Действия в особых случаях.(R44)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Действия в особых случаях.(R44)

#1 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 15:00

К созданию данной темы подтолкнул очередной случай:
ksv писал(а):
5. Что такое "индикатор регулятора оборотов" и в чем именно проявился отказ? Какая была необходимость в авторотации?
Я только заметил вопрос от другого форумчанина про указатель. Прошу прощения, я, конечно, оговорился. В процессе запуска стрелки двойного тахометра начали дергаться, но потом, вроде, все стабилизировалось. Полетели. И тут над Кореновском неожиданно стрелки скаканули вверх и у двигателя обороты резко пошли вверх. Пилот сбросил обороты и принял единственно правильное решение: авторотировать. Произвел посадку благополучно с тремя человеками на борту, что важно. Мы сразу же подскочили к нему, но тут случилась история с антитеррором и автоматчиками, которую я описывал ранее. Через пол-часа, посоветовавшись с инжерерами Аэросоюза по телефону, приняли решение долететь до Кореновска без governor. Запустились, взлетели и успешно пришли в Белевцы. Из Москвы в тот же день вылетел в Краснодар инженер, который сразу определил причину: перетерся провод в магнето и произошло короткое замыкание на корпус. Провода заизолировали, запустили вертолет, проверили. Все нормализовалось.
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... 0&start=45
Сразу хочу оговориться, что пишу это не потому, что в указанной теме фигурирует слово "Аэросоюз" - не это меня заводит. Обращаюсь как пилот R44 к пилотам R44. Есть такая упрямая вещь как статистика, а она беспощадно лупит не взирая на корпоративную принадлежность. Хочется, пускай на капельку, её улучшить.
Замечено, что подавляющее большинство курсантов во время первоначального обучения при произнесении "Отказ....." или "Лампочка...." ни на секунду не задумываясь произносят - "Авторотация". Да, авторотация спасательный круг, но не панацея. Никому ведь не приходит в голову бросится с корабля со спасатальным кругом при отказе кофе-машины в баре лайнера, при этом рискуя быть съеденным акулами? Почему, не взирая на однозначное и логичное определение в РЛЭ порядка действий для данной ситуации, нужно сильно усложнять себе жизнь и необоснованно подвергать опасности себя, пассажиров, матчасть?
Случай достаточно типичный. Не один вертолёт лёг на бок в подобной ситуации. Неправильная укладка провода прерывателя в магнето, как одна из причин отказа регулятора, достаточно распространена, но это на совести "укладчиков". Но задача пилота правильно действовать. РЛЭ предписывает выключить регулятор. Если сравнить сложность полёта без регулятора с посадкой на авторатации, то разница в несколько порядков. С полётом без регулятора курсант легко справляется через две минуты рассказа и показа и далее не представляет никакой сложности. На практике лететь без регулятора можно сколь угодно долго. Раньше их не было вообще. Отказ тахометра ещё проще.
Но не думаю, что кто-то будет утверждать, что посадка на авторотации такая же простая вещь. Мало кто к окончанию курса обучения с этим уверенно справляется. А если нет площадки? Или в последний момент она оказалась непригодной (сверху не всё можно оценить)? А триггер на посадку уже устойчиво сработал и лепится ветролёт куда и как попало, ломается, шишки, синяки, минус куча бабла и всё это, заметьте, при абсолютно ИСПРАВНОМ РАБОТАЮЩЕМ моторе. Где логика? Вот такая петрушка получается. Обычно из всех зол стараются выбрать меньшую.
Уважаемые пилоты, не стесняйтесь лишний раз перечитать РЛЭ(всегда что-то новое обнаружите), отработать действия с инструктором - однозначно окупится.
Всем удачных полётов.
Последний раз редактировалось 12345 29 май 2012, 23:10, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
KAS777
SAONовец со стажем
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 16 фев 2010, 22:01
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#2 Сообщение KAS777 » 29 май 2012, 16:14

Тема очень нужная, отлично Игорь, большое спасибо. Повторение - мать учения. И нам пилотам выходного дня очень нужная напоминалка про особые случаи.

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#3 Сообщение rubaga » 29 май 2012, 16:43

Спасибо за разъяснения. Тема очень правильная. Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций. Полностью согласен с важностью перечитки РЛЭ и периодической отработки особых случаев.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#4 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 17:04

rubaga писал(а):Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций.
К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ. А это могло бы сильно кому-нибудь помочь в схожей ситуации. Подобный обмен опытом является хорошей профилактической мерой. Не вижу ничего зазорного или постыдного в признании допущеных ошибок. Ведь уход на второй уже не считается позором, хотя может являтся следствием допущеных ошибок.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Действия в особых случаях.

#5 Сообщение Алексей 2 » 29 май 2012, 17:11

12345 писал(а): К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ.
Про ошибки можно рассказывать в другом разделе :wink:

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#6 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 17:14

Алексей 2 писал(а):Про ошибки можно рассказывать в другом разделе :wink:
Если мы до этого дойдём, то да. :wink:

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#7 Сообщение rubaga » 29 май 2012, 17:15

12345 писал(а):
rubaga писал(а):Не хватает таких жизненных разборов конкретных ситуаций.
К сожалению, у нас как-то не принято делиться своими ошибками, а тем более неприлично замечать ошибки других. Порочная практика сокрытия(по разным причинам) не позволяет доводить информацию до заинтересованых, проводить своевременный разбор и анализ. А это могло бы сильно кому-нибудь помочь в схожей ситуации. Подобный обмен опытом является хорошей профилактической мерой. Не вижу ничего зазорного или постыдного в признании допущеных ошибок. Ведь уход на второй уже не считается позором, хотя может являтся следствием допущеных ошибок.
Согласен. Мне например стыдно свои косяки на суд людей выкладывать. Поэтому естественное поведение, которое надо преодолевать. Умом понимаю, что не прав...

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Re: Действия в особых случаях.

#8 Сообщение владислав74 » 29 май 2012, 17:32

Тут вроде все понятно:стрелки вверх поползли-регулятор запи.....Отключай и лети на руках,но сразу станет хотеться прижать задницу к планете.
А Если стрелки вниз по причине отказа говернера-как распознать что это именно он?
Надо матчастью пошуршать.
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#9 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 17:44

владислав74 писал(а):Отключай и лети на руках,но сразу станет хотеться прижать задницу к планете.
Не станет если контролируешь ситуацию.
владислав74 писал(а):А Если стрелки вниз по причине отказа говернера-как распознать что это именно он?
По звуку, медленно вращающейся ручке коррекции, падающему наддуву.

Аватара пользователя
Orange
Активный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 25 май 2011, 00:17
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#10 Сообщение Orange » 29 май 2012, 18:46

Не знаю как все остальные, а я скорее всего поступил бы точно так же - авторотировал или плавно садился пока подо мной поле....

Лететь дальше в СМУ в направлении леса или поселка, не зная как еще эта неисправность проявится и что еще откажет через секунду....

Не уверен что все в такой ситуации продолжение полета это правильный выбор..

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Действия в особых случаях.

#11 Сообщение Misha » 29 май 2012, 18:58

Именно для этого и надо это подробно обсуждать - чтобы не гадать, а действовать осознанно. Еще и матчасть изучить на всякий случай
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.

#12 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 23:00

Orange писал(а):Не знаю как все остальные, а я скорее всего поступил бы точно так же - авторотировал или плавно садился пока подо мной поле....

Лететь дальше в СМУ в направлении леса или поселка, не зная как еще эта неисправность проявится и что еще откажет через секунду....

Не уверен что все в такой ситуации продолжение полета это правильный выбор..
Читайте РЛЭ
ОТКАЗ РЕГУЛЯТОРА ОБОРОТОВ

Если отказывает регулятор оборотов двигателя, зажмите крепко рукоятку газа, чтобы пересилить его, затем отключите регулятор. Завершите полет, управляя газом вручную.

Lenny
SAONовец со стажем
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 20 июл 2010, 20:13
Member of AOPA: No

Re: Действия в особых случаях.(R44)

#13 Сообщение Lenny » 29 май 2012, 23:46

Проблема в однозначной идентификации отказа за 1-2 сек нужно понять что отказало,
регулятор оборотов, тахометр или просто датчик хола отвалился, нужен алгоритм идентификации отказа.
поскольку на то чтобы понять нужно время, и зная как быстро просаживаются обороты, большинство и выбирает авторотацию.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Действия в особых случаях.(R44)

#14 Сообщение 12345 » 29 май 2012, 23:57

Lenny писал(а):Проблема в однозначной идентификации отказа за 1-2 сек нужно понять что отказало,
регулятор оборотов, тахометр или просто датчик хола отвалился, нужен алгоритм идентификации отказа.
поскольку на то чтобы понять нужно время, и зная как быстро просаживаются обороты, большинство и выбирает авторотацию.
Нет никакой проблемы - не надо фантазировать. Какое отношение к этому имеет тахометр и датчик хола? Определить работает двигатель или нет достаточно менее 1 сек. А что конкретно отказало - не имеет значения, инженеры потом разберуться. Может Вы и при отказе, пускай даже обоих, тахометров тоже будете авторотировать?

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Действия в особых случаях.(R44)

#15 Сообщение ksv » 30 май 2012, 00:07

12345 писал(а):Читайте РЛЭ
И что в ваших словах суть? РЛЭ все читают.

Проблема в том, что в обсуждаемом случае отказ регулятора оборотов был лишь небольшой частью общей проблемы: перетеревшийся провод коротил на массу, самопроизвольно резко увеличившиеся обороты двигателя ничего хорошего не предвещали. Что было бы дальше - думаю, даже Фрэнку Робинсону не известно. Впереди был лес, туман, дождь, а под вертолетом - чистое ровное поле. Пилот принял грамотное и единственно правильное решение и произвел немедленную посадку на пригодную площадку.

Предлагаю лучше обсудить как может перетеревшийся провод повлиять на увеличение оборотов двигателя. Вот это - действительно стоит понять. Полагаю, надо смотреть схему электрической цепи Р44.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»