Вероятность визуального обнаружения встречного ВС
Добавлено: 18 янв 2013, 11:44
В рамках подготовки аналитики в комиссии по АОН, нашел ряд любопытных статей на тему вероятности увидеть встречное воздушное судно и успеть увернуться перед столкновением. Всё это естественно при визуальном полёте, без использования ОВД.
Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html
Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.
Вот так вот.
Кому интересны детали, вероятность вообще заметить встречное воздушное судно пропорциональна интегралу мгновенной вероятности обнаружения (P), которая в свою очередь пропорциональна телесному углу встречного воздушного судна.
Т.е. P = β*A/(r*r)*exp(-2,9*r/R),
где
А - площадь встречного воздушного судна,
r - расстояние до него,
R - метеорологическая видимость,
β - некоторый коэффициент, зависящий от способа обнаружения.
Для непредупреждённого пилота он равен примерно 17000 стерадиан*сек, тогда как для пилота, получившего предупреждение (TA) от TCAS, коэффициент примерно 140000 стерадиан*сек, т.е. в восемь раз выше.
Всё это было исследовано MIT еще в 70-80-х годах прошлого века, по заказу от FAA.
Отчёты тут: http://www.ll.mit.edu/mission/aviation/ ... ews-j.html
Кому считать неохота, могу сказать, что увидеть встречный R-44 (скорость сближения 180+180=360 км/ч) "почти наверняка" (вероятность = 90%) можно с расстояния:
1,3 км (13 секунд до столкновения) при неограниченной метеорологической видимости
1,1 км (11 секунд до столкновения) при видимости 8 км
0,6 км (6 секунд до столкновения) при видимости 4 км
0,5 км (5 секунд до столкновения) при видимости 2 км
0,4 км (4 секунды до столкновения) при видимости 1 км.
В расчете предполагался день, средний пилот, никак не предупреждённый о наличии встречного борта. Встречный борт идёт со строго встречным курсом - т.е. видимая площадь R-44: 1,8*1,3=2,3 кв.м.
Необходимо отметить, что время, которое необходимо чтобы заметить встречное ВС, понять что делать, применить управляющее воздействие на органы ВС, и ВС достаточным образом изменит курс и/или высоту считается равным 12 секунд.
Понятно, что есть факторы, которые будут в реальности давать плюс или минус к "среднему" результату.
Способ сканирования видимого пространства, раскраска и цвет ВС, наличие огней предупреждения, нагрузка другими задачами, использование солнцезащитных очков, опыт, наличие приборного рейтинга, возраст и т.п. Однако продемонстрировано, что все эти факторы не очень существенно влияют на результат.
Вот так вот.