Страница 1 из 2

Действия в особых случаях.(R44)

Добавлено: 29 май 2012, 15:00
12345
К созданию данной темы подтолкнул очередной случай:
ksv писал(а):
5. Что такое "индикатор регулятора оборотов" и в чем именно проявился отказ? Какая была необходимость в авторотации?
Я только заметил вопрос от другого форумчанина про указатель. Прошу прощения, я, конечно, оговорился. В процессе запуска стрелки двойного тахометра начали дергаться, но потом, вроде, все стабилизировалось. Полетели. И тут над Кореновском неожиданно стрелки скаканули вверх и у двигателя обороты резко пошли вверх. Пилот сбросил обороты и принял единственно правильное решение: авторотировать. Произвел посадку благополучно с тремя человеками на борту, что важно. Мы сразу же подскочили к нему, но тут случилась история с антитеррором и автоматчиками, которую я описывал ранее. Через пол-часа, посоветовавшись с инжерерами Аэросоюза по телефону, приняли решение долететь до Кореновска без governor. Запустились, взлетели и успешно пришли в Белевцы. Из Москвы в тот же день вылетел в Краснодар инженер, который сразу определил причину: перетерся провод в магнето и произошло короткое замыкание на корпус. Провода заизолировали, запустили вертолет, проверили. Все нормализовалось.
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... 0&start=45
Сразу хочу оговориться, что пишу это не потому, что в указанной теме фигурирует слово "Аэросоюз" - не это меня заводит. Обращаюсь как пилот R44 к пилотам R44. Есть такая упрямая вещь как статистика, а она беспощадно лупит не взирая на корпоративную принадлежность. Хочется, пускай на капельку, её улучшить.
Замечено, что подавляющее большинство курсантов во время первоначального обучения при произнесении "Отказ....." или "Лампочка...." ни на секунду не задумываясь произносят - "Авторотация". Да, авторотация спасательный круг, но не панацея. Никому ведь не приходит в голову бросится с корабля со спасатальным кругом при отказе кофе-машины в баре лайнера, при этом рискуя быть съеденным акулами? Почему, не взирая на однозначное и логичное определение в РЛЭ порядка действий для данной ситуации, нужно сильно усложнять себе жизнь и необоснованно подвергать опасности себя, пассажиров, матчасть?
Случай достаточно типичный. Не один вертолёт лёг на бок в подобной ситуации. Неправильная укладка провода прерывателя в магнето, как одна из причин отказа регулятора, достаточно распространена, но это на совести "укладчиков". Но задача пилота правильно действовать. РЛЭ предписывает выключить регулятор. Если сравнить сложность полёта без регулятора с посадкой на авторатации, то разница в несколько порядков. С полётом без регулятора курсант легко справляется через две минуты рассказа и показа и далее не представляет никакой сложности. На практике лететь без регулятора можно сколь угодно долго. Раньше их не было вообще. Отказ тахометра ещё проще.
Но не думаю, что кто-то будет утверждать, что посадка на авторотации такая же простая вещь. Мало кто к окончанию курса обучения с этим уверенно справляется. А если нет площадки? Или в последний момент она оказалась непригодной (сверху не всё можно оценить)? А триггер на посадку уже устойчиво сработал и лепится ветролёт куда и как попало, ломается, шишки, синяки, минус куча бабла и всё это, заметьте, при абсолютно ИСПРАВНОМ РАБОТАЮЩЕМ моторе. Где логика? Вот такая петрушка получается. Обычно из всех зол стараются выбрать меньшую.
Уважаемые пилоты, не стесняйтесь лишний раз перечитать РЛЭ(всегда что-то новое обнаружите), отработать действия с инструктором - однозначно окупится.
Всем удачных полётов.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 16:14
KAS777
Тема очень нужная, отлично Игорь, большое спасибо. Повторение - мать учения. И нам пилотам выходного дня очень нужная напоминалка про особые случаи.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 16:43
rubaga
Спасибо за разъяснения. Тема очень правильная. Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций. Полностью согласен с важностью перечитки РЛЭ и периодической отработки особых случаев.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:04
12345
rubaga писал(а):Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций.
К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ. А это могло бы сильно кому-нибудь помочь в схожей ситуации. Подобный обмен опытом является хорошей профилактической мерой. Не вижу ничего зазорного или постыдного в признании допущеных ошибок. Ведь уход на второй уже не считается позором, хотя может являтся следствием допущеных ошибок.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:11
Алексей 2
12345 писал(а): К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ.
Про ошибки можно рассказывать в другом разделе :wink:

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:14
12345
Алексей 2 писал(а):Про ошибки можно рассказывать в другом разделе :wink:
Если мы до этого дойдём, то да. :wink:

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:15
rubaga
12345 писал(а):
rubaga писал(а):Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций.
К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ. А это могло бы сильно кому-нибудь помочь в схожей ситуации. Подобный обмен опытом является хорошей профилактической мерой. Не вижу ничего зазорного или постыдного в признании допущеных ошибок. Ведь уход на второй уже не считается позором, хотя может являтся следствием допущеных ошибок.
Согласен. Мне например стыдно свои косяки на суд людей выкладывать. Поэтому естественное поведение, которое надо преодолевать. Умом понимаю, что не прав...

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:32
владислав74
Тут вроде все понятно:стрелки вверх поползли-регулятор запи.....Отключай и лети на руках,но сразу станет хотеться прижать задницу к планете.
А Если стрелки вниз по причине отказа говернера-как распознать что это именно он?
Надо матчастью пошуршать.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 17:44
12345
владислав74 писал(а):Отключай и лети на руках,но сразу станет хотеться прижать задницу к планете.
Не станет если контролируешь ситуацию.
владислав74 писал(а):А Если стрелки вниз по причине отказа говернера-как распознать что это именно он?
По звуку, медленно вращающейся ручке коррекции, падающему наддуву.

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 18:46
Orange
Не знаю как все остальные, а я скорее всего поступил бы точно так же - авторотировал или плавно садился пока подо мной поле....

Лететь дальше в СМУ в направлении леса или поселка, не зная как еще эта неисправность проявится и что еще откажет через секунду....

Не уверен что все в такой ситуации продолжение полета это правильный выбор..

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 18:58
Misha
Именно для этого и надо это подробно обсуждать - чтобы не гадать, а действовать осознанно. Еще и матчасть изучить на всякий случай

Re: Действия в особых случаях.

Добавлено: 29 май 2012, 23:00
12345
Orange писал(а):Не знаю как все остальные, а я скорее всего поступил бы точно так же - авторотировал или плавно садился пока подо мной поле....

Лететь дальше в СМУ в направлении леса или поселка, не зная как еще эта неисправность проявится и что еще откажет через секунду....

Не уверен что все в такой ситуации продолжение полета это правильный выбор..
Читайте РЛЭ
ОТКАЗ РЕГУЛЯТОРА ОБОРОТОВ

Если отказывает регулятор оборотов двигателя, зажмите крепко рукоятку газа, чтобы пересилить его, затем отключите регулятор. Завершите полет, управляя газом вручную.

Re: Действия в особых случаях.(R44)

Добавлено: 29 май 2012, 23:46
Lenny
Проблема в однозначной идентификации отказа за 1-2 сек нужно понять что отказало,
регулятор оборотов, тахометр или просто датчик хола отвалился, нужен алгоритм идентификации отказа.
поскольку на то чтобы понять нужно время, и зная как быстро просаживаются обороты, большинство и выбирает авторотацию.

Re: Действия в особых случаях.(R44)

Добавлено: 29 май 2012, 23:57
12345
Lenny писал(а):Проблема в однозначной идентификации отказа за 1-2 сек нужно понять что отказало,
регулятор оборотов, тахометр или просто датчик хола отвалился, нужен алгоритм идентификации отказа.
поскольку на то чтобы понять нужно время, и зная как быстро просаживаются обороты, большинство и выбирает авторотацию.
Нет никакой проблемы - не надо фантазировать. Какое отношение к этому имеет тахометр и датчик хола? Определить работает двигатель или нет достаточно менее 1 сек. А что конкретно отказало - не имеет значения, инженеры потом разберуться. Может Вы и при отказе, пускай даже обоих, тахометров тоже будете авторотировать?

Действия в особых случаях.(R44)

Добавлено: 30 май 2012, 00:07
ksv
12345 писал(а):Читайте РЛЭ
И что в ваших словах суть? РЛЭ все читают.

Проблема в том, что в обсуждаемом случае отказ регулятора оборотов был лишь небольшой частью общей проблемы: перетеревшийся провод коротил на массу, самопроизвольно резко увеличившиеся обороты двигателя ничего хорошего не предвещали. Что было бы дальше - думаю, даже Фрэнку Робинсону не известно. Впереди был лес, туман, дождь, а под вертолетом - чистое ровное поле. Пилот принял грамотное и единственно правильное решение и произвел немедленную посадку на пригодную площадку.

Предлагаю лучше обсудить как может перетеревшийся провод повлиять на увеличение оборотов двигателя. Вот это - действительно стоит понять. Полагаю, надо смотреть схему электрической цепи Р44.