Страница 1 из 3

Вероятность визуального обнаружения встречного ВС

Добавлено: 18 янв 2013, 11:44
502
В рамках подготовки аналитики в комиссии по АОН, нашел ряд любопытных статей на тему вероятности увидеть встречное воздушное судно и успеть увернуться перед столкновением. Всё это естественно при визуальном полёте, без использования ОВД.

Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html

Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.

Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.

Вот так вот.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:04
12345
:shock: А чё сразу Р44?! :D

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:08
CRaZy_SouL
Интересно, полезно, спасибо! :D

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:15
502
12345 писал(а)::shock: А чё сразу Р44?! :D
Ну так, популярная хреновина. Вероятность её встретить выше чем что-нить еще.

Могу посчитать для других скоростей, площади ВС и целевой вероятности...

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:20
VK68
Два раза расходился в европе с ВС на расстоянии менее 1 км. Ничего особенного. Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
Еще на Ан2, в плохую погоду вылетел к вышке сотовой связи , прямо по курсу, наверное метров за 300-400 , ничего особенного, просто отвернул и все.
Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы... :|

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:22
ЛОДОЧНИК
502 писал(а): Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...
Но не срослось. У нас срастется....

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:26
ЛОДОЧНИК
VK68 писал(а): Аналогия конечно не уместна, но все же. Частенько думаю о том, что на трассе мы расходимся со встречным транспортом в 20-50 см на суммарной скорости 250-300км/ч.
Нафига эти формулы... :|
Незачет. На трассе мы предупреждены о встречном транспорте. А тут иногда выходя из полукоматозного состояния на четвертом часу полета первая приходящая мысль в голову - кто я? Вторая мысль - где я? Это конечно утрированно, но не очень далеко от истины.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:27
502
VK68 писал(а): Вероятность случайно обнаружить ВС с расстояния более 1 км ничтожна. Как только встречно-поперечное судно будет "близко", вы его увидете с вероятностью 99% и времени отвернуть будет предостаточно.
Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT. :)
ЛОДОЧНИК писал(а):Почему то мне кажется, что заказчиком были производители TCAS...
Одной из задач была разработка системы предупреждения столкновения. Однако это не основание не верить результатам.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:31
12345
502 писал(а):Ну так, популярная хреновина.
О!

1. Вероятность в % не измеряется.
2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:32
VK68
Нет Саня... зачет. Тебе кошки-собаки дорогу ночью перебегали ? :-)
К чему все эти расчеты? вероятность влететь в кого нибудь конечно существует.
Для предотвращения этого есть хорошее упражнение: два раза в день крутите головой справа на лево и снизу вверх раз по сто... Когда шея будет подвижна как у совы вы повысите свои шансы на выживание ))) Теперь это упражнение можно применять в полете.
Да... и не летайте на автопилоте а то встретите такого же.))))

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:34
502
12345 писал(а):Вероятность в % не измеряется.
Измеряется.
12345 писал(а):2. Для полноты картины в предлагаемой аналититке сильно не хватает вероятности выхода в лоб(а правильней пересечение курсов в одной точке) для разных вариантов ИВП, например, все летают только по МВЛ, все летают как им нравиться(типа по прямой), часть - по МВЛ. Получиться база для обоснования C и G.
Для полноты картины много еще чего можно напридумывать, но в данной задаче в условии уже - два ВС на сходящихся курсах.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:36
VK68
"Т.е. вот так вот Вадик из Владимира, одной фразой, разрушил результаты нескольких научных работ MIT"

За рубежом много какой ху....й занимаются.
Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 12:39
VK68
А есть статистика столкновений в воздухе, при полетах без дисп сопровождения?

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 13:13
502
VK68 писал(а):Можно расчитать вероятность попадание пули выпущенной охотником строго вверх , вам на голову и на основании этого расчитать необходимую толщину головного убора, принять закон и обязать всех ходить в сертифицированных шапках.
Можно. А можно расчитать, и понять, что каски не нужны.
Считать нужно не только, чтобы установить какие-то дополнительные требования, а также и для того, чтобы не допустить их установления. Иначе это "слово против слова". Один считает, что "вы щас там все посталкиваетесь и убьёте неповинных пассажиров", а второй говорит что "ничего подобного - не посталкиваемся".

Re: Вероятность визуального обнаружения

Добавлено: 18 янв 2013, 15:12
Алексей 2
502 писал(а):(скорость сближения 180+180=360 км/ч)
502 писал(а):... 0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км. ...
Наверное не только на R-44 при плохой видимости пилот по возможности снижает скорость. Что увеличит время до столкновения.