Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#166 Сообщение LSA » 23 фев 2014, 01:16

Посмотрел видео-урок от 20 февраля с.г. Послушал радиообмен. Ужас - извините за резкость.
1) Вы вообще, понимаете, для кого нужен этот радиообмен и какую функцию он несет? Или, как говорил некогда Ян – это только дань причастности к субкультуре «настоящих пилотов».
2) Чуть выше приводит примеры Алексей, путая в кучу запросы/доклады в эфире при маршрутно-трассовом полете и чисто полете «по кругу». Давайте, оставим за скобками полет по маршруту, т.к. ваше видео здесь совсем другое – на нем классический полет по коробочке.
3) Поймите, радиообмен с курсантом, летающим по кругам - в корне отличается от радиообмена по тем же кругам, но опытного пилота. Вас, это удивляет? Поверьте, но это фактически, юридически, и практически абсолютно так!
4) Теперь – какова цель вашего ролика? Наверное, научить, летающего курсанта вести правильный радиообмен. Именно такое сложилось понимание из начального поста.
Поймите, каждое слово в эфире должно нести особую смысловую нагрузку, информировать и давать возможность проконтролировать свои или чужие действия, как самому летчику, так и руководителю полетов.
Иначе, у вас получается просто некая бравада перед девчонками, где пилоты говорят на своем особом «птичьем языке», чем их безусловно чаруют. Вспомнилось, как в шутку мне однажды говорил мой инструктор: при встречах с девушкой, как только понял, что она ничего не понимает в твоих рассказах и глаза у неё разошлись в стороны – всё, пока такая бери тёплой, тут она полностью твоя.
5) Весьма приблизительно, ваш радиообмен напоминает радиообмен, который в давние времена при советах вели курсанты, летая в аэроклубах на Як-52 или в военных училищах на Л-29. Поэтому, вам встречный вопрос – а почему нигде нет доклада: «на первом» или «на траверсе»? Вы думаете, - это не нужно? Можно поспорить. Для справки, поспрашивайте у ваших инструкторов в из Челавиа, что они думают. Не исключено, вдруг вспомнят чего (ЩюТкА)?
6) Если в ролике в радиообмене, нигде не слышно посторонних бортов – зачем все время повторять позывной КВС? Засоряете эфир. А ведь этому тоже нужно учить! Многое из того, что приведено в ролике - по сути, болтовня. В старое время, помню, учились по такому плакату, где «на кругу» определенное действие летчика было внесено в рамочку надписью и рядом в другой рамочке слова, которыми подтверждалось /запрашивалось в эфир. Точно так же как и РП (в вашем случае диспетчера-информатора).
7) Маленький совет: посидите на управлении полетами на месте РП, когда у вас на кругу 4-5 бортов и ещё пару в зонах. Уясните для себя, какова вообще задача РП на УТП полетах?
8) И ещё. Сакраментальный вопрос: каждый раз ваш РП на третьем говорит: «Готовность доложите». Для чего? Это нужно ему или пилоту? В чем смысл, если только после двух «коробочек», после того, как летчик сказал – «рассчитываю с посадкой», он на посадочной прямой доложил о готовности к посадке. Хотя, допускаю, что специфика радиообмена при полетах по кругам на каждом аэродроме и каждом типе ВС своя. Однако мое замечание такое: если уж говорит РП – «готовность доложите» к чему-либо, он её не будет и не должен ждать пока ещё два круга самолет будет в воздухе, выполняя конвейеры.
9) Итог. Ваше начинание с видео в качестве учебно-наглядного пособия – абсолютно поддерживаю. Только распишите на бумаге технологию работы РП при полетах по кругам, и соответственно алгоритм ведения радиообмена летчиками. Главное, со смысловой нагрузкой – что именно означает каждая фраза, для чего она нужна в принципе (в плане безопасности полетов для наземной службы движения, так и самому пилоту, предотвращая либо от столкновений, либо от случайных ошибок). Тогда - всё станет на свои места.
Успехов!
Над планетой людей...

Аватара пользователя
bigmak
SAONовец со стажем
Сообщения: 906
Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
Member of AOPA: Yes
Откуда: ТуркВО

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#167 Сообщение bigmak » 23 фев 2014, 11:54

LSA писал(а): Посмотрел видео-урок от 20 февраля с.г. Послушал радиообмен. Ужас .....
1) Вы вообще, понимаете, для кого нужен этот радиообмен и какую функцию он несет?
А Вы?
LSA писал(а): 3) Поймите, радиообмен с курсантом, летающим по кругам - в корне отличается от радиообмена по тем же кругам, но опытного пилота. Вас, это удивляет?
:shock: Та шо вы говорите?! :shock: Шеф! всё пропало!(с)
LSA писал(а): 4)
Поймите, каждое слово в эфире должно нести особую смысловую нагрузку, информировать и давать возможность проконтролировать свои или чужие действия, как самому летчику, так и руководителю полетов.
Догадываемся.
LSA писал(а): 5) Весьма приблизительно, ваш радиообмен напоминает радиообмен, который в давние времена при советах вели курсанты, .... а почему нигде нет доклада: «на первом» или «на траверсе»? Вы думаете, - это не нужно? Можно поспорить.
можно и поспорить. Мы в училище "на траверзе" не докладывали.

LSA писал(а): 6) Если в ролике в радиообмене, нигде не слышно посторонних бортов – зачем все время повторять позывной КВС? Засоряете эфир. А ведь этому тоже нужно учить! .
Конечно. ФАП 362 Вам в помощь. Там написано зачем повторять.

Мне лень продолжать про 7) 8 ) и 9)

Хороший. Глубокий анализ. Вдумчивый.
А нельзя просто написать что убрать и чем дополнить?

С уважением,
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#168 Сообщение LSA » 24 фев 2014, 03:19

bigmak писал(а): А нельзя просто написать что убрать и чем дополнить?
С уважением,
Внимательно почитал ещё раз первое сообщение в теме.
Nethunter писал(а): есть идея в интересах курсантов сделать короткий справочный видеоролик... с типовым для Северки радиообеном. ...Повторюсь, что хочется записать звук именно со спецификой УВД Северки: ведь каждая площадка в определенных моментах имеет свои маленькие нюансы по радиообмену в зависимости от схем и конкретно взятых РП. ....индивидуальность площадки сохранить.
Прослеживается ключевое слово - "специфика" данного аэродрома. Поэтому, наверное, зря сюда встрял. Пардон.
Действительно, ведь специфика везде своя и особенности тоже. Если пилоту комфортно и безопасно с таким радиообменом, а РП понятна вся картина в воздухе - значит так и должно быть. И если результат удовлетворяет обе стороны процесса - менять ничего не нужно.
Над планетой людей...

Nethunter

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#169 Сообщение Nethunter » 24 фев 2014, 20:38

LSA писал(а):Посмотрел видео-урок от 20 февраля с.г. Послушал радиообмен. Ужас - извините за резкость.
Коллега, благодарю Вас за такой большой развернутый отзыв! Видно, что поднятая тема Вам не безразлична. Спасибо за это!
Поначалу написал развернутый ответ, но потом передумал и сократил: и так слишком много слов сказано в этой теме. Спрошу просто - можете ли дать ссылку на официальный документ, однозначно регламентирующий радиообмен при полете по кругу ПВП? Насколько я знаю, его не существует. Поэтому нельзя сказать однозначно, что здесь правильно, а что нет. Вместе с тем, есть устоявшиеся нормы радиообмена на посадочных площадках, которые, как Вы правильно заметили, во-многом идут к нам из СССР и его ВВС. На каждой площадке есть свои особенности, это знают все. И радиообмен курсанта и опытного пилота разный, это также правда.
Делая свой ролик, я не пытался создать именно обучающее пособие, единое для всех площадок АОН - это не представляется возможным, потому что всем не угодишь. В итоге я решил оставить радиообмен таким, каким он сейчас есть на Северке у курсантов. Продвинутые пилоты общаются с РП так, как им представляется правильным, но тоже зачастую по-разному. Курсанты же - по большей части одинаково. Вот именно так я и хотел сделать. И делал не для обучения, а в качестве справочно-наглядного материала - в ролике можно послушать один из вариантов радиообмена, посмотреть на ориентиры разговоров. А чему и у кого учиться - пускай каждый решит для себя сам.

Аватара пользователя
LSA
Гуру
Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:46
Member of AOPA: No
Откуда: Москва

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#170 Сообщение LSA » 25 фев 2014, 02:33

Согласен, поверьте.
Хотя и не хотел дальше продолжать эту тему, но прозвучал вопрос:
Nethunter писал(а): Спрошу просто - можете ли дать ссылку на официальный документ, однозначно регламентирующий радиообмен при полете по кругу ПВП? Насколько я знаю, его не существует.
Не готов сказать за училища ГА (и соответственно АУЦы и или аэроклубы), чем там сейчас руководствуются. А вот для аэродромов (посадочных площадок) госавиации и экспериментальной авиации действуют утвержденные локальные акты, которые называются примерно так - "Технология работы руководителя полетов (или группы руководства полетами)", где одним из разделов приводится порядок и правила ведения радиообмена при различных видах полетов. Эти "Технологии...." или "Инструкции..." для РП вводятся в действие и разрабатываются не из простого желания каких-либо лиц, а определены ведомственными нормативными актами (фап-ами).
Извините, за чуть невыдержанные высказывания с моей стороны выше.
Повторюсь - в итоге, вы, делаете правильное дело.
Над планетой людей...

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#171 Сообщение shura-ag » 25 фев 2014, 10:33

А мне кажется, что радиообмен на площадках надо упрощать. Это повысит ответственность пилотов, так как при полетах ПВП именно КВС отвечает за безопасные интервалы и т.п., также это существенно разгрузит эфир. И двигаться нужно в сторону Европы и США, где доклады только о рулении, пересечении ВПП, и доклад на прямой. Ну еще конечно вход / выход из круга. И тогда станет возможным обслуживать больше самолетов на кругу и все будет спокойнее.
В качестве примера у меня всегда Испания, где мы летали примерно так: полоса одна, рулежка одна. Взлет одним курсом, посдака с противоположным. 6 -7 самолетов на кругу отрабатывают посадку, еще периодически другие взлетают на маршруты и приземляются с маршрутов соответственно. И ведь ничего, все спокойно, все летают, никто не волнуется.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
rezdm
SAONовец со стажем
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 14:53
Member of AOPA: No
Откуда: Zug, Switzerland
Контактная информация:

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#172 Сообщение rezdm » 25 фев 2014, 17:54

Да я б не сказал, что как-то мега прям меньше, чтоб прям на порядок. Сужу со своей колокольни. Зависит от места и загруженности, но вот пример вполне себе обычного обмена на относительно загруженном (и обучающимеся, и просто траффиком) LSZG (Grenchen) (контролируемый аэродром, ПВП, ППП, т.п.), пример радиообмена на кругу, тренировка тач-энд-гоу (по-моему это то, что называется конвейером)

<прослушать ATIS>

- Grenchen tower, hello, HB-CQW, parking blue one, information Alpha, for circuits, ready for taxi (зачастую в Гренхене "граунд" и "тауэр" не разделены, поэтому можно сразу объявить, каким маршрутом лететь)
- H-QW, hello, Grenchen tower, taxi to holding point alpha runway zero-seven
- taxi to holding point alpha, H-QW (если диспетчер сократил позывной, я также сокращаю)
... (такси до куда сказал, при этом надо пересечь другую ВПП, на этом аэродроме или скажут остановиться до, если летают, или самому вертеть башкой)
- H-QW, holding point alpha, ready for departure
- H-QW, behind landing Seneca lineup and wait
- Behind landing Seneca, h-qw
...
- H-QW, runway zero-seven, cleared for takeoff, next report downwind
- cleared for takeoff, next downwind, h-qw
...
- h-qw, righthand downwind runway 07 for touch-and-go
- h-qw, next report final
- next final, h-qw
...
- h-qw, final runway zero-seven
- h-qw, number two, wind 120 degrees, 7kt, runway zero-seven cleared for touch-and-go, next report downwind
- number two, runway zero-seven cleared for touch-and-go, next downwind, h-qw


На самом деле вариантов может быть просто уйма. Могу выложить (в приватном виде, ибо всё же копирайт) примеры из своего учебника по радиообмену. Всё достаточно строго, но вобщем-то полно места для "манёвра" (пример тут: http://www.vfr-voice.ch/common/demo.php ... height=768 ).



.
Последний раз редактировалось rezdm 25 фев 2014, 17:59, всего редактировалось 1 раз.
~
:wq

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#173 Сообщение shura-ag » 26 фев 2014, 11:16

По-моему как раз примерно так, как я и описал. И это при том, что аэродром контролируемый. Отличия только в информации ATIS по сравнению с тем, что я написал. А у нас на неконтролируемой площадке, будут докладывать и запрашивать доклад по запуску, взлету, на первом развороте, на третьем развороте, стоянку и выключение двигателя. Это лишнее, по мне.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
rezdm
SAONовец со стажем
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 14:53
Member of AOPA: No
Откуда: Zug, Switzerland
Контактная информация:

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#174 Сообщение rezdm » 26 фев 2014, 16:26

На неконтролируемой, пример своей родной, LSZN, максимум может сидеть человек, который "смотрит" за аэродромом у рации, иногда отслеживает траффик, чтобы там не садились в противоположных направлениях, т.п., но он не руководит ничем

- LSZN, HBCQW, radiocheck (если кто-то есть рядом, лауд-энд-клиэр, но и не факт)
- HQW, taxiing to holding point runway two-seven
...
- HQW, lining up runway two-seven, will stay in circuits
- HQW, left hand downwind runway two-seven for touch-and-go
- HQW, final runway two-seven

При этом, понятно, что я слушаю радио и, если я услышу пепред лайнапом что-нибудь типа
- H-FS, turning final rwy two-seven
То я подожду, пока человек приземлиться, и это моя обязанность и ответственность.


Кстати сказать, в моём курсе радиотелефонии, вовсю было не только радио, но и сигналы руками, сигналы светом, дымом, "цветными шарами" (не знаю, как они правильно называются), указатели на земле (стрелки там всякие).


зыЖ запрос на старт двигателя делал два раза
1) В этом самом Гренхене, когда условия были SVFR
2) В большом и "взрослом" аэропорту (совсем большом, LSZH; в LSZB, к примеру, не надо ).
~
:wq

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#175 Сообщение shura-ag » 26 фев 2014, 18:30

вот и я о том же :) Есть куда нам стремиться
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

uuee
SAONовец со стажем
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 18:41
Member of AOPA: No

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#176 Сообщение uuee » 27 фев 2014, 08:49

Посмотрите определения к ФАП 128 "контролируемый" или "неконтролируемый".

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#177 Сообщение shura-ag » 03 мар 2014, 11:21

Определения то посмотреть можно, и даже нужно, у нас проблема то не в определениях. Просто когда в одной точке пересекается 2 - 3 класса C, и там же есть еще площадка, где сидит диспетчер - информатор, то тут уже определения не помогают :)
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: Пример радиообмена на кругу: видео и аудиозапись

#178 Сообщение ЛОДОЧНИК » 03 мар 2014, 11:53

uuee писал(а):Посмотрите определения к ФАП 128 "контролируемый" или "неконтролируемый".
Валентин, а вчера около 14:00 Вы на подходе работали?
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»