Полёт по приборам.
Добавлено: 08 фев 2014, 13:28
Сентябрь.
Проснулись поздно. На часах было 10-30. После ночного похода к зимовальной яме, всё тело болело, и не хотело отрываться от лежанки. Ночная рыбалка оказалась не простым делом. Леска спиннинга запутывалась и примерзала, мешала винтовка, с которой нельзя было расстаться даже на минуту, из-за косолапых. В зимовье охотника где мы ночевали, к утру стало прохладно. Растопили печь, приготовили завтрак. Умываясь, содрал клеща с запястья, который уже присосался. Обработал руки и место укуса, водкой. Позавтракали, написали записку охотнику, который приготовил зимовье к охотничьему сезону с благодарностью за комфортные условия, с извинениями за то, что без разрешения воспользовались жильём. Короткие сборы, и мы отправились к самолёту. Идти было недалеко. Метров 300, через мелкую протоку. На сегодня мы запланировали обратный вылет, иначе могли застрять на трое суток, подходил циклон. Завтра ожидался снег и ветер. Но сегодня ничто не предвещало ухудшения погоды. Светило солнце. Температура быстро поднималась, с ночных минус 10. Подойдя к самолёту, немного расстроились. Крылья были покрыты ледяной коркой, которая ещё не начала таять на солнце. Кроме кастрюльки и чайника не нашлось посуды для воды, поэтому пришлось несколько раз бегать на реку за водой, нагревать и поливать крылья. Несмотря на большой костёр, эта процедура заняла около часа . Время стремительно уходило. Вместо, запланированного вылета в 12, запустились в 14. Звонок диспетчеру со спутникового телефона не огорчил. В Чите было солнечно и тихо. Итак, вылет. Расстояние около 400 км. Направление 210 град. На юг. Сотовой связи нет, и не будет до АП прилёта. На западе, появились тучи. Юг чист. Включаю навигатор, ждём. Двигатель прогрелся, навигатор не загрузился. Ждём. Принимаю решение взлетать, не дожидаясь навигатора (1-я ошибка). Есть запасной, в образе Айфона, с Навителом. Взлетаем. В наборе включаю автопилот. Тормошу Гармин, проверяю антенну, выключаю-включаю. Безрезультатно. Спутников нет. Подключаю к прикуривателю севший Айфон и после того, как он ожил, запускаю Навител. Но(!), Навител не запускается! Появляется иконка и предлагает загрузить обновление! Платное! Но связи нет! Есть две кнопки на экране: «Подключиться и загрузить» и «выйти»!!! Третьего не дано. Тем временем, пролетели около 70 км. Впереди возникла туча с нижней кромкой около 800м. Держим 750 м. высоты. Достаю карту МВЛ.( Имеется!) Маршрут есть. Не прямой. В обход высокой, более 2х тыс.м. , гряды справа. Корректирую направление на автопилоте. Подходим к хребту. Его высота 1200м. Под нами тайга, над нами облака. Ещё один звонок, со спутникового телефона, в Чите солнечно. Принимаю решение лететь вперёд ((2-я ошибка). Начинаю набор и тут же, окунаемся в молоко. Дальше по приборам. Штурманом будет Юрий, он справа. Юрий вооружается часами с секундомером и калькулятором в телефоне. Примерно, по расчету, переваливаем гряду. Испытываю первое потрясение, когда опоздал с включением подогрева карбюратора. ( Подогрев начинает действовать не сразу, а с задержкой около минуты!) Двигатель затрясся и потерял мощность. Некоторое время планируем в неизвестность, теряем высоту и скорость. Показалось, что даже увидел заснеженные вершины, переваливаемых гор! Сколько это длилось, трудно сказать! Может три секунды, может три минуты. Показалось вечность. Когда мотор заработал ровно, ещё долго, было страшно! Долго, прислушивался к звукам. Летим в густом тумане или в облаках. Становится темнее, хотя три часа дня.. Время, как будто остановилось. Стрелки на часах замерли. Когда отрывал взгляд от авиагоризонта, хотелось повернуть штурвал, исправляя крен, которого не было, на самом деле. Это был первый полёт по приборам, длительностью более нескольких минут, что были в тренировочных полётах.
Полёт длился уже полтора часа. Просветов не было. Приходилось, только изредка покручивать триммер руля высоты, так, как установленный автопилот не обладает функцией, удержания высоты. Температура за бортом – около минус 10-ти. Высота 2400 м. Тут произошло второе потрясение(!). (Сразу скажу, что и первое и последующие потрясения произошли от недостатка опыта!)
Итак, второе потрясение. Работая триммером руля высоты, вдруг заметил, что, постепенно перевожу самолёт в пикирование, а скорость не растёт!(?) Т. е. указатель показывает 200 км/ч, а высоту теряем. Пока проверял органы управления двигателем, увеличил режим, ДОШЛО! Обогрев ПВД! Признаков обледенения не было! Приёмник постепенно забился снегом и стал «врать»! Самолёт при этом, разогнался до предельной скорости! Это было очень сильное потрясение и разочарование в своём опыте! Но всё обошлось! Лететь оставалось минут двадцать. По расчёту, впереди был ещё один хребет, высотой, чуть более тысячи метров. Решил набрать высоты. Топлива оставалось с запасом. Появилась сотовая связь. Загрузился Навител. . К удивлению, диспетчер снова сказал, что в Чите солнце, но ветер усилился, до 18 м/сек! он дул под прямым углом к маршруту, поэтому отклонились на 10 км. «Пробил» облака , только на 4200 м! А через несколько минут, вся стена облаков осталась сзади! В Чите, действительно, было солнечно и красиво!
Дома ждали. Был вкусный ужин и водка, которая не «брала», несмотря на количество!
P.S.
Считаю, что нам крупно повезло! Несмотря на совокупность факторов, на мои ошибки, отказ Гармина, и сюрприз Apple, циклон, который пришёл раньше, обледенение ПВД и карбюратора, все остались живы!
Прошло некоторое время, прежде чем решил написать о этом случае, чтобы другие начинающие пилоты, не учились на своих ошибках! Важный совет: Нельзя пренебрегать мелочами. Действительно, в авиации мелочей не БЫВАЕТ! Гармин меня больше не подводил, но после этого случая, всегда беру второй, самый простой, автомобильный навигатор.
Проснулись поздно. На часах было 10-30. После ночного похода к зимовальной яме, всё тело болело, и не хотело отрываться от лежанки. Ночная рыбалка оказалась не простым делом. Леска спиннинга запутывалась и примерзала, мешала винтовка, с которой нельзя было расстаться даже на минуту, из-за косолапых. В зимовье охотника где мы ночевали, к утру стало прохладно. Растопили печь, приготовили завтрак. Умываясь, содрал клеща с запястья, который уже присосался. Обработал руки и место укуса, водкой. Позавтракали, написали записку охотнику, который приготовил зимовье к охотничьему сезону с благодарностью за комфортные условия, с извинениями за то, что без разрешения воспользовались жильём. Короткие сборы, и мы отправились к самолёту. Идти было недалеко. Метров 300, через мелкую протоку. На сегодня мы запланировали обратный вылет, иначе могли застрять на трое суток, подходил циклон. Завтра ожидался снег и ветер. Но сегодня ничто не предвещало ухудшения погоды. Светило солнце. Температура быстро поднималась, с ночных минус 10. Подойдя к самолёту, немного расстроились. Крылья были покрыты ледяной коркой, которая ещё не начала таять на солнце. Кроме кастрюльки и чайника не нашлось посуды для воды, поэтому пришлось несколько раз бегать на реку за водой, нагревать и поливать крылья. Несмотря на большой костёр, эта процедура заняла около часа . Время стремительно уходило. Вместо, запланированного вылета в 12, запустились в 14. Звонок диспетчеру со спутникового телефона не огорчил. В Чите было солнечно и тихо. Итак, вылет. Расстояние около 400 км. Направление 210 град. На юг. Сотовой связи нет, и не будет до АП прилёта. На западе, появились тучи. Юг чист. Включаю навигатор, ждём. Двигатель прогрелся, навигатор не загрузился. Ждём. Принимаю решение взлетать, не дожидаясь навигатора (1-я ошибка). Есть запасной, в образе Айфона, с Навителом. Взлетаем. В наборе включаю автопилот. Тормошу Гармин, проверяю антенну, выключаю-включаю. Безрезультатно. Спутников нет. Подключаю к прикуривателю севший Айфон и после того, как он ожил, запускаю Навител. Но(!), Навител не запускается! Появляется иконка и предлагает загрузить обновление! Платное! Но связи нет! Есть две кнопки на экране: «Подключиться и загрузить» и «выйти»!!! Третьего не дано. Тем временем, пролетели около 70 км. Впереди возникла туча с нижней кромкой около 800м. Держим 750 м. высоты. Достаю карту МВЛ.( Имеется!) Маршрут есть. Не прямой. В обход высокой, более 2х тыс.м. , гряды справа. Корректирую направление на автопилоте. Подходим к хребту. Его высота 1200м. Под нами тайга, над нами облака. Ещё один звонок, со спутникового телефона, в Чите солнечно. Принимаю решение лететь вперёд ((2-я ошибка). Начинаю набор и тут же, окунаемся в молоко. Дальше по приборам. Штурманом будет Юрий, он справа. Юрий вооружается часами с секундомером и калькулятором в телефоне. Примерно, по расчету, переваливаем гряду. Испытываю первое потрясение, когда опоздал с включением подогрева карбюратора. ( Подогрев начинает действовать не сразу, а с задержкой около минуты!) Двигатель затрясся и потерял мощность. Некоторое время планируем в неизвестность, теряем высоту и скорость. Показалось, что даже увидел заснеженные вершины, переваливаемых гор! Сколько это длилось, трудно сказать! Может три секунды, может три минуты. Показалось вечность. Когда мотор заработал ровно, ещё долго, было страшно! Долго, прислушивался к звукам. Летим в густом тумане или в облаках. Становится темнее, хотя три часа дня.. Время, как будто остановилось. Стрелки на часах замерли. Когда отрывал взгляд от авиагоризонта, хотелось повернуть штурвал, исправляя крен, которого не было, на самом деле. Это был первый полёт по приборам, длительностью более нескольких минут, что были в тренировочных полётах.
Полёт длился уже полтора часа. Просветов не было. Приходилось, только изредка покручивать триммер руля высоты, так, как установленный автопилот не обладает функцией, удержания высоты. Температура за бортом – около минус 10-ти. Высота 2400 м. Тут произошло второе потрясение(!). (Сразу скажу, что и первое и последующие потрясения произошли от недостатка опыта!)
Итак, второе потрясение. Работая триммером руля высоты, вдруг заметил, что, постепенно перевожу самолёт в пикирование, а скорость не растёт!(?) Т. е. указатель показывает 200 км/ч, а высоту теряем. Пока проверял органы управления двигателем, увеличил режим, ДОШЛО! Обогрев ПВД! Признаков обледенения не было! Приёмник постепенно забился снегом и стал «врать»! Самолёт при этом, разогнался до предельной скорости! Это было очень сильное потрясение и разочарование в своём опыте! Но всё обошлось! Лететь оставалось минут двадцать. По расчёту, впереди был ещё один хребет, высотой, чуть более тысячи метров. Решил набрать высоты. Топлива оставалось с запасом. Появилась сотовая связь. Загрузился Навител. . К удивлению, диспетчер снова сказал, что в Чите солнце, но ветер усилился, до 18 м/сек! он дул под прямым углом к маршруту, поэтому отклонились на 10 км. «Пробил» облака , только на 4200 м! А через несколько минут, вся стена облаков осталась сзади! В Чите, действительно, было солнечно и красиво!
Дома ждали. Был вкусный ужин и водка, которая не «брала», несмотря на количество!
P.S.
Считаю, что нам крупно повезло! Несмотря на совокупность факторов, на мои ошибки, отказ Гармина, и сюрприз Apple, циклон, который пришёл раньше, обледенение ПВД и карбюратора, все остались живы!
Прошло некоторое время, прежде чем решил написать о этом случае, чтобы другие начинающие пилоты, не учились на своих ошибках! Важный совет: Нельзя пренебрегать мелочами. Действительно, в авиации мелочей не БЫВАЕТ! Гармин меня больше не подводил, но после этого случая, всегда беру второй, самый простой, автомобильный навигатор.