От нечего делать занимался перечитыванием старых веток на форуме... Много интересного, много пустого, но вот по данной теме у меня есть комментарии. За год я прошел путь от демонстрационного полета с шеф-пилотом клуба и первых неуклюжих опытов с висением до покупки своего борта. А потому, мой рассказ может быть интересен для новичков и будет ответом на многие их вопросы и неоправданные ожидания.
Обучение на вертолете - дело не дешевое. Поэтому, всякий, кто смотрит на прайс-лист с приличным количеством нулей в отнюдь не рублевых ценниках, начинает думать, сколько же часов ему надо отлетать, чтобы научиться? (С этого и началась тема топикстартера). Признаюсь, я тоже так думал. Тем более что, как мне казалось, уж я-то точно не должен отлётывать "положенных" 42 часов - я ведь пришел с самолетов, где имел на момент начала обучения порядка 150 часов налёта. Вот, думал я, отлетаю часов 10-15, ну 20 от силы, и хорош. Чего деньги напрасно прожигать?
Эххх... Как я ошибался...

Ну, во-первых, как и в любом деле, постигая одно, открывается другое - за горизонтом, горизонт. Или, как верно замечали древние, чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю. То есть, если есть цель научиться, ну то есть действительно НАУЧИТЬСЯ, а не просто обучиться простым вещам, то надо быть сразу готовым к тому, что учиться придется как минимум 200-300 часов только до первого "просветления". Причем просветление - это не состояние полного мастерства, а лишь первые шаги к действительному, глубокому, осмысленному осознанию машины и лишь первые моменты проявления чувства слияния с машиной, понимания ее характера, возможностей, переход к чувственному, подсознательному ощущению через рефлексы и навыки, а не через интенсивную работу сознания.
Когда я только сел в вертолет, я задавал эти бессмысленные дурацкие вопросы - ну когда я уже научусь, чтобы вписать тип в пилотское? Но чем больше и дольше я летал, тем реже думал об этом. Начал занятия я в январе 2010 года, но уже к весне понял, что торопиться мне некуда. Надо учиться. А к лету, когда мой налет составлял определенно больше 50 часов и я уже сносно (для новичка) летал, я окончательно перестал беспокоиться по поводу вписания типа. И поэтому, когда начштаба АУЦа поинтересовался моим ВЛЭКом и намекнул, что не худо бы оформлять бумаги, я даже слегка удивился, - "разве я уже готов"? Вот такая произошла трансформация от нетерпения новичка с его дурацкими вопросами "ну когда?" к трезвому осмыслению, что конца и края учёбе, на самом деле, не видно...
Я не знаю какой у меня сейчас налет на R44 (всё собираюсь подбить цифры и перевести логбук из бумажной в электронную форму), но по ощущениям "под сотню". И сейчас, получив, наконец, собственную долгожданную машину, я лишь
приступаю к нормальной учебе - той, о которой всегда мечтал. Когда ты не зависишь от инструкторов, наличия бортов и очереди таких же как ты, и можешь молотить столько, сколько считаешь нужным. А потому, если у вас есть желание не просто обучиться ради корочек, чтобы потом было легче девчонок очаровывать, а научиться летать безопасно и надежно, надо настраивать себя на
сотни часов. Наплевать и забыть, что там написано по этому поводу в правилах или на сайте. Вы ведь не для галочки хотите научиться... И даже не для того, чтобы доказать что-то самому себе (yyyesss!!!). Посему, совет жестокий (но зато честный) если у вас "финансы поют романсы", даже не беритесь за вертолет. При ответственном подходе к делу, это ляжет тяжелой ношей на ваш личный бюджет. А при безответственном - это и вовсе будут просто выкинутые на ветер деньги. Ибо, если перспектив заиметь свой борт особо не видно, навыки (а значит и вложенные деньги) обесценятся довольно быстро. Почему? Даже если у вас есть деньги на периодические полеты в клубе, то редко обновляемые и плохо поддерживаемые навыки не будут совершенствоваться. И хорошо, если вовсе на начнут деградировать!
Что касается "полетов в клубе" - это тоже тот еще вопросец... Я учусь в клубе от самого начала и, как уже выше говорил, перекрываю более, чем вдвое планку необходимого налета даже для человека "с нуля" (хотя придя в вертолетный клуб, я уже самостоятельно летал маршруты на самолете). И в какой-то момент времени (осенью) мне даже разрешили самостоятельные полеты распоряжением начальника АУЦа. Я несколько раз летал тренироваться самостоятельно в зону и даже слетал "не учебный" маршрут (по личным делам). Но эту вольницу довольно быстро прикрыл хозяин клуба. И это даже не смотря на то, что на тот момент у меня был проплачен вертолет, который формально еще не был моим и по сути являлся идеальным залогом! Вот так обстоят дела с полетами в клубе без своего борта. Либо с инструктором в рамках учебного процесса, в порядке общей очереди, либо... никак!
Нет, я не виню хозяина клуба. Даже за деньги он мне ничего не должен. Ведь ежели что, он рискует отнюдь не только бортом (пусть он с залогом), но и вообще работой всего своего предприятия! Да, признаться, и борты свободные мало у кого есть. Тот клуб, в котором я летаю, имеет, если не ошибаюсь, только один клубный борт, а остальные используются для учебного процесса по договоренности с другими владельцами. То есть, это не клубные вертолеты. Опять же, финансовый вопрос... Я взял вертолет на день, а налетал на нем от силы 3 часа. А находясь в клубе, он налетал бы в выходной день часов 6 как минимум. Почему клуб должен терять бабки? Да еще лишать других курсантов полетов, что порой напрягает с ними отношения, некоторые из которых не просты характером (с завышенной самооценкой и понтами).
По многим причинам рассматривать возможность брать в аренду вертолет для самостоятельных полетов в России пока не стоит. Это не реально, даже если это клуб, где вас знают, где вы учились и даже если вы внесли залог. Мой пример тому подтверждение.
(И если я где-то соврал, пусть мои товарищи, которые летают со мной в этом клубе и представлены на данном форуме опровергнут мои слова.) А это значит, что и вкладывать деньги в свое обучение, если не будет своего вертолета - не стоит. Если, конечно, вас не устраивает перспектива вечно летать в зону с инструктором и быть вечным курсантом. Такова жестокая правда жизни...