Страница 1 из 2
Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 02 янв 2014, 23:19
502
В рамках вертолётного самообразования наткнулся на пару статеек:
- "Попасть на вращение", А.Н. Семенович,
http://www.aviapromservice.ru/ponavr.html
- "Вихревое кольцо и левое самопроизвольное вращение вертолёта", Н.П.Бездетнов,
http://www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html
Утверждается, что "
По статистике, каждое 7-е АП происходит в результате попадания вертолета в режим самопроизвольного левого вращения". Речь про вертолёты Миля.
Судя по всему на английском этот эффект называется Loss of tail-rotor effectiveness (LTE).
Вертолётные гуру, подскажите, почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 00:41
владислав74
На Ми8 это действительно беда.При его энерговооруженности и массе хвостовой винт имеет далеко не выдающуюся эффективность .Более того: при проектировании версии АМТ пришлось поменять вращение х/винта.Теперь он вращается навстречу потоку отбрасываемому несущим винтом ( как на R44).Таким образом добились повышения эффективности ( на пальцах объяснил).
"Подставить борт ветру": хвостовой винт так же подвержен "вихревому кольцу" и как известно для выхода из этого неудобья нужна поступательная скорость,а взять ее невозможно т.к. все происходит на взлете и посадке.Причем события развиваются очень быстро- только крутануло и уже на боку.
По этому уделяется очень большое внимание навыкам определения направления ветра на посадке.Либо посадка по самолетному -для наличия поступательной скорости и невозможности образования вихревого кольца на х/винте.
На R44 такое возможно ,но вероятность очень мала-х/винт имеет достаточную эффективность.
( это я так понимаю этот процесс)
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 00:52
rubaga
Дима Ракитский несколько раз рассказывал про проблемы у Ми-8 с хвостовым винтом. При случае спроси его
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 00:54
lt.ak
недавно киви проанализировали около 800-а АП с вертолётами в мире (не знаю каковы период/территория покрытия) и по их данным LTE является "причиной" примерно в каждом 10-м ...
http://www.aia.org.nz/site/aianz/files/ ... t%2013.pdf
Robinson-ы подвержены этому тоже ... но всё таки Frank Robinson не зря является в первую очередь экспертом по рулевым винтам ... но учат тоже распознаванию и предотвращению - мне, например, дали "крутанутся" в одно из моих первых занятий ...
PS
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=3234 ...
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 01:21
владислав74
http://youtu.be/oIWk88Gn9NM
Причем он в конце еще вихревое кольцо и основным ротором поймал.
http://youtu.be/jX6Ry77mDX8
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 01:55
Forad
Видать совсем юный пилот был!

Столько ошибок в технике пилотирования допустить на исправной машине!

Надеюсь все ОК закончилось.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 18:36
владислав74
Пересмотрел ролик ( ночью без звука смотрел)- он сам двигатель потушил, чтоб в озеро попасть.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 19:41
12345
502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею.

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 19:56
502
12345 писал(а):На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план.
На 22-м всё-таки есть?
12345 писал(а):и происшествий практически нет
Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 19:58
RODEO
12345 писал(а):502 писал(а): почему этот тип АП не встречается с Робинсонами? Или встречается? В любом случае явно не "каждое 7-е АП"...
Естественно даже если слово "левое" заменить на "правое".
Всё уже в принципе сказали. На Робинсоне 44 и далее эту проблему задвинули далеко на задний план. Поэтому и внимания ей минимум и происшествий практически нет. Более страшны попытки проецирования этого явления опытными восьмёрочниками на Робинсон как самый опасный бич вертолётов вообще. А самое страшное - это "первые признаки начала развития и способы выхода". По этим методикам уже не осталось бы ни одного целого робинсона, кроме тех что в ящиках стоят.
Поэтому "что русскому хорошо, то немцу смерть" и далее любые вариации. Для Робинзонщиков интерес к этому самовращению чисто академический, для общевертолётной эрудиции. Если кто-то, демонстрируя свой огромный опыт, пытается прилинковать к РЛЭ R44 пару тройку параграфов от РЛЭ МИ8, МИ26, Чинука или Эрокеза - гоните его в шею.

5+

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 20:06
12345
502 писал(а):На 22-м всё-таки есть?
Теоретически возможно на любом классическом типе - вопрос в степени старания. На 22 эффективность РВ хуже чем 44,66, но на порядки лучше 8ки.
502 писал(а):Дык всё-таки есть? Когда с кем (я про РФ)?
Мне неизвестны. "Практически" в смысле "нетеоретически".

Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 20:07
502
Супер. Спасибо.
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 22:35
Malabar
То же на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева, на висении и при скоростях менее 40 км.ч
Проблема в малой ,, мощности,,( эффективности ) РВ, из 800 л.c (два двигателя)
На РВ отходит только 60л.с
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 03 янв 2014, 22:49
502
Malabar писал(а):на ми-2, педали может не хватить при 5 м.с слева
Слева?
Re: Cамопроизвольное (левое) вращение
Добавлено: 04 янв 2014, 01:04
milheli
Для вертолетов Миля слева ветер страшнее чем справа,но это при больших значениях ветра,т.к. РВ попадает в режим "Вихревого кольца", и в то же время при выборе бокового ветра на заходе, левый ветер благоприятнее, т.к. при зависании (гашении поступательной скорости) идет большой расход запаса правой педали, и в тот момент, когда силы тяги рулевого винта все таки не хватает,для компенсации крутящего момента НВ, вертолет разворачивается влево и становится против ветра, и тут большую роль играет интенсивность этого разворота, может проскочить это положение и тогда все............
В РЛЭ Ми-8т,мт в разделе особых случаев расписано очень подробно, как действовать в таких ситуациях..........самое главное, что дальнейшее увеличение общего шага только усугубляет ситуацию.
Прослушивая периодически оперативную информацию по АП, понял одно, что в левое самопроизвольное вращение попадают одинаково летчики, как первого класса, так и б/к.
Ситуация очень сложно прогнозируемая, и очень стремительно развивающаяся.