваться установкой КВ вряд ли нужно. Но если есть идеи летать в совсем уж диких и глухих краях, когда экипажу может понадобиться оперативная помощь или информация, КВ лишним не будет.

О влиянии излучения на работу электроники - то, о чем предупреждает производитель - из личной практики тоже никто сказать ничего не может. Надо исследовать проблему.
Тема, как я понимаю, почти исчерпана. Вероятно кому-то надо быть первопроходцем.

Спасибо всем за отклики и за предоставленную информацию. Если у меня будет по этой тематике что-то новое и интересное - буду делиться. К чему призываю и остальных...
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:15, всего редактировалось 1 раз.

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#27 Сообщение 502 » 03 окт 2012, 13:11


Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#28 Сообщение Misha » 03 окт 2012, 14:12

zenon писал(а): Надо исследовать проблему.

Спасибо всем за отклики и за предоставленную информацию. Если у меня будет по этой тематике что-то новое и интересное - буду делиться. К чему призываю и остальных...
А есть ли проблема? Как выяснилось, установка КВ-радио на Робинсон никого из практиков не интересует - только тебя, теоретически. Если я полечу даже на Чокурдах - о КВ на борту и не подумаю ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#29 Сообщение zenon » 04 окт 2012, 23:40

Заметь Миш, я ведь не агитировал тебя за КВ на твоём вертолёте, правда? Каждый волен принимать свои собственные решения.

* * *

Итак, кажется найдено самое, на мой взгляд, удачное решение для организации КВ-связи на воздушном судне. Включив свой прошлый радиолюбительский опыт и прочитав кучу технических характеристик и отзывов владельцев, я понял что надо брать мобильный трансивер YAESU FT-857D (DM или DS) + автоматическую моторизованную вседиапазонную мобильную антенну ATAS-120a. Объясню этот выбор.

Трансивер YAESU FT-857D универсальный аппарат.

- Полный КВ-диапазон (1,8-28 МГц) и несколько УКВ-диапазонов: 28-30 МГц, 50-54 МГц, 144 МГц и 430 МГц (авиационного, увы, нет).
- Все виды модуляции: AM, SSB (верхний и нижний), FM, CW
- Аттеньюируемая выходная мощность от 5 до 100 Вт

Съемная (выносная) панель управления позволяет установить трансивер в удалении от приборной панели ВС (до 10 метров!). Это полезная возможность для снижения наводок на приборное оборудование самолета или вертолета.
Работа от постоянного напряжения от 11 до 16 V.

Особенности питания, которые следует учитывать.
При установки трансивера на ВС с бортовым напряжением 24-28 V (а R66 как раз такой вариант) придётся мудрить с преобразователем 24/12 Вольт. Увы, это снижение КПД и увеличение тока. Потребляемый ток в режиме передачи на максимальной мощности 100 ВТ около 16-17 Ампер. Это реально большой ток. Не всякое ВС может справиться с таким дополнительным потребителем. С другой стороны, выходная мощность ступенчато регулируется: 100 Вт, 50 Вт, 20 Вт, 5 Вт. Моя рекомендация работать на мощности не более 20 Вт. В этом случае потребляемый ток не превышает 8 А. А при мощности 5 Вт - всего 4 А. Реально, при хорошем согласовании передатчика с антенной (а об этом чуть ниже), 5 Вт вполне достаточно для связи на три-четыре сотни километров (не считая тропосферного распространения). 20 Вт - это надежная связь на расстояние 1-2 тыс. км, что в принципе несколько превышает необходимую дальность для связи в полёте. Я еще не проводил эксперименты, но хочется надеяться, что при установке трансивера сзади воздушного судна (подальше от приборной панели) и при использовании правильной антенны, уровень наводок даже при мощности 20 Вт будет достаточно низким. В моём случае я попробую разместить его под задним сидением. Главное, чтобы не сходил с ума регулятор оборотов. Остальные приборы не так чувствительны к э/м излучению. Кстати модификация YAESU FT-857DM имеет максимальную мощность 50 Вт, а экономичная модель YAESU FT-857DS - 20 Вт. Правда, говорят их сложнее купить.

Антенна.

Ребята в YAESU большие молодцы и разрабатывая мобильный трансивер они подумали и о мобильной антенне. Раньше я думал, что придется городить городню из провода, как-то натягивать его вдоль балки и т.д. Ничего подобного не требуется! Есть возможность сделать установку антенны (как и трансивера) легкосъемными. Замечательная антенна под названием ATAS-120 закрывает все наши нужды. Внутри антенны размещаются согласующие катушки, а длина антенны подстраивается автоматически под выбранный диапазон. Внутри антенны имеются "мозги", которые управляются трансивером прямо по коаксиальному кабелю. Меняя частоту на трансивере, антенна меняет автоматически свою длину, а катушка внутри настраиваются на минимальный КСВ (коэффициент стоячей волны). Красота! Длина антенны меняется в зависимости от частоты от 1.4 до 1.6 метра. Я думаю её можно разместить горизонтально на кронштейны крепления лыж вертолета (вдоль одной из лыж). Никакого ущерба аэродинамике, горячие газы не попадают, взлёту-посадке не мешает, длина кабеля получается небольшая. В радиопрозрачных (легких) самолетах антенну можно разместить внутри фюзеляжа (ближе к хвосту) или даже в крыле. На металлических самолетах - в зависимости от конструкции.

Теперь осталось всё купить и начать натурные эксперименты - сначала наземные, а затем лётные.
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:16, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КВ-радиостанция на Робинсоне

#30 Сообщение zenon » 04 окт 2012, 23:50

Добавлю, что для повышения универсальности использования радиостанции - в том числе при незапланированных посадках и в случае отсутствия напряжения в прикуривателе (да и чтобы не очень насиловать бортсеть в полёте) - особенно при желании включить мощность на всю катушку, желательно иметь для радиостанции отдельный аккумулятор. Говорят, что при мощности 20 Вт аккумулятора на 7 а/ч хватает для непрерывной работы в течение 4 часов. Мне кажется, хорошим выбором в качестве аккумулятора может являться аккумулятор от компьютерных UPS-ов... Там стоят сухие герметичные аккумуляторы с довольно высокой ёмкостью. Они свободно есть в продаже, не очень дороги.

Также, может быть стоит сделать слаботочную подзарядку аккумулятора от прикуривателя, а при нажатии на тангенту основная мощность будет браться от аккумулятора. В перерывах - он подзаряжается от бортсети. Надо подумать над этим...
Последний раз редактировалось zenon 23 май 2013, 17:17, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Авионика, Тюнинг, Примочки, Доп. баки, Спас. системы»