Нехватка рук на вертолёте...

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#16 Сообщение lt.ak » 12 янв 2011, 03:42

Kost писал(а):Руки конечно можно на секунду другую осободить, но не что бы маршруты новые в GPS забивать, а так карту развернуть, почесать там где нибудь :oops:
это наверно "школа" R22 сказывается ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#17 Сообщение Ритон » 12 янв 2011, 08:11

Самые лихие и предусмотрительные казаки учились рубить лозу и правой, и левой рукой.
Проведите клубный чемпионат по работе с Гамином левой рукой. Среди правшей

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#18 Сообщение lt.ak » 12 янв 2011, 08:43

Ритон писал(а):Самые лихие и предусмотрительные казаки учились рубить лозу и правой, и левой рукой.
Проведите клубный чемпионат по работе с Гамином левой рукой. Среди правшей
хоть левша, хоть правша - общий шаг то всё равно слева ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#19 Сообщение Ритон » 12 янв 2011, 09:31

давление же левой рукой успевают выставлять.
чемпионат позволит сравнить скорость работы с Гармином левой руки 12345го и остальных.

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#20 Сообщение kvsov » 12 янв 2011, 09:38

Stas писал(а):
А как в такой ситуации, когда летишь один и некому помочь, изменить на Garmine 695 план полета на новый маршрут с новыми ПОДами, расстояниями и расчетными временами доклада?

Если мал опыт перехода на другой маршрут по GPS в полете, то эти все действия желательно сначала потренировать на земле с помощью режима симуляции (сначала забивать маршрут, потом поиск населенных пунктов по названиям, с помощью кнопки NRST find на Garmin 296) и после этого экспериментировать в воздухе. Обязательно, я считаю, знать примерный район полета, с основными аэродромами. запретками, МВЛами (их не так уж много осталось, грубо говоря, от западной до восточной границы вообще практически одна идет и это радует :D ). И конечно же все эти маршруты можно заранее забить в джипку, обозвать их и когда вас зашлют по МВЛ, спокойно выйти на ближайшую точку маршрута. Ни когда в воздухе ни чего однозначного не бывает, поэтому даже к 5 минутному полету желательно подготовиться и иметь ходы на различные мудрости диспетчеров. Победа в воздухе куется на земле :D
Когда...?

Аватара пользователя
zenon
Гуру
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#21 Сообщение zenon » 12 янв 2011, 09:55

kvsov
Все правильно говорите. Но увы невозможно предусмотреть все приколы диспетчеров в виде заранее вбитых маршрутов. Проверено. Не говоря уже о том, что и векторить могут начать. Считаю умение оперировать GPS-кой в воздухе не просто полезным, а обязательным навыком, которому следует тренироваться - сначала на земле, затем в воздухе.

Кстати, вовсе не обязательно при внезапном изменении маршрута войти в ступор и углубиться в GPS, упорно вбивая туда весь маршрут. Достаточно вбить только один (следующий) ПОД. На это нужно 20 секунд максимум. Далее, изменить курс, запомнить его, пилотируя ВС по компасу, ГПК или ГМК и доложить о расчетном времени диспетчеру. Обычно между ПОДами (даже на плотных подмосковных МВЛ) у пилота есть от 3 до 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы в спокойном режиме, не торопясь, постепенно добивать в маршрут ПОДы.

Как вы верно заметили, можно и не забивать маршрут, летя по линии МВЛ на GPS, но это годится только в том случае, если летишь по МВЛ (сейчас это уже далеко не всегда так).

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#22 Сообщение Misha » 12 янв 2011, 10:17

Хм... Ну и мои пять копеек.

Руки в полете бывают нужны. В полете соло - тоже. Не вижу никакого криминала в том, чтобы на короткое время снять левую руку с общего шага. Мне удобнее левой рукой в горизональном полете придерживать циклик, а правой писать на коленке. Или работать с гармином, который (большой) у меня закреплен на блистере именно под правой рукой.
А еще я без всяких фрикционов держу курс-высоту, зажимая циклик коленками- это когда нужно двумя руками карту развернуть например.

Естественно, любой навык становится таковым только после неоднократных упражнений. Из-за чего сыр-бор разгорелся? Из-того, что zenon "не по возрасту рано" дерзнул взять циклик в левую руку? А когда пора? Я вот по себе помню: пытаешься левой рукой порулить, не получается - сразу перехватываешь правой. Потом начинает получаться. Что касается отказа в этот момент, то достаточно секунды для смены рук. В противном случае (как правильно заметил Ритон) даже давление не выставить в полете - нельзя же левую руку с общего шага снимать?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#23 Сообщение Misha » 12 янв 2011, 10:29

Kost писал(а):Обязательно в GPSке настройте отображение линнии направления полета, и желательно выберете ей длинну в 18 км, это будет 6 мин полета или 1/10 часа, довольно просто бывает таким способом быстро прикинуть время до точки
Эту линейку я ставлю на 10 минут полета (на время, не расстояние) - еще проще прикидывать время ;-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#24 Сообщение kvsov » 12 янв 2011, 11:03

Misha писал(а):
Kost писал(а):Эту линейку я ставлю на 10 минут полета (на время, не расстояние) - еще проще прикидывать время ;-)
аналогично, только 6 мин (привычка с училища - делить этап на 6-ти минутные отрезки)
Когда...?

Kost
SAONовец со стажем
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#25 Сообщение Kost » 12 янв 2011, 11:39

Вообщем я тоже особо ничего не вижу в том, что бы порулить левой рукой, а в штилевую погоду можно и и вообще без рук немножко :D
Я скорее вот о чем, что имея с собой GPS (нормальную с картами) и обычную бумажную авиационную карту, можно прилететь куда угодно без дополнительных манипуляций с маршрутами в GPSке.
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#26 Сообщение 12345 » 12 янв 2011, 14:13

Misha писал(а):Хм... Ну и мои пять копеек.

Руки в полете бывают нужны. В полете соло - тоже. Не вижу никакого криминала в том, чтобы на короткое время снять левую руку с общего шага. Мне удобнее левой рукой в горизональном полете придерживать циклик, а правой писать на коленке. Или работать с гармином, который (большой) у меня закреплен на блистере именно под правой рукой.
А еще я без всяких фрикционов держу курс-высоту, зажимая циклик коленками- это когда нужно двумя руками карту развернуть например.

Естественно, любой навык становится таковым только после неоднократных упражнений. Из-за чего сыр-бор разгорелся? Из-того, что zenon "не по возрасту рано" дерзнул взять циклик в левую руку? А когда пора? Я вот по себе помню: пытаешься левой рукой порулить, не получается - сразу перехватываешь правой. Потом начинает получаться. Что касается отказа в этот момент, то достаточно секунды для смены рук. В противном случае (как правильно заметил Ритон) даже давление не выставить в полете - нельзя же левую руку с общего шага снимать?
Никто здесь ни разу не сказал о том что нельзя убирать руку с ОШ. А вот в каком положении будет вертолёт при отказе после перекладки рук человеком, который не очень уверенно и не всегда правильно действует даже при полной готовности и правильном положении рук, знает один бог или чёрт. Кроме того я почти уверен что лётчик имеющий опыт полёта на самолёте со штурвалом и пилотирования левой рукой (правая на рудах) первым делом сунет ручку от себя(в памяти левой руки так прописано) а потом может быть начнёт чего-то перекладывать. Всему своё место и время.

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#27 Сообщение Helimobil » 12 янв 2011, 18:26

Misha, ты, наверное, слышал про Aeronautical Decision Making. Так вот в рамках этой дисциплины рассматривается целый ряд так называемых Hazardous Attitudes, совокупность которых по-русски называется «перо в ж.. выросло». На это вам и пытаются указать старшие товарищи :D , имеющие, к тому же, педагогическую подготовку и знающие, что эту стадию проходят все начинающие пилоты. Пусть поправят, если я ошибаюсь.
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Аватара пользователя
Stas
SAONовец со стажем
Сообщения: 216
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 17:47
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#28 Сообщение Stas » 12 янв 2011, 20:11

Не ожидал, что мой такой, казалось бы простой вопрос, вызовет столь активное обсуждение и перейдет в отдельную тему. Прочитал все советы внимательно. Попробовал на демо-режиме - вполне реально:
-зафиксировать ШГ и левой рукой нажать FPL, СПИСОК, НОВЫЙ, УКАЗАТЬ и выбрать необходимые точки;
-активировать и готово.
Единственное, пришлось изменить настройки: направление- на Север и время- 10 минут (было - направление по курсу (так рекомендовали инструкторы) и время 5 минут). Думаю привыкну к ним быстро. Ну и по карте придется смотреть точки перехода под управление МДП, на Garmine это плохо видно.
Всем спасибо!

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#29 Сообщение Misha » 12 янв 2011, 20:15

Helimobil писал(а):На это вам и пытаются указать старшие товарищи :D
Ну, так бы сразу и сказали... Без лишних экивоков ;-) Теперь все понятно, сдаюсь...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
gearo
Новичок
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 18:33
Member of AOPA: No

Re: Нехватка рук на вертолёте...

#30 Сообщение gearo » 12 янв 2011, 20:44

А сколько рук вам понадобится, если GPS откажет...или уроните..)))))) Как же постулат о комплексном самолето/вертолето вождении..???

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»