вертолет развалился на части (земной резонанс)

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#16 Сообщение ЛОДОЧНИК » 25 фев 2012, 01:35

Фото с жертвами есть? Если нет, значит херня, кино из цикла "Ужасы Ингосстраха"
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#17 Сообщение engin » 25 фев 2012, 07:03

Интересно... В РЛЭ Ми-2 тоже про резонанс сказано, но у кого не спрашивал - никто не слышал про это...
Представляю как он на дутиках запрыгает :)
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#18 Сообщение 12345 » 25 фев 2012, 19:24

engin писал(а):у кого не спрашивал - никто не слышал про это...
Видимо не у тех спрашивал если даже не слышали...

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#19 Сообщение engin » 25 фев 2012, 20:19

Не слышали про реальные случаи резонанса на Ми-2, про теорию слышали все.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#20 Сообщение Ритон » 25 фев 2012, 20:58

engin писал(а):Не слышали про реальные случаи резонанса на Ми-2, про теорию слышали все.
Может возможностей демпфирования у амортизаторов мощного колесного шасси достаточно, что бы реальные случаи не проводили к авариям.
Пилот легко уходит из этого режима резонанса или вообще не имеет привычки держать на земле обороты, провоцирующие резонанс.
Где на легких вертолетах приличное шасси? Поляки на "Сокол" уже стали ставить антивибратор.
Старый "Чинук" разрушили специально, на видео же нет ТЗ на испытание.
Может антивибратор тестировали или антирезонансную подвеску.
для справки.
Федеральная авиационная служба России
Ми-2 Аварийные контрольные карты
13. Возникновение колебаний типа "Земной резонанс".
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОЛЕБАНИЙ НА ЗЕМЛЕ
-Коррекцию газа полностью влево ВЫВЕСТИ
-Рычаг ШАГ - ГАЗ вниз до упора ПЕРЕВЕСТИ
-Ручку управления циклическим шагом в нейтральное положение УСТАНОВИТЬ
-Перемещением левой педали развороты вертолета ПАРИРОВАТЬ
ПРИ ДВИЖЕНИИ ВЕРТОЛЕТА ПО ЗЕМЛЕ
Кроме того:
-Поступательную скорость движения торможением колес УМЕНЬШИТЬ
-Если поперечные колебания вертолета не прекратились, двигатели ВЫКЛЮЧИТЬ

с AS350 была подобная авария во Флориде в 2006 .
http://www.pprune.org/archive/index.php/t-254906.html
как уже писалось - нужно регулярно следить за демпферами.

Аватара пользователя
fenestron
SAONовец со стажем
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 08:59
Member of AOPA: No
Откуда: Astana (UACC)
Летаю на:: H125/130, EC145
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#21 Сообщение fenestron » 25 фев 2012, 21:07

Кстати говоря, судя по этому видео, на AS-350 перевод дв-ля на Idle - положительного результата не дал.. По моему мнению.
Когда попадал сам, интуитивно, энергично зависал. Как потом придумывалось в голове - чтоб точку опоры для резонанса убрать.
STANDART BRIEF
-GET IN
-STRAP IN
-SHUT UP
-and DON`T TOUCH NOTHIN`...

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#22 Сообщение Misha » 25 фев 2012, 21:26

fenestron писал(а): Когда попадал сам, интуитивно, энергично зависал. Как потом придумывалось в голове - чтоб точку опоры для резонанса убрать.
А можно подробнее: при каких условиях больше вероятность попасть в это дело? Я, как двухлопастный, весьма поверхностно изучал сей предмет...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
fenestron
SAONовец со стажем
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 08:59
Member of AOPA: No
Откуда: Astana (UACC)
Летаю на:: H125/130, EC145
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#23 Сообщение fenestron » 25 фев 2012, 21:49

Misha писал(а): А можно подробнее: при каких условиях больше вероятность попасть в это дело? Я, как двухлопастный, весьма поверхностно изучал сей предмет...
Как мне кажется, основным поводом так сказать для вертолетов на лыжном шасси, могут быть в основном грубые посадки.
Сопутствующий фактор - состояние демпферов на лыжах и антивибрационных грузов на раме. Плюс к этому, конструкция виброгасителя на несущем винте. На вертолетах из семейства Экюрелей (AS-350, EC-130) - это перевернутый колокол, в котором "пестик" зажат мощными пружинами в центральном положении. Плюс конструкция жесткого четырех точечного крепления шасси.
При достаточно грубом касании одной из лыж (когда стальной концевик на ней не достаточно выгнут вниз, то есть не демпфирует и(или) антивибраторы на раме разболтаны или сломаны), сила удара, за счет жесткости крепления лыж, тут же передается на несущий винт и виброгаситель. Который в свою очередь, пытаясь компенсировать такой мощный по амплетуде скачек, входит в самовозбуждающийся резонанс. Далее скачек на вторую лыжу и т д.
Я не очень силен в физике, но по моиму, увеличивая обороты НВ в этот момент, мы создаем возвращающую к центральному положению "пестик" виброгасителя силу.
Поправте если напутал где то с силами))
STANDART BRIEF
-GET IN
-STRAP IN
-SHUT UP
-and DON`T TOUCH NOTHIN`...

Ритон
Гуру
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 27 мар 2009, 21:10

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#24 Сообщение Ритон » 26 фев 2012, 01:05

возможно, что разные типы требуют отличные методы выхода из резонанса. Системы демпфирования и набор собственных частот у них разный.
а что в "аварийных контрольных картах "AS350 написано по теме?

для справки.
стр.39
http://www.eurocopterusa.com/images/sup ... opters.pdf

про демпферы . Далин В.Н., Михеев С.В. Конструкция вертолета.стр. 98.
viewtopic.php?f=43&t=2598

Аватара пользователя
Konstantinos
Активный участник
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 07 сен 2011, 22:11
Member of AOPA: No
Откуда: сыктывкар

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#25 Сообщение Konstantinos » 26 фев 2012, 16:58

а как это такое?
объясните колхознику :mrgreen:
то есть колебание земли (земного шара)
совпали с колебаниями вертолёта :oops:
Летаю на Yamaha.

Malic
Новичок
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 24 окт 2012, 16:43
Member of AOPA: No

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#26 Сообщение Malic » 14 ноя 2012, 15:40

fenestron писал(а):Кстати говоря, судя по этому видео, на AS-350 перевод дв-ля на Idle - положительного результата не дал.. По моему мнению.
Когда попадал сам, интуитивно, энергично зависал. Как потом придумывалось в голове - чтоб точку опоры для резонанса убрать.
а действительно, не единственное ли правильное решение зависнуть? и попробовать еще раз сесть?
судя по видео это же начинается постепенно, но его можно почувствовать, а пока винт остановится - машину угробишь! еще ведь есть время и возможность взлететь?! как этот на Газели?
машинки жалко до слез!
иногда черная полоса - становится взлётной..

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#27 Сообщение ksv » 14 ноя 2012, 18:48

Поскольку сейчас нахожусь в учебном центре Еврокоптера в Марселе, обсудил это видео с инструктором. Единственно правильное решение в этом случае - шаг газ вверх и набор высоты. На АС350 Б2 этот эффект возникает при работе главного ротора в диапазоне 300-320 оборотов в минуту, а на Б3 в точках крепления задних опор шасси к корпусу встроили гидрокомпенсаторы, демпфирующие этот резонанс, потому ему уже он не страшен.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
fenestron
SAONовец со стажем
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 08:59
Member of AOPA: No
Откуда: Astana (UACC)
Летаю на:: H125/130, EC145
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#28 Сообщение fenestron » 14 ноя 2012, 19:02

ksv писал(а):.. а на Б3 в точках крепления задних опор шасси к корпусу встроили гидрокомпенсаторы, демпфирующие этот резонанс, потому ему уже он не страшен.
Вы не путаете, это на AS-355 такая конструкция шасси. Или французы и 350 доработали?
STANDART BRIEF
-GET IN
-STRAP IN
-SHUT UP
-and DON`T TOUCH NOTHIN`...

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#29 Сообщение ksv » 14 ноя 2012, 20:24

fenestron писал(а):
ksv писал(а):.. а на Б3 в точках крепления задних опор шасси к корпусу встроили гидрокомпенсаторы, демпфирующие этот резонанс, потому ему уже он не страшен.
Вы не путаете, это на AS-355 такая конструкция шасси. Или французы и 350 доработали?
Нет, не путаю. Только что экзамены сдавали с коллегой на 350 Б3е.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Re: вертолет развалился на части (земной резонанс)

#30 Сообщение Faza » 14 ноя 2012, 20:32

ksv писал(а):Только что экзамены сдавали с коллегой на 350 Б3е
удачно? :D инструкторам привет (ностальгия)

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»