Снежный вихрь.

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Снежный вихрь.

#1 Сообщение Алексей 2 » 09 янв 2013, 15:26

Я очень извиняюсь, если про него уже тут было. Беглым взглядом не нашёл.
Так случилось, что моё обучение проходило в теплое время года. Один раз летал с инструктором зимой, но ничего подобного не видел. Лекцию в Авиамаркете посвящённую эксплуатации вертолёта в зимних условиях я не посетил :( . Сегодня первый раз столкнулся с этим явлением(а может это был не снежный вихрь?).
Легкий, чистый, пушистый снежок лежал в Вихрёво. Я стал потихонечку поднимать шаг-газ. Оторвался. И тут, всё заволокло поднятым снегом. На высоте полметра видимость 0. Как-то сразу вспомнились слова Ракитского, когда он проводил со мной занятие под шторкой -
" При взлёте шаг-газ в подмышку ... ".
Так я и сделал. Видимость появилась только на 8-10 метрах.
На посадке не с первого раза разобрался. При попытке подползти к ориентиру тут же поднялся вихрь. Опять нихреня не видно. Со второй попытки на скорости подошел к ориентиру и затормозил. Вихрь поднялся, но еловую лапу (ими у нас отмечают полосу) на полметра видно всё равно. Жаль камеру поленился включить.
Что сделал не так? Или справился? :)

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Снежный вихрь.

#2 Сообщение engin » 09 янв 2013, 16:51

Да нет, все правильно...
До посадки повисеть , постепенно раздув площадку - тже помогает.
Или там , где есть возможность - садиться по самолетному.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Kyznec17
Новичок
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 08 дек 2012, 16:36
Member of AOPA: No

Re: Снежный вихрь.

#3 Сообщение Kyznec17 » 09 янв 2013, 18:02

Добрый день! Воэможно, будет полезна следующая информация.
Вложения
4.9.doc
(60 КБ) 811 скачиваний

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Снежный вихрь.

#4 Сообщение RODEO » 09 янв 2013, 18:19

Алексей, вам невероятно повезло, что остались живы, здоровы и не положили машину. К сожалению есть масса случаев, когда летчики даже достаточно опытные ложились в аналогичных ситуациях с плачевным исходом для себя и вертолета viewtopic.php?f=30&t=3283 БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации. Попадание в такую ситуацию одна из самых распространенных ловушек для пилотов вертолета зимой. Взлет/посадка зимой с/на неподготовленной площадки особенно при плоском свете (отсутствие теней) потенциальная угроза попадания в условия потери пространственной ориентации.
Первое что нужно делать, что бы этого не случилось, это выбирать место посадки/взлета где есть контрастный визуальный ориентир на земле на растоянии 0,5-1,5 метра от остекления кабины со стороны пилоты. Кустик, камень и т.п. Если на взлете такого ориентира нет, то его надо организовать. Лучше всего воткнуть палку, что бы она торчала где-то на 1 метр и ее не возможно было бы сдуть потоком при взятии шага. Лучше, что бы таких ориентиров было несколько.
При посадке, конечно можно раздувать снег, зависая над площадкой. Но эта техника древняя и больше подходит для МИ8 и других тяжелых машин. На Робинсоне, можно попасть в ту же потерю пространственной ориентации когда будешь раздувать снег на слишком низком висении. Или потерять мощность если зависнешь на груженом слишком высоко, с дальнейшей просадкой и последующим попадание в ту же неприятность с потерей ориентации.
Лучший способ, который мы используем при полетах в горах, это подход к площадке без зависания и резкого гашения скорости с раскручиванием оборотов НВ (что провоцирует усиление снежного вихря). Подходить надо сходу, одновременно гася поступательную и вертикальную скорости (заход в нули). Тогда снежный вихрь не подымется и площадка "не уйдет". В любом случае, наличие минимального ориентира на земле желательно.

kvsov
Гуру
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 12 ноя 2009, 22:15
Member of AOPA: No

Re: Снежный вихрь.

#5 Сообщение kvsov » 09 янв 2013, 18:23

Есть два способа.
При взлете и посадки учитывать направление и силу ветра. Если ветер больше 5 м/с, особое влияние снежное облако, от свеже выпавшего снега, не окажет. При свеже выпавшем снеге ни когда не пытайтесь взлетать и садиться с попутным ветром. Снежное облако догонит.
1 способ:
Перед взлетом выбрать шаг до вспухания вертолета на лыжах или на колесах. В это время снег будет раздуваться. Переводте взгляд (если КВС с права) в правый блистер под себяв вправе, в район перед нейчасти лыжи, подстилающая поверхность уже должна просматриваться. Дальше увеличиваете шаг и выходите из снежного облака, которое вас не достанет на высоте вашег диаметра НВ. Получается, что вы зависаете вне зоны влияния земли.
Перед посадкой, зависаете в не зоны влияния земли на высоте 10-12 метров, ориентировачно диаметр Р-44 ( на Ми-8 приходилось зависать на 20-25 метрах), плавно уменьшая шаг, раздуваете снег под собо с контролем видимости земли. В облако не снижаться. Так же переводите взгляд вправо под себя и аккуратно подходите к земле. При взлете и посадке обязательно, как говориться, одним глазом контролируемое направление курса. При полной уверенности, что колеса или лыжи плотно стоят на земле, опускаете шаг.
2 способ:
Посадка с ходу или по вороне.
Используется, когда очень хорошо знаком с площадкой и знаешь ее.
Отрываешься и зависаешь на высоте 1,5-2 метра, как и в первом случае. Далее с увеличением шага, с отходом от земли, с тангажем градусов -5 переводишь в разгон скорости, с контролем направления по курсу и выходишь из снежного облака.
При посадке. Рассчитываешь место приземления и заходишь с поступательной такой, когда производить посадку по самолетному с малым пробег. Место приземления должно находиться на середине остекленная. До высоты 70 метров скорость в районе 100-120 км/ч (55-65 узлов). С высоты 70 метров гасим поступательную скорость пропорционально приближению к земле. С 15 метров поднимается снежный вихрь, который идет за вами. Выдерживайте скорость так, что бы снежное облако вас не накрывало. Если заход толковый, то снежное облако накроет вас после посадки. Можно даже успеть коррекцию убрать на земле и снежное облако спадет.
Фу, понаписал, как буд-то зачет в училище здавал.
Когда...?

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Снежный вихрь.

#6 Сообщение Алексей 2 » 09 янв 2013, 19:21

Спасибо, друзья. Выходит, что все правильно сделал.
RODEO писал(а):БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации.
Саш, мой инструктор тут ни при чём. Мы учились летом. А лекцию про снежный вихрь я сам про...пустил.
Ещё раз спасибо всем.

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Снежный вихрь.

#7 Сообщение RODEO » 09 янв 2013, 20:29

Алексей 2 писал(а):Спасибо, друзья. Выходит, что все правильно сделал.
RODEO писал(а):БЕЗУСЛОВНО на это должны были обратить внимание обучавшие инструктора при объяснении особенностей зимней эксплуатации.
Саш, мой инструктор тут ни при чём. Мы учились летом. А лекцию про снежный вихрь я сам про...пустил.
Ещё раз спасибо всем.
Сорри, если обидел кого-то, но это должно входить в "особые случаи" при первоначальном обучении, тем более что допуск на самостоятельный подбор площадок сейчас отсутствует (и обучение как дополнительный курс ствтсвно). К тому же, пыль летом и снег зимой по технике и методам взлета/посадки практически аналогичны ;)

Kyznec17
Новичок
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 08 дек 2012, 16:36
Member of AOPA: No

Re: Снежный вихрь.

#8 Сообщение Kyznec17 » 09 янв 2013, 20:48

Совсем не лишними будут несколько провозных с инструктором в условиях снежного вихря.

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Re: Снежный вихрь.

#9 Сообщение Faza » 09 янв 2013, 20:53

добавлю из прошлого опыта (Ми-8)

1. до взлета - авиагоризонт выставить +5
2. накрЫло -> взгляд на приборы и в разгон...
землю не искать ни в коем случае!!!
Последний раз редактировалось Faza 10 янв 2013, 01:36, всего редактировалось 1 раз.

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: Снежный вихрь.

#10 Сообщение владислав74 » 09 янв 2013, 22:19

Алексей 2 писал(а): Что сделал не так? :)
Ты изначально должен был сделать так чтоб тебя дома сюрпризы не ждали.И уверенность в том что дома ты гарантировано прислонишь свой зад жующий подушку сиденья
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Снежный вихрь.

#11 Сообщение rubaga » 09 янв 2013, 23:07

Ну и съезди в выходные сам знаешь куда и полетай с инструктором. Никогда не лишне.

Аватара пользователя
Vanya
Активный участник
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 12:32
Member of AOPA: Yes

Re: Снежный вихрь.

#12 Сообщение Vanya » 09 янв 2013, 23:08

Только перед взлетами и посадками в боковой блистер лучше потренероваться с иструктором в простых условиях без вихря, а то бывает ошибка при висении в боковой блистер крен создают при переводе взгляда в блистер.

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Снежный вихрь.

#13 Сообщение rubaga » 09 янв 2013, 23:12

Vanya писал(а):Только перед взлетами и посадками в боковой блистер лучше потренероваться с иструктором в простых условиях без вихря, а то бывает ошибка при висении в боковой блистер крен создают при переводе взгляда в блистер.
Полностью поддерживаю. Ощущение иное. Поэтому надо тренировать отдельно

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Снежный вихрь.

#14 Сообщение lt.ak » 09 янв 2013, 23:44

предлагаю выпороть Алексея 2 публично ... что б неповадно было ... :mrgreen:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Снежный вихрь.

#15 Сообщение KAS777 » 10 янв 2013, 00:14

Всем привет! И всех с Новым годом!!!

Алексей! В марте месяце в прошлом году летали к белькам и на земле о снежном вихре и в воздухе об этом говорили. Ты все забыл? :D

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»