Авиа ралли и аэронавигационные гонки

Авиационные соревнования. Календарь, отчёты, обсуждение

Модераторы: smixer, lt.ak

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#1 Сообщение shura-ag » 12 июн 2012, 12:09

Сейчас активно развивается новый вид соревнований - аэронавигационные гонки. Это похоже на авиа ралли, хотя есть существенные отличия, добавляющие зрелищности и упрощающие эти соревнования, что позволяет принимать участия в них даже начинающим пилотам.
23 июня на аэродроме Северка будут приоходить эти соревнования. Пробная попытка 10.06 была не слишком удачной из-за погоды

Публикую тут правила, можете задавать вопросы и оставлять заявки на участие. Также в августе будет проходить чемпионат России по авиа ралли. С удовольствием помогу всем желающим подготовиться и поделюсь опытом.
Эти виды спорта очень полезны в АОН, развивают навыки пилотирования, визуальной навгиации без GPS, навыки точного самолетовождения. Очень хочется, чтобы эти виды спорта развивались у нас в АОН.
Вложения
Правила АНГ.doc
(53 КБ) 549 скачиваний
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#2 Сообщение Tango » 13 июн 2012, 10:40

shura-ag писал(а): можете задавать вопросы
Можно ли получить карту с примером маршрута?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#3 Сообщение shura-ag » 14 июн 2012, 15:34

Конечно можно. Какой маршрут интересует? По гонкам? Лучше всего посмотрите международные правила этих соревнований. Там есть пример карты с нанесенными коридорами
Вот ссылочка http://www.fai.org/component/phocadownl ... gacanr2010
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#4 Сообщение Tango » 15 июн 2012, 10:08

shura-ag писал(а):Конечно можно. Какой маршрут интересует? По гонкам? Лучше всего посмотрите международные правила этих соревнований. Там есть пример карты с нанесенными коридорами
Вот ссылочка http://www.fai.org/component/phocadownl ... gacanr2010
За ссылку спасибо. Интересуют гонки. Хочу потренироваться, нужно что бы кто-то сделал маршрут по сложности сопоставимый с тем что будет на соревнованиях. Для этого пример и нужен. Вопросы:
1.При формировании тайминг-листа время прохождения SP, FP рассчитывается и задается по заявленной мной скорости без учета ветра и отклонений от линии пути?
2.Как при расчете тайминг-листа учитывается время на развороты, с каким креном считается разворот?
3. Правильно ли понимаю, что все SP нужно пройти с курсом +90 или -90 к курсу первого участка маршрута? В том числе и первый SP? а FP нужно пройти с курсом +-90 к курсу крайнего участка?

Спасибо

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#5 Сообщение shura-ag » 15 июн 2012, 11:16

В принципе для тренировки коридоры нужны не сильно. Можете составить произвольный маршрут и потом посмотреть, насколько точно вам удалось следовать по ЛЗП. Некоторая сложность гонок заключается в том, что поворотных пунктов как таковых нет. ЛЗП поворачивать может где-нибудь в середине леса или в поле. И нужно это место визуально как- то найти. Обычно это делается по боковым ориентирам на траверзах. При полете внутри коридора нужно отслеживать три линии: боковые линии коридора, за которые нельзя летать и серединную линию ЛЗП по которой желательно лететь, чтобы не выскочить за коридор. Теперь отвечаю на ваши вопросы
1. Да, вы заявляете путевую скорость и пролет старта и финиша рассчитывается исходя из нее. Ветер нужно учитывать самостоятельно. Основа выдерживания тайминга - это контроль времени на всем маршруте. Для этого нужно нанести саму ЛЗП и минутные отсеки времени, и по ним контролировать время, все визуально, предварительные расчеты бессмысленны. Так как ветер меняется и точность нужна до секунды.
2. никак не учитывается. Вы должны выполнять развороты так, чтобы не выскочить за коридор. Скорость лучше выбирать такую, чтобы можно было и нагнать и наоборот погасить время. Для цессны 172 и для текнамов это 80 узлов
3. пролет поворотных учитывается так. Проводится перпендикулярная линия к соответствующему участку ЛЗП. Для старта это первый лег, для финиша - крайний. Сам поворотный это центр отрезка. Ширина отрезка равна ширине коридора.соответственно фиксируется пересечение этого отрезка под любым углом. И это время считается за время пролета. Если пролет вне коридора, то считается пересечение продолженной линии отрезка. При этом, считается, что поворотный не пройден.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#6 Сообщение Tango » 15 июн 2012, 22:01

Большое спасибо за ответы.

По вопросу 2, правильно ли я понял, что мне дается тайминг-лист, рассчитанный с допущением, что курсы на маршруте я буду менять мгновенно?

Еще несколько вопросов:
1. Сколько участков на маршруте?
2. Какой примерно длины участки?
3. В каких местах первого и крайнего участков находятся SP и FP (на сколько отстоят от начала/конца участков)?
4. Карта выдается километровка? То есть не привычные УКЛ или МЛ? Где взять такие для тренировок?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#7 Сообщение shura-ag » 16 июн 2012, 09:09

Очень рад, что вы заинтересовались. Так что благодарить особо не за что. Да тайминг дается без времени на разворот Да это и не нужно те 10 секунд что тратятся на разворот, нагоняются элементарно, а с учетом того, что фактический трек будет далек от прямой линии, это вообще погрешность, которой можно пренебречь. Что уж говорить про сильный попутный ветер, с которым бороться сложнее всего. Вы должны выдержать свою путевую скорость независимо от всех внешних факторов. Такая задача. По вопросам:
1) на маршруте 5 - 6 участков. Он существенно короче ралли, где участков 15 - 17
2) поскольку протяженность маршрута около 65 км, соответственно участки по 10 км примерно
3) SP находится в самом начале первого участка.собственно от старта и считается начало маршрута. При этом обычно дается схема выхода на SP и время на подлет к старту, которого хватает с избытком, до старта можно выполнять любые маневры. Обычно это виражи в пределах минуты подлета к старту для гашения избытка времени. Тут главное выполнять виражи в правильном месте, чтобы не пересечь линию старта. Нужно это делать до старта строго по курсу первого участка, тогда риска переечь линию нет. FP это финальная точка крайнего участка маршрута
4) в гонках выдается километровка, в ралли двухкилометровка. Это топографические карты, по укл летать нельзя, ведь полеты строго визуальные. В следующем посте я напишу методику своей подготовки к ралли и гонкам и выложу ссылки на по, в том числе там есть и двухкилометровка по которой летаем на соревнованиях. Километровка это просто перепечатка этой же карты в увеличенном масштабе. В ozi это можно без труда сделать
Последний раз редактировалось shura-ag 16 июн 2012, 09:35, всего редактировалось 1 раз.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#8 Сообщение shura-ag » 16 июн 2012, 09:28

Направляю ссылку на программы для подготовки к соревнованиям по ралли (для гонок все то же самое, штрафные очки другие, но это не принципиально) Там есть программа OZI включая привязанные по координатам карты ( в том числе есть карта района полетов вокруг северки)
Кроме этого есть файл excel который я сделал для удобного подсчета штрафных очков.
Готовимся мы следующим образом.
1)Прямо в OZI составляем произвольный маршрут добавляя сначала путевые точки затем рисуем линии маршрута. Там сразу считаются и путевые углы и расстояния между пунтами (хотя путевые углы нужно отдельно тренироваться визуально по карте определять, и это обязательно нужно сделать добиваясь погрешности 5 - 10 градусов. ничего сложного. рисуешь десять произвольных линий со стрелочками. потом ориентируешь карту по направлению стрелки и пишешь угол. проверяешь по транспортиру. довольно быстро научишься правильно определять)
2)Затем печатаем карту на цветном принтере в масштабе (Ozi позволяет это сделать) и рисуем как положено маршрут на ней. в файле Excel если забить расстояния между пунтками, сразу автоматически подсчитается время пролета каждого пункта. Считается как от нуля (так как тренировка идет именно по таймеру с временем от нуля) так и абслоютное время (нужно проставить время взлета за которое берется время пролета проитвоположного торца полосы и по треку смотришь фактическое время его пролета, лучше всего это делать в программе Гугл планета земля загрузив трек в файле gpx)
3)Далее готовим карту. нужно написать и путевые углы, и отмерить минутные интервалы пролета. то есть ставим одну, две и т.д минуты (насечки на ЛЗП) до пролета каждого поворотного. По этим отсечкам на всем маршруте нужно подгонять время
4) включаем логгер и летим. Не забываем при взлете на пролете противоположного торца включить секундомер. Затем мы посмотрим по логу фактическое время пролета этого торца и таким образом привяжем наш ноль к фактическому времени. тогда мы корректно подсчитаем очки вставляя время пролета каждого пункта в таблицу. Логгер можнго купить тут http://www.globalsat.ru/catalog/gps-pri ... aloggerami  Там же есть и софт для вытаскиваня треков и сохранения в gpx формате
5) После пролета нужно посмотреть как пролетели и подсчитать штрафные очки. Для просмотре трека просто загружаем файл gpх с треком в OZI где уже на карте мы сохранили наш маршрут. Софт логгера позволяет сохранять треки в таком формате. И видм насколько отклонялись от ЛЗП Для подсчета очков также в OZI смотрим время пролета каждого поворотного. Впечатываем его в файлик и если время взлета поставили верное, то сразу получаем штрафные очки.

Вот ссылка на файлы и программы
http://narod.ru/disk/52471535001.77da23 ... 8.rar.html

Я считаю что для гонок нужно тренироваться точно так же. Единственное можно на карте коридор еще себе нарисовать. Ну и уже в конце можно рисовать гоночные маршруты то есть без поворотных а с изменением лзп в лесу или поле то есть без привязки к географическому объекту (перекресток, дамба, пересечение лэп и т. п. ) сначала нужно научиться просто лететь точно по маршруту и точно по времени. Это основа успеха и на этом набираются максимальные штрафные очки
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#9 Сообщение Tango » 16 июн 2012, 12:03

Александр, и все-таки спасибо :) ценнейшая информация. Пошел осмыслять, потом за логгером.

ГПК можно использовать? Если да, то используете ли?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#10 Сообщение shura-ag » 17 июн 2012, 12:35

Да, контроль курса нужен обязательно. Очень часто ориентиры бывают похожими и вроде только что был на ЛЗП буквально 20 секунд чуть расслабился и уже не понимаешь где находишься. Поэтому контроль курса нужно постоянно осуществлять. При этом при полете по прямой лучше даже по бычьему глазу смотреть, так как гироскопический уходит при резких разворотах, нужно подкручивать его. Контроль курса нужно довести до автоматизма и смотреть на курс раз в минуту даже если уверен, что летишь правильно. Если курс отличается от расчётного на 20 гр и больше это должно насторожить сильно. Также нужно учиться восстанавливать ориентировку при ее потере. Ну это как начнете тренироваться сразу будет отрабатываться само собой ))
Записывайтесь на 23 число. Попробуйте свои силы. Сразу поймете что к чему.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#11 Сообщение Tango » 18 июн 2012, 01:29

Итак, пролетели первый в жизни маршрут. 55 км, 5 участков. Напряженненько однако. Особо доставляет когда смотришь трек. В итоге: два раза вышли из коридора секунд на 20 в общей сложности, ошибка на SP составила 5 сек, ошибка на FP минуту.

Есть подозрение, что карта привязана не совсем корректно, но не увидел координат на карте чтобы привязать.

Пока не понял как лучше размечать маршрут минутными отрезками - каждый участок отдельно и время считать по участкам, то есть следующий участок снова включать секундомер или весь маршрут сквозным порядком и время общее по маршруту.

Возникшие вопросы:

1. Транспортиром при подготовке маршрута можно пользоваться? Или курсы я должен определить "визуально"?
2. Карта на соревнованиях дается на листе А3 или А4?
3. На выдаваемой карте нарисован маршрут или коридор, или маршрут и коридор вместе?
4. Как в OZI нарисовать коридор? неужели делать два маршрута параллельных основному слева и справа? Должен же быть какой-то менее утомительный способ.
5. Как в OZI привязать карту (которая московский регион из нескольких листов склеена), координаты отрезаны вместе с полями (есть подозрение, что район Ватулино привязан не корректно). А может у вас есть отдельный лист района Ватулино с полями и координатами на них?

6. Сколько заходов на точность приземления дается?
7. Можно ли делать пробные заходы до выхода на маршрут?
7. Какова длина сектора 0 (зоны приземления без штрафных очков) - 3 м как в ралли или больше?
8. Где регистрироваться?
9. Во сколько 23-го начало всего действа?
10. Сколько участников планируется?

Спасибо!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#12 Сообщение shura-ag » 18 июн 2012, 19:08

Молодцы, что пролетели. Поверьте, карты с привязками, которые я дал, привязаны корректно. :) Для перепирвязки карт нужно загружать в OZI карту в графическом формате. Меню "открыть и калибровать карту" Тогда нужно указывать точки на карте и указывать их координаты. Можно указать 9 точек. нужно также выбрать полигональную интерполяцию в меню, точки по углам и в середине нужно выбирать.
по вопросам:
1) Пользоваться можно, но лучше учиться это делать на глаз. В гонках времени на подготовку много, там успеете, а в ралли точно не успеете транспортиром померить. Это не сложно. Ошибка в 5-10 гр. вполне допустима. метогдику учебы по этому пункту я изложил несколькими постами выше
2) Бывает по-разному. Бывает даже что лист больше, чем А3. А какая собственно разница?
3) в гонках отмечены коридоры, а также SP и FP Воображаемую линию маршрута нужно рисовать самому.
4) Не знаю. Думаю, что в OZI коридор не нужно рисовать. проще проложить маршрут а потом на карте отметить коридор ручкой и также распичатать трек и ручкой подрисовать коридор. Быстрее будет по-моему. Основа - умение точно лететь по маршруту. Я бы вообще тренировался лететь по маршруту с конкретными поворотными, которые будут на земле и карте однозначно определяемыми без коридора как такового. а уже потом попробовать лететь в коридоре с поворотами в слабо ориентированных участках.
5) я выше написал методику. нужно искать характерные точки (перекрестки, дамбы и т.п.) по гуглу смотреть их координаты и вписывать. посмотрите трек в гугле и сравните с картой. 90% вероятности, что все привзяно корректно.
6) В гонках дается одна попытка
7) Толщина нулевого сектора 2 метра, зоны недолета и перелета по 10м.
8) направьте мне личное сообщение или на адрес aviasport@inbox.ru что указывать в заявке написано в правилах соревнований
9) График вылета будет направлен чуть позже, когда его составят организаторы. Начало обычно в районе 10 утра. вы можете сами написать, во сколько вам удобнее вылетать
10) впрошлый раз было 12 участников. соответственно сейчас я так думаю вы 13-й :)
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

olegomm
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 июн 2009, 18:59

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#13 Сообщение olegomm » 25 июн 2012, 21:34

Александр приветствую! Как дела, как все прошло 23-го?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#14 Сообщение shura-ag » 27 июн 2012, 17:57

Прошло дружно и живенько! Очень даже интересно. Если будет набираться достаточное числу участников, соревнования будбут проводится достаточно регулярно. Так что записывайтесь все, кому это было бы интересно.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Tango
Новичок
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 апр 2010, 11:16
Member of AOPA: Yes

Re: Авиа ралли и аэронавигационные гонки

#15 Сообщение Tango » 02 июл 2012, 10:31

shura-ag писал(а):Так что записывайтесь все, кому это было бы интересно.
Александр, приветствую. Безусловно, интересно. Записываемся. Несмотря на несколько анекдотический результат 23-го, меня, как говорится вштырило :). Продолжаем тренировки.
Предлагаю провести следующий этап соревнований в Ватулино. И, вообще, прилетайте к нам, проведете, так сказать, мастер-класс по авиаралли. Думаю, что это возбудит интерес к теме в нашем городке.

Ответить

Вернуться в «Соревнования»