Страница 1 из 5
Stall training (сваливание) в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 11:58
SunF
Давно хотел поднять эту тему. Вряд ли это что-то изменит, но все же.
Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training? Да, в программах пишут "полеты на малых скоростях", но до срывных режимах не доводят. Возможно, я ошибаюсь, но все, у кого спрашивал, выполняли эти упражнения именно так. Более того, все знакомые мне инструкторы полагают, что отработка таких режимов это уже штопор и делать его на самолете, для штопора не сертифицированного, нельзя.
Недавно в Испании я специально прошел соответствующий раздел европейской программы. На взлете, в разворотах, на посадке, на малом газу и на полном. Очень полезно, помогает лучше чувствовать самолет.
Кроме того, это безопасность. Как мне объясняли испанцы, цель такого обучения - формирование двигательных подсознательных рефлексов, когда в критической ситуации действуешь автоматически, не раздумывая. А критическая ситуация (опять же по их словам) может возникнуть особенно на маршруте, когда внимание перегружено радиообменом, навигацией, сложной метеобстановкой, усталостью после длительного перелета.
У меня вопрос к представителям авиаклубов, занимающимся первоначалкой - есть ли у вас такое обучение? Как выполняется на практике? Сколько часов уделено в программе? Если нет, то почему? Согласны ли вы, что такие упражнения полезны?
Для себя я сделал вывод, что подобные упражнения нужно проделывать на каждом самолете ("типе"), на котором ты собираешься более-менее продолжительно летать. Например, перед маршрутом на новом для тебя ЛА.
Недаром в США и Европе без успешного прохождения соответствующего раздела программы, насколько я знаю, даже в самостоятельный не отпустят.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 12:12
12345
SunF писал(а):
Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training?
Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 12:28
SunF
12345 писал(а):
Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.
У вас это где?
Я же написал, что сужу по личному общению с парой десятков курсантов и свежеотучившихся. В разных клубах.
Рад бы ошибаться. А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 17:49
shura-ag
Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 18:15
SunF
shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
А где учились?
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 19:10
Nikson3000
shura-ag писал(а):Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам).
А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 19:48
Tim
Nikson3000 писал(а):А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?
Просто есть РЛЭ, а там есть:
РАЗРЕШЕННЫЕ МАНЕВРЫ
Самолет сертифицирован по нормальной категории стандарта EASA CS-VLA. CS-VLA применяется к самолетам, предназначенным для выполнения не относящихся к пилотажу маневрам:
• Все маневры, выполняемые при “нормальном” полете
• Сваливание (за исключением намеренного сваливания в наборе)
• «Ленивые» восьмерки
• Свечи
• Повороты с углом крена менее 60°
Пилотажные манеры, включая штопор, запрещены.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 21:49
12345
SunF писал(а):
У вас это где?
Давно, в Мячково.
SunF писал(а):
А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Як18Т, Як52, Т67, С150, С172. Сваливание, парашутирование, штопора, иммитации.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 23:39
SVP
А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 13 ноя 2013, 23:59
12345
SVP писал(а):А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
К чему эта бестолковая ирония? Всё отрабатывается на безопасных высотах, если непонятно.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 14 ноя 2013, 00:15
bigmak
Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 14 ноя 2013, 00:24
lt.ak
bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
например на трёх с половиной тысячах футов (над поверхностью Земли) ... говоришь обучаемому - представь что полоса на трёх тысячах - и давай делай "посадку" ... на высоте три двести "срываешь" ... и так далее что в таком роде ... со взлётом примерно также ...
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 14 ноя 2013, 06:48
SunF
bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 14 ноя 2013, 10:06
shura-ag
SunF писал(а):shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
А где учились?
Челавиа.
Насчет штопоров, насколько я понял основным ограничением являются не предназначенные для этого гироскопические приборы, которые ломаются на раз при таких вращениях. Хотя один раз Челавиа организовывало для желающих демонстрацию штопора. Тогда эти приборы отключали и с инструктором можно было попробовать. В общем мне хватило этого, чтобы осознать насколько это неприятно и опасно. И, повторюсь, большого практического смысла в отработке штопоров на самолетах, не предназначенных для этого, я не вижу. Хочется поштопорить и бочки поделать - вперед на пилотажные самолеты. Небо выпендрежа не прощает.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Добавлено: 14 ноя 2013, 11:15
SVP
SunF писал(а):bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?
Все было так же точно. По-моему, так обучают в любой школе и не очень понимаю как вообще можно выпустить человека самостоятельно, не обучив его этим режимам на самолете и авторотации на вертолете.
А почему Вы не негодуете, что при вводе на эйрбас или боинг какой пилотов не заставляют сделать хотя бы по одному виточку в каждую сторону на реальной машине?:)
Я не знаю законов испании по обучению, но очень сильно сомневаюсь что в рлэ испанской 172 написано можно штопорить всласть