Снежный вихрь.
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3684
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Снежный вихрь.
Я очень извиняюсь, если про него уже тут было. Беглым взглядом не нашёл.
Так случилось, что моё обучение проходило в теплое время года. Один раз летал с инструктором зимой, но ничего подобного не видел. Лекцию в Авиамаркете посвящённую эксплуатации вертолёта в зимних условиях я не посетил . Сегодня первый раз столкнулся с этим явлением(а может это был не снежный вихрь?).
Легкий, чистый, пушистый снежок лежал в Вихрёво. Я стал потихонечку поднимать шаг-газ. Оторвался. И тут, всё заволокло поднятым снегом. На высоте полметра видимость 0. Как-то сразу вспомнились слова Ракитского, когда он проводил со мной занятие под шторкой -
" При взлёте шаг-газ в подмышку ... ".
Так я и сделал. Видимость появилась только на 8-10 метрах.
На посадке не с первого раза разобрался. При попытке подползти к ориентиру тут же поднялся вихрь. Опять нихреня не видно. Со второй попытки на скорости подошел к ориентиру и затормозил. Вихрь поднялся, но еловую лапу (ими у нас отмечают полосу) на полметра видно всё равно. Жаль камеру поленился включить.
Что сделал не так? Или справился?
Так случилось, что моё обучение проходило в теплое время года. Один раз летал с инструктором зимой, но ничего подобного не видел. Лекцию в Авиамаркете посвящённую эксплуатации вертолёта в зимних условиях я не посетил . Сегодня первый раз столкнулся с этим явлением(а может это был не снежный вихрь?).
Легкий, чистый, пушистый снежок лежал в Вихрёво. Я стал потихонечку поднимать шаг-газ. Оторвался. И тут, всё заволокло поднятым снегом. На высоте полметра видимость 0. Как-то сразу вспомнились слова Ракитского, когда он проводил со мной занятие под шторкой -
" При взлёте шаг-газ в подмышку ... ".
Так я и сделал. Видимость появилась только на 8-10 метрах.
На посадке не с первого раза разобрался. При попытке подползти к ориентиру тут же поднялся вихрь. Опять нихреня не видно. Со второй попытки на скорости подошел к ориентиру и затормозил. Вихрь поднялся, но еловую лапу (ими у нас отмечают полосу) на полметра видно всё равно. Жаль камеру поленился включить.
Что сделал не так? Или справился?
- engin
- Гуру
- Сообщения: 1459
- Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
- Member of AOPA: No
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Снежный вихрь.
Да нет, все правильно...
До посадки повисеть , постепенно раздув площадку - тже помогает.
Или там , где есть возможность - садиться по самолетному.
До посадки повисеть , постепенно раздув площадку - тже помогает.
Или там , где есть возможность - садиться по самолетному.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...
Re: Снежный вихрь.
Добрый день! Воэможно, будет полезна следующая информация.
- Вложения
-
- 4.9.doc
- (60 КБ) 811 скачиваний
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: Снежный вихрь.
Алексей, вам невероятно повезло, что остались живы, здоровы и не положили машину. К сожалению есть масса случаев, когда летчики даже достаточно опытные ложились в аналогичных ситуациях с плачевным исходом для себя и вертолета viewtopic.php?f=30&t=3283 БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации. Попадание в такую ситуацию одна из самых распространенных ловушек для пилотов вертолета зимой. Взлет/посадка зимой с/на неподготовленной площадки особенно при плоском свете (отсутствие теней) потенциальная угроза попадания в условия потери пространственной ориентации.
Первое что нужно делать, что бы этого не случилось, это выбирать место посадки/взлета где есть контрастный визуальный ориентир на земле на растоянии 0,5-1,5 метра от остекления кабины со стороны пилоты. Кустик, камень и т.п. Если на взлете такого ориентира нет, то его надо организовать. Лучше всего воткнуть палку, что бы она торчала где-то на 1 метр и ее не возможно было бы сдуть потоком при взятии шага. Лучше, что бы таких ориентиров было несколько.
При посадке, конечно можно раздувать снег, зависая над площадкой. Но эта техника древняя и больше подходит для МИ8 и других тяжелых машин. На Робинсоне, можно попасть в ту же потерю пространственной ориентации когда будешь раздувать снег на слишком низком висении. Или потерять мощность если зависнешь на груженом слишком высоко, с дальнейшей просадкой и последующим попадание в ту же неприятность с потерей ориентации.
Лучший способ, который мы используем при полетах в горах, это подход к площадке без зависания и резкого гашения скорости с раскручиванием оборотов НВ (что провоцирует усиление снежного вихря). Подходить надо сходу, одновременно гася поступательную и вертикальную скорости (заход в нули). Тогда снежный вихрь не подымется и площадка "не уйдет". В любом случае, наличие минимального ориентира на земле желательно.
Первое что нужно делать, что бы этого не случилось, это выбирать место посадки/взлета где есть контрастный визуальный ориентир на земле на растоянии 0,5-1,5 метра от остекления кабины со стороны пилоты. Кустик, камень и т.п. Если на взлете такого ориентира нет, то его надо организовать. Лучше всего воткнуть палку, что бы она торчала где-то на 1 метр и ее не возможно было бы сдуть потоком при взятии шага. Лучше, что бы таких ориентиров было несколько.
При посадке, конечно можно раздувать снег, зависая над площадкой. Но эта техника древняя и больше подходит для МИ8 и других тяжелых машин. На Робинсоне, можно попасть в ту же потерю пространственной ориентации когда будешь раздувать снег на слишком низком висении. Или потерять мощность если зависнешь на груженом слишком высоко, с дальнейшей просадкой и последующим попадание в ту же неприятность с потерей ориентации.
Лучший способ, который мы используем при полетах в горах, это подход к площадке без зависания и резкого гашения скорости с раскручиванием оборотов НВ (что провоцирует усиление снежного вихря). Подходить надо сходу, одновременно гася поступательную и вертикальную скорости (заход в нули). Тогда снежный вихрь не подымется и площадка "не уйдет". В любом случае, наличие минимального ориентира на земле желательно.
Re: Снежный вихрь.
Есть два способа.
При взлете и посадки учитывать направление и силу ветра. Если ветер больше 5 м/с, особое влияние снежное облако, от свеже выпавшего снега, не окажет. При свеже выпавшем снеге ни когда не пытайтесь взлетать и садиться с попутным ветром. Снежное облако догонит.
1 способ:
Перед взлетом выбрать шаг до вспухания вертолета на лыжах или на колесах. В это время снег будет раздуваться. Переводте взгляд (если КВС с права) в правый блистер под себяв вправе, в район перед нейчасти лыжи, подстилающая поверхность уже должна просматриваться. Дальше увеличиваете шаг и выходите из снежного облака, которое вас не достанет на высоте вашег диаметра НВ. Получается, что вы зависаете вне зоны влияния земли.
Перед посадкой, зависаете в не зоны влияния земли на высоте 10-12 метров, ориентировачно диаметр Р-44 ( на Ми-8 приходилось зависать на 20-25 метрах), плавно уменьшая шаг, раздуваете снег под собо с контролем видимости земли. В облако не снижаться. Так же переводите взгляд вправо под себя и аккуратно подходите к земле. При взлете и посадке обязательно, как говориться, одним глазом контролируемое направление курса. При полной уверенности, что колеса или лыжи плотно стоят на земле, опускаете шаг.
2 способ:
Посадка с ходу или по вороне.
Используется, когда очень хорошо знаком с площадкой и знаешь ее.
Отрываешься и зависаешь на высоте 1,5-2 метра, как и в первом случае. Далее с увеличением шага, с отходом от земли, с тангажем градусов -5 переводишь в разгон скорости, с контролем направления по курсу и выходишь из снежного облака.
При посадке. Рассчитываешь место приземления и заходишь с поступательной такой, когда производить посадку по самолетному с малым пробег. Место приземления должно находиться на середине остекленная. До высоты 70 метров скорость в районе 100-120 км/ч (55-65 узлов). С высоты 70 метров гасим поступательную скорость пропорционально приближению к земле. С 15 метров поднимается снежный вихрь, который идет за вами. Выдерживайте скорость так, что бы снежное облако вас не накрывало. Если заход толковый, то снежное облако накроет вас после посадки. Можно даже успеть коррекцию убрать на земле и снежное облако спадет.
Фу, понаписал, как буд-то зачет в училище здавал.
При взлете и посадки учитывать направление и силу ветра. Если ветер больше 5 м/с, особое влияние снежное облако, от свеже выпавшего снега, не окажет. При свеже выпавшем снеге ни когда не пытайтесь взлетать и садиться с попутным ветром. Снежное облако догонит.
1 способ:
Перед взлетом выбрать шаг до вспухания вертолета на лыжах или на колесах. В это время снег будет раздуваться. Переводте взгляд (если КВС с права) в правый блистер под себяв вправе, в район перед нейчасти лыжи, подстилающая поверхность уже должна просматриваться. Дальше увеличиваете шаг и выходите из снежного облака, которое вас не достанет на высоте вашег диаметра НВ. Получается, что вы зависаете вне зоны влияния земли.
Перед посадкой, зависаете в не зоны влияния земли на высоте 10-12 метров, ориентировачно диаметр Р-44 ( на Ми-8 приходилось зависать на 20-25 метрах), плавно уменьшая шаг, раздуваете снег под собо с контролем видимости земли. В облако не снижаться. Так же переводите взгляд вправо под себя и аккуратно подходите к земле. При взлете и посадке обязательно, как говориться, одним глазом контролируемое направление курса. При полной уверенности, что колеса или лыжи плотно стоят на земле, опускаете шаг.
2 способ:
Посадка с ходу или по вороне.
Используется, когда очень хорошо знаком с площадкой и знаешь ее.
Отрываешься и зависаешь на высоте 1,5-2 метра, как и в первом случае. Далее с увеличением шага, с отходом от земли, с тангажем градусов -5 переводишь в разгон скорости, с контролем направления по курсу и выходишь из снежного облака.
При посадке. Рассчитываешь место приземления и заходишь с поступательной такой, когда производить посадку по самолетному с малым пробег. Место приземления должно находиться на середине остекленная. До высоты 70 метров скорость в районе 100-120 км/ч (55-65 узлов). С высоты 70 метров гасим поступательную скорость пропорционально приближению к земле. С 15 метров поднимается снежный вихрь, который идет за вами. Выдерживайте скорость так, что бы снежное облако вас не накрывало. Если заход толковый, то снежное облако накроет вас после посадки. Можно даже успеть коррекцию убрать на земле и снежное облако спадет.
Фу, понаписал, как буд-то зачет в училище здавал.
Когда...?
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3684
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Снежный вихрь.
Спасибо, друзья. Выходит, что все правильно сделал.
Ещё раз спасибо всем.
Саш, мой инструктор тут ни при чём. Мы учились летом. А лекцию про снежный вихрь я сам про...пустил.RODEO писал(а):БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации.
Ещё раз спасибо всем.
- RODEO
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1402
- Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: КавМинВоды
- Контактная информация:
Re: Снежный вихрь.
Сорри, если обидел кого-то, но это должно входить в "особые случаи" при первоначальном обучении, тем более что допуск на самостоятельный подбор площадок сейчас отсутствует (и обучение как дополнительный курс ствтсвно). К тому же, пыль летом и снег зимой по технике и методам взлета/посадки практически аналогичныАлексей 2 писал(а):Спасибо, друзья. Выходит, что все правильно сделал.Саш, мой инструктор тут ни при чём. Мы учились летом. А лекцию про снежный вихрь я сам про...пустил.RODEO писал(а):БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации.
Ещё раз спасибо всем.
Re: Снежный вихрь.
Совсем не лишними будут несколько провозных с инструктором в условиях снежного вихря.
- Faza
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 820
- Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
- Контактная информация:
Re: Снежный вихрь.
добавлю из прошлого опыта (Ми-8)
1. до взлета - авиагоризонт выставить +5
2. накрЫло -> взгляд на приборы и в разгон...
землю не искать ни в коем случае!!!
1. до взлета - авиагоризонт выставить +5
2. накрЫло -> взгляд на приборы и в разгон...
землю не искать ни в коем случае!!!
Последний раз редактировалось Faza 10 янв 2013, 01:36, всего редактировалось 1 раз.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 959
- Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ULAM
Re: Снежный вихрь.
Ты изначально должен был сделать так чтоб тебя дома сюрпризы не ждали.И уверенность в том что дома ты гарантировано прислонишь свой зад жующий подушку сиденьяАлексей 2 писал(а): Что сделал не так?
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)
Re: Снежный вихрь.
Ну и съезди в выходные сам знаешь куда и полетай с инструктором. Никогда не лишне.
Re: Снежный вихрь.
Только перед взлетами и посадками в боковой блистер лучше потренероваться с иструктором в простых условиях без вихря, а то бывает ошибка при висении в боковой блистер крен создают при переводе взгляда в блистер.
Re: Снежный вихрь.
Полностью поддерживаю. Ощущение иное. Поэтому надо тренировать отдельноVanya писал(а):Только перед взлетами и посадками в боковой блистер лучше потренероваться с иструктором в простых условиях без вихря, а то бывает ошибка при висении в боковой блистер крен создают при переводе взгляда в блистер.
Re: Снежный вихрь.
предлагаю выпороть Алексея 2 публично ... что б неповадно было ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: Снежный вихрь.
Всем привет! И всех с Новым годом!!!
Алексей! В марте месяце в прошлом году летали к белькам и на земле о снежном вихре и в воздухе об этом говорили. Ты все забыл?
Алексей! В марте месяце в прошлом году летали к белькам и на земле о снежном вихре и в воздухе об этом говорили. Ты все забыл?