Записки летающего меня… (История болезни)

Ваши фотографии, клипы, отчёты, всё то, что связано с вашим увлечением Небом.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, piloterrr

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
IndiaSierra
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:53
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Записки летающего меня… (История болезни)

#1 Сообщение IndiaSierra » 25 янв 2012, 11:09

«Есть такой народ – больные небом!
Не лечится… Но болеть – чертовски приятно!»


В качестве предисловия:
«Записки..» пишутся самым обычным человеком, только только прикоснувшимся к миру авиации общего назначения и обучению летания на аэропланах. Посему, прошу профессионалов (и от мира авиации, и от литературы) не судить строго это высокохудожественное произведение. Заметки могут быть большими и маленькими, с техническими ляпами и прочими следами авиационно–технической и литературной отсталости. А главное – это сугубо личный взгляд и ощущения. Важно: людям с отсутствием чувства юмора - далее не читать!

Пролог.

«Одна миля дороги не ведет никуда, одна миля взлетной полосы ведет куда угодно.» сказал когда-то известный писатель и пилот Ричард Бах. Моя миля началась еще в 6-ом классе школы, когда я неизлечимо заболел… небом! Потом были ворохи подписок авиационных журналов, занятия в Клубе авиации и космонавтики в Московском Дворце Пионеров, поездки к шефам в Борисоглебское ВВАУЛ, возможность поступить без экзаменов в Ейское училище. Так вышло, что жизнь распорядилась иначе, оставив меня на земле. Армия, Московский Авиационный Институт, работа в ОКБ им. Сухого… но о возможности летать даже не мечтал. Как будто на долгие годы попал в облачность. Но жизнь – прекрасна, а неизлечимая болезнь, по определению – неизлечима!
В конце прошлого года я решил: «Я могу летать! И я буду летать!». В моих руках оказались два сертификата Аэроклуба Первый Полет. На «Первоначальное обучение» и на «Высший пилотаж». Про «вышку» напишу отдельно. А что до полетов, то могу сказать, что еще до самого первого «сертификатного» учебного полета (всего их, сертификатных, было три) я уже твердо знал, что буду учиться летать «по-взрослому». Непременно на Як-52! Непременно вверх колесами (Рома не переживай – шасси я уберу конечно). Может, Бог даст, а инструктор поможет, смогу когда-нибудь выйти на соревнования (теперь это цель).
Но сначала - программа «Начальное обучение». Я приехал на аэродром, познакомился с пилотом Романом Овчинниковым. Впереди было три занятия в разные дни. На земле Роман рассказал о самолете, его подготовке к полету и назначении кучи кнопочек, рычажков и стрелочек в кабине машины. В воздухе оказалось, что все это многообразие рычажков и стрелочек понатыкано действительно не для солидности – они нужны!!!
Я впервые почувствовал себя пилотом! Сам сделал вираж, другой. Подъем. Снижение. Узнал о полетах по кругу, в зоне. Это позже, у народа пилотирующего, слово «Горка» не вызывает эмоции, но если ты проходишь эту фигуру впервые… потом только при одном упоминании этой фигуры дух захватывает! Три занятия – на одном дыхании и с огромным удовольствием!
Теперь я учусь летать. В Летной книжке начали копиться минуты налета. Роман Овчинников – мой инструктор. Есть цель, и я к ней иду. Моя первая миля теперь началась реально.

Продолжение - следует...
Последний раз редактировалось IndiaSierra 26 янв 2012, 23:46, всего редактировалось 1 раз.
У каждого свой Путь к полету...

Аватара пользователя
Vi-kTo-R
SAONовец со стажем
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: Северо-Восток М.О.
Контактная информация:

Re: Записки летающего меня… (История болезни)

#2 Сообщение Vi-kTo-R » 25 янв 2012, 22:16

Легко и интересно читается, спасибо. Фото очень не помешает с места событий.
Ник имеет отношение к итальянскому самолету?
В Арктике звезды ярче..

Аватара пользователя
IndiaSierra
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:53
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Записки летающего меня… (История болезни)

#3 Сообщение IndiaSierra » 26 янв 2012, 23:42

Спасибо!
НИК не связан с самолетом. ИС -Иванов Сергей. В авиации, как известно, правит латиница, каждой букве которой присвоено имя... Ivanov Sergey - IS - India Sierra.
Фото непременно положу. Завтра - следующая Глава... :)
У каждого свой Путь к полету...

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Записки летающего меня… (История болезни)

#4 Сообщение icarus » 27 янв 2012, 13:00

IndiaSierra писал(а):«Есть такой народ – больные небом!
Не лечится… Но болеть – чертовски приятно!»


В качестве предисловия:
....Моя миля началась еще в 6-ом классе школы, когда я неизлечимо заболел… небом! Потом были ворохи подписок авиационных журналов, занятия в Клубе авиации и космонавтики в Московском Дворце Пионеров, поездки к шефам в Борисоглебское ВВАУЛ, возможность поступить без экзаменов в Ейское училище. Так вышло, что жизнь распорядилась иначе, оставив меня на земле. Армия, Московский Авиационный Институт, работа в ОКБ им. Сухого… но о возможности летать даже не мечтал. Как будто на долгие годы попал в облачность. Но жизнь – прекрасна, а неизлечимая болезнь, по определению – неизлечима!

...
Отлично! Очень похоже на меня! :wink: Сначала долгий "инкубационный период":

http://n2367l.livejournal.com/623.html
http://n2367l.livejournal.com/964.html
http://n2367l.livejournal.com/1037.html

А потом и "активная фаза":

http://n2367l.livejournal.com/1652.html
http://n2367l.livejournal.com/1961.html
http://n2367l.livejournal.com/2116.html
http://n2367l.livejournal.com/2365.html

Пилотаж - вообще отдельная тема! Впереди целая вселенная! Летного Вам долголетия, хорошего позитивного настроя и красивых рассказов...

Аватара пользователя
IndiaSierra
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:53
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

День первый. Жизнь по-новому, или «Что скажут пацаны?»

#5 Сообщение IndiaSierra » 27 янв 2012, 16:14

14/01/2012г., Суббота. Аэродром «Большое Грызлово».
День первый. Жизнь по-новому, или «Что скажут пацаны?»


Новый год начался… Реально – по старому стилю. Остальное – все по-новому. Сегодня, 14 января. Я, после почти месячного перерыва, снова съезжаю с МКАД и занимаю курс на юг. На аэродром!
Целый месяц то сам не мог, то погоды не было, то еще какая-нибудь ерунда. Новым оказался не только год, по новому, теперь потечет и летная жизнь. В конце декабря парк аэроклуба пополнился новеньким аэропланом – ярким чешским самолетом «Sport Star». И дело не только в его красно-розовом цвете. Вообще, когда я с ним познакомился, понял, что новизна ощущений от этого новобранца не ограничится первым свиданием.
«Sport Star»… Вот он! «Живьем» воспринимается не таким, как на фото. Внимательно его рассматриваю. Теперь, в ближайшем обозримом будущем, летать именно на нем. Желание научиться пилотировать «чтоб дух захватывало», это, конечно, хорошо… Но пилот, должен быть пилотом «упакованным» соответствующим свидетельством. Без этого – никуда! С сожалением смотрю на почти родной наш «Три-Три-Два», гордо задравший могучий желтый капот перед Барби (так ребята из Клуба успели окрестить иномарку). Да… После почти полуторатонного Яка с 360-ти сильным мотором, умеющим выдавливать слезы умиления на Петлях, Штопорах, Пике и прочих финтах высшего пилотажа, пересаживаться на гламурный Барби весом чуть больше полутонны и двигателем в каких-то 100 лошадок с игрушечным винтом, как-то неловко... Что пацаны-то скажут? Ну да ладно… С пацанами разберемся, а дело делать надо! Этот пижон поможет мне научиться летать. Взлет, посадка, круги, что-то незатейливое в зоне, и, конечно, полет по маршруту. А потом – непременно будет Як-52 со всеми, как говорится, вытекающими… Но это – потом, а сейчас - Sport Star и путь до первого самостоятельного вылета. Ну, что ж, будем знакомы?
Ну мне ему представляться долго не пришлось. Сказать-то особо и нечего. Вот, мол я, Серега Иванов, переспелый любитель неба, который только к сорока двум своим годам дожил до жизни летной, начал учиться, знаком только с Як-52 и мельком с «Тэшкой» и стыдливо прячу в летной книжке жалкие 5 часов налета. К тому же, систематичность занятий тоже оставляет желать лучшего… А он? Он – практически безупречен! Очень гармоничная машина. Чех, но, что приятно (и важно для таких, как я), хоть и говорит по-английски (все надписи на нем), но старается быть ближе к нам, с уважением к русскому перепуганному начинающему учлету – приборы считают и показывают все в привычных нам величинах. Весь железный, но смотрится и ощущается как пластмассовый. Легкий такой! Механизация. Как же без нее? Все, как положено – элероны, щитки… Стоп! Щитки – не просто щитки. Не посадочные. Тут они работают и на взлете, и на посадке. Имеют три положения. И управляются фиговиной, которую я по началу принял за стояночный тормоз. Действительно, один в один – «ручник» в автомобиле. Неженка… При посадке в кабину (и высадке) на край консоли не вставать! Там даже предупреждающий знак нарисован. Тонкая импортная вещь, однако! Под капотом – легендарный, проверенный на многих машинах 100-сильный Rotax 912 от Bomdardier. 100 лошадок, конечно не 360, как на 52-ом, но зато заливаем АИ-95 и… «От винта!». Летишь себе, бензин кончается… «Где у нас там автострада? Вот она! Где там заправка? Да вот! Заход…». Подруливаем к колонке. «Карточки принимаете? Отлично! Мне 95-й до полного!». Шутки шутками, а обстоятельство действительно приятное и практичное. Винт маленький, но для наших целей в самый раз, да и шумит это все хозяйство, я бы сказал, шепотом. Колеса… Крепыши такие, а крыло тоненькое. Куда ж они денутся-то? А никуда. Шасси на этом самолете не убирается. О радость! Меньше заморочек на взлете-посадке. А что еще согреет душу начинающего? Лезем в кабину… Еще, разглядывая самолет со стороны, нельзя не заметить объемный фонарь с шикарной обзорностью! Добавим сюда аккуратный и низкий капот, что вместе с таким фонарем предоставляет пилоту уникальные возможности созерцать мир (эх, если бы еще инструктор не заставлял следить за приборами…). Усаживаемся. Начиная учиться на Як-52, каждый раз чувствовал себя неловко, когда, высунув язык, кряхтя, впихивал себя в привязные ремни, потом искал «концы» для регулировки… Тогда я понял, что 52-й называется спортивно-пилотажным не только по своему назначению. Устроиться в кресле и работать там может человек спортивного сложения, ну, или уже опытный летун, хоть и с «багажом». Думал я об этом когда было тепло и одежда не добавляла особых хлопот. Покупая по осени теплый летный костюм на зиму, с ужасом размышлял, как позорно буду барахтаться в строгой к физической форме пилота, кабине 52-го. А что у нас тут? О небо! Сел, как в автомобиль, накинул два ремешка. Щелк. Все! Я пристегнут! В кабине вполне удобно. Вот еще спинка по наклону регулировалась бы… Теперь инструктор совсем рядом. Надо же! На 52-ом хорошо было – накосячил, не страшно, Роман Вадимович все равно из второй кабины на расправу не дотянется! А тут вот возьмет линеечку (или что потяжелее) и будет: «Куда кренишься?!» и бац по рукам, «За скоростью кто следить будет?!» и бац по куполу… Весь в синяках с круга вернусь. Ну, а если серьезно, то, конечно, когда Роман сбоку, так спокойнее и практичнее. Обзор из кабины, как и предполагалось, действительно великолепный. Доска логически удобно разбита на три части: слева – пилотажные приборы, середина – навигация и радио, справа – приборы систем самолета. И опять приятная новость – все очень доступно, все под руками. Тут я опять вспомнил свои неуклюжие телодвижения в 52-ом для открытия вентиля воздушной системы и работы с АЗСами (их в итоге учил на память и включал-выключал на ощупь). Управление. Привычная для меня ручка. Удобная. Педали отвечают не только за направление – в верхней их части расположены «качели» тормозов. Это для меня новое. Посмотрим, как это будет восприниматься в деле. Газ. Это кто ж до такого додумался? Вместо солидного РУДа, одно движение которым, где-то в недрах начинающего пилота, рождает гордость и незабываемые ощущения, они поставили… шприц! Видимо, конструктор мечтал стать врачом, а вышло иначе. Итак, газом управляет гигантский шприц с крутящейся рукояткой для тонкой подачи лекарства, то есть топлива. Тьфу, ты! Винтом и механизацией управляем в середине кабины. Аккурат между мной и Романом Вадимовичем с линейкой. Под доской – трещетка шага винта, между сидениями – рычаг управления щитками (ближе к доске) и рычаг управления триммером (ближе к спинкам). Вот и ложка дегтя в бочке меда! Такое расположение довольно популярных органов управления вынуждает меня становиться на время полета левшой. Понятно теперь почему Роман сел справа. Там рулить легче! А говорят еще, что в авиации нет дедовщины… Ну да ладно, буду доктором-левшой! Зажигание. Ключом, как в автомобиле. Просто и удобно. В середине – экран GPSки. В авто такой штукой пользовался, в самолете – ни разу. Понимаю, только, что это круто, а главное очень нужно и полезно. Доберемся до маршрутов – узнаем. Связь. На рукоятке только одна кнопка… Ясный пень для эфира! А где вторая? СПУ где? Понятно. Забыли. Может чехи эти такие замкнутые, что не разговаривают в полете? А как же «потрещать за жизнь», анекдоты? Все! Полетали! Оказалось, тут все просто – СПУ в полете работает постоянно (надо только включить перед полетом). Отлегло… Последний штрих – Стоп-кран! Есть тут и такой. Они, чехи, видно не только в своих легендарных трамваях их ставить любят! Как и положено – красного цвета. Правда, его изощренно назвали «Рычаг управления спассистемой». Эта штука приводит в действие пиропатрон, он выстреливает парашют, на котором самолет спускается на землю. Помогает, как вещает РЛЭ, до высоты 30 метров. Вещь! Видимо, это единственный девайс, работу которого ну совсем не хочется испытать.
Вот и познакомились. Теперь надо ведь пригласить куда-то… «Барби, Вы свободны? Да? Прекрасно! Не желаете ли прогуляться в Зону? Отлично! Летим!»
У каждого свой Путь к полету...

Аватара пользователя
IndiaSierra
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:53
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Отступление, или записки на полях.

#6 Сообщение IndiaSierra » 08 фев 2012, 11:35

Отступление, или записки на полях.
Ну что поделать если я не писатель, и не репортер?


И действительно, что поделать?
Приступив к написанию продолжения, понял, что вести «Записки…» по дням плохая затея. В изложении, видимо, будет работать закон «Эмоциональной зависимости». Я его только что вывел. Принцип его таков: «Количество излагаемого материала - прямо пропорционально эмоциям излагающего». В обычных повседневных разговорах, как мне кажется, он так же действует на все 100%.
Пока меня будут наполнять чувства и эмоции от нового, впервые ощутимого, повествования будут выбиваться из-под контроля, «опухая» от отступлений на собственные переживания. Собственно, целью данных излияний и есть попытка разгрузить себя и рассказать тем, кто только начинает летать или думает об этой возможности, о том, что такое «летать на самолетах», как некоторые к этому идут и что с ними происходит.
Может «Нобелевскую» дадут (за закон)? Тогда уж налетаюсь!
Итак, далее – просто записки. Какому-то дню их будет посвящено несколько, какому-то – одна, а какой-то так и пройдет мимо… Но это не значит, что он прошел впустую.
Ведь «Чтобы научиться летать – надо летать!»
У каждого свой Путь к полету...

Аватара пользователя
IndiaSierra
Новичок
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 10:53
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Переход в параллельный мир возможен! Нужно только нажать кно

#7 Сообщение IndiaSierra » 08 фев 2012, 11:38

Переход в параллельный мир возможен! Нужно только нажать кнопку эфира…

Знакомство состоялось! Теперь – летим! Втроем. Я, Роман и Барби… Впрочем, забегая вперед, хочу сказать, что больше не буду применять к этому самолету такого прозвища. Это – грамотно сделанный, достойный аппарат, очень дружелюбный к пилоту.
В первой части было много конкретики. В этой – значительно меньше. Больше – меня и моих ощущений от полетов вообще, полета на Старе и еще о чем-то другом. РЛЭ на наш Стар в интернете не нашел, прислали из клуба. За пару дней до полетов его получил и прочитать толком не успел. Не говоря уже о том, чтобы что-то «на ус намотать».
РЛЭ и РТО на SportStar выложил на своем сайте.
- «Есть ли у нас план, мистер Фикс? (в смысле, Роман Вадимович)», - вопрошаю я своего наставника. Конечно! У Романа Вадимовича всегда есть план… В хорошем смысле этого слова, конечно. План был простой: первый вылет – Зона и пара Кругов, второй вылет – по Кругу.
Поехали!
Вот он, один из самых волнительных моментов – сейчас я прикоснусь к «гашетке» выхода в эфир и в долю секунды окажусь в другом мире. Здесь я – пассажир, любопытный исследователь нового для себя летательного аппарата с интересом и спокойствием рассматривающий новую обстановку, там – пилот, в руках которого - ответственность за самолет, свои действия и поступки в воздухе. Сделав шаг «Туда», я обязан оставить все свои проблемы и посторонние мысли (как, впрочем, и все постороннее) за фонарем кабины. Запуская мотор, я не имею права быть слабым, невнимательным и легкомысленным. Небо и самолет не прощают такого отношения. От того, процесс простого нажатия на кнопку выхода в эфир становится для меня особенным. Эта кнопка, ее первое перед полетом нажатие, не только включает мой радиопередатчик. С ее нажатием, где-то там, внутри меня приводятся в готовность адреналиновые клапаны. Они, как будто начинают разминку, чтобы точно сработать в нужный момент. Их микроскопическое шевеление я ощущаю, кажется, каждой клеткой! Волнение не растет, оно подскакивает и заставляет нервничать. Мешает. Именно сейчас надо быть сосредоточенным и все делать правильно: приборы, тумблеры, рычаги, команды… А тут это! «Это» со временем должно пройти. В будущем, «Это» должно перестать существовать для меня в течение всего времени полета: от запуска до остановки двигателя на стоянке. Волнение приводит к растерянности, а еще хуже того – к панике. Тихой такой, зажатой между пальцами и штурвалом, между ногами и педалями, но самой настоящей панике. А знаете, какая самая страшная ошибка в полете? Самая страшная ошибка в полете – растерянность.
Со временем это пройдет. Но хочу ли я, чтобы с «этим» прошло и приятное волнение перед вылетом? Именно приятное, то самое, которое от «гашетки»? Этого – не хочу. Может, во многом, именно за этим я сажусь за штурвал или рукоятку, и… вот оно:
- 1359. Запуск в Зону.
- Разрешаю запуск в Зону, 1359.
- Разрешили.

Все! Теперь «ОНИ» знают, что я шагнул «Туда», что я уже «Там», с ними. Они – руководитель полетов, пилоты в воздухе, пилоты на земле и вон тот мужик в защитных штанах с рацией в кармане… Теперь облажаться никак нельзя! Теперь – только вперед! Предварительный, Исполнительный, Взлет…
Но сейчас волнения нет – далеко не все я буду делать сам. РЛЭ-то не успел поучить. Роман, покажет машину в деле. Запуск – полностью без меня (ну или почти).
- Держи нас на тормозах. – говорят наушники голосом Романа Вадимовича. – От винта!
Инструктор щелкает несколькими тумблерами, выбирает ручку газа, сделав попутно пару оборотов ее рукояткой (режим запуска), поворачивает ключ зажигания. Мотор резво стартует и… тихо, без мощного шума и вибраций, в долю секунды, встает на заданный режим. Самолет оживает, слегка качнув хвостом, пытаясь начать движение, не веря моим ногам, упершимся в «качели» тормозов. Включаем потребители. Проверка режимов работы систем: масло, топливо, температура, давление… Все в норме! Можно запрашиваться.
- 1359. Разрешите предварительный.
- 1359. Разрешаю предварительный. Занимайте по третьей РД.
- Разрешили по третьей РД.

Сегодня работаем с курсом 190. Выход на него всегда по третьей рулежной дорожке. Я люблю работать с этим курсом. Скорее всего – привычка начинающего. Наверное, 80% взлетов-посадок, которые у меня были - были именно этим курсом.
Отмашка технику. Отпускаю тормоза. Поехали! Нет, не поехали! Наш крылатый строптивец, как будто обиделся на меня за то, что я его при запуске «на поводке» держал. Стоит. Ладно, добавим газку! Тут я впервые ощутил удобство «медицинского» устройства РУДа. Рукоятка легко крутится, едва заметно отщелкивая свой шаг. Это позволяет достаточно тонко и быстро настраивать газ. Реакция почти мгновенная. Плавно тронулись. Сейчас начнется рулежка…
Девушки, как правило, очень много внимания уделяют своей внешности и ноги находятся на одном из первых мест в этом рейтинге. Есть среди них те, кто их (ноги) критикует по чем ни попадя. То они короткие, то толстые, то пользоваться ими можно только в комплекте с очень дорогой обувью… Так я вам скажу, не одни они. У меня к своим, с некоторых пор - огромные претензии. Одно радует, что это не про длину, форму и упаковку. Остальное – не радует ваще. Они не расторопные какие-то. Вы бы видели, как меня носит на Як-52 на рулежке. От стыда сгореть можно! Я все, конечно понимаю про инерцию, про согласованность движений. Понимаю… но все через «ж» получается. На взлете и пробежке – та же песня. Устраиваю Роману Вадимовичу сеанс фитнеса. Пока я, типа, рулю, он во второй кабине накачивает мышцы пытаясь сдвинуть педали и спасти самолет и экипаж. Так вот и живем. В смысле, летаем.
Все это я с грустью вспомнил, отпуская тормоза на педалях самолета. Сейчас начнется! Только бы не зацепить чего… Сугробы-то, вон какие нагребли – выше фонаря.
Привязные ремни, я понял, сделали не только для того, чтобы не выронить и потерять в полете члена экипажа. Они еще для того, чтобы курсант в порыве восторга не подпрыгнул с кресла и не сломал такую дорогую и полезную деталь, как фонарь. А заодно и голову себе. Все в авиации продумано! В тот момент у меня было желание подпрыгнуть от восторга. Я рулил так, как будто это далеко не первый вылет на этой машине. Самолет слушался прекрасно! Связка педали-тормоза-«медицинский» газ работала отлично. Обзор из кабины – великолепный. Вот уже и предварительный, а нервы почти не потрачены. Мы, втроем замерли у полосы.
- 1359. Разрешите исполнительный.
- 1359. Исполнительный разрешаю.
- Разрешили.

Еще один быстрый взгляд по сторонам и на взлетку. Дальше – небо!
У каждого свой Путь к полету...

Ответить

Вернуться в «Фотоальбомы, видео, отчёты»