Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#91 Сообщение 305 » 24 май 2011, 00:25

Совершенно понятно, что есть разные методики. Понятия "правильно" или "неправильно" тут неприменимы.
На мой взгляд, методика смотреть "вбок и влево" более предподчительна. Если я на выравнивании привык смотреть "вбок и влево" я буду так делать абсолютно на всех типах ВС. А если меня научили изначально на сессне смотреть вперед через капот, то пересев на другой тип, который не позволяет смотреть вперед, мне придется переучиваться

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#92 Сообщение icarus » 24 май 2011, 17:02

shura-ag писал(а): И вот действительно, если вы привыкли смотреть влево, то и будете смотреть влево на любом типе и мучаться, вместо того, чтобы смотреть вперед. А вот если бы вы поняли, каким образом и на основании чего можно почувствовать высоту, то вам было бы совершенно все равно, куда смотреть. Вы бы смотрели туда, где легче определить высоту.
Вот Саша - ох как ты щас категоричен :twisted: Вот покажи мне пожалуйста письменный методический документ пусть даже какого-нибудь клуба, где было бы написано "на выдерживании - глядеть через капот вперед". И хорошо бы, он был утверждено какой-нибудь там ФАА, росавиацией или чем-нибудь там еще с аналогичным авторитетом. Я лично такого еще не видел. А вот про "в сторону", видел и слышал и был выдран неоднократно за несоблюдение:
1. Выравнивание. На высоте 30 м еще раз убедиться в том, что
посадочная полоса свободна, проверить по прибору скорость и перенести
взгляд на землю с левой стороны капота в точку начала уравнивания. Не
отрывая взгляда от земли, сохранить угол планирования на наддуве 350 мм
рт. ст (при нормальном расчете),
2.png
Непрерывно контролировать и выдерживать направление снижения,
следить за отсутствием кренов и сносов и за приближением самолета к
земле, с тем чтобы своевременно определить высоту начала выравнивания.
2. На высоте (5—6) м, плавно выбирая штурвал на себя, начать
выравнивание в таком темпе, чтобы на высоте (0,5—0,7) м вывести самолет
из угла планирования.
110
Одновременно с началом выравнивания плавно уменьшать наддув с
расчётом, чтобы к моменту вывода самолета из угла планирования на
высоте (0,5—0,7) м рычаг газа был взят полностью на себя. Чем быстрее
приближается земля, тем быстрее должно быть движение штурвалом на
себя. Во время выравнивания все внимание необходимо сосредоточить на
определении расстояния до земли. По перемещению земли относительно
деталей самолета определяются крены и отклонения в управлении. Взгляд
на выравнивании должен быть направлен на (20—25)° влево от продольной
оси самолета и на (25—20) м вперед.
Перед выравниванием и во время
выравнивания не нужно провожать глазами землю, бегущую под самолет, а
скользить взглядом по земной поверхности, стараясь точно определить
высоту. Значительно легче определить высоту, если не всматриваться в
какую-либо точку на земле, а просматривать целую полосу на ее
поверхности.
В процессе выравнивания внимание должно распределяться следующим
образом:
— определение высоты и вертикальной скорости снижения самолета;
— плавное уменьшение наддува;
— определение кренов и сносов;
— контроль за направлением полета.
Кстати, где убирать газ - здесь тоже есть :wink:

З.Ы. И не надо утверждать, что на тэшке ничего через капот не видно - видно и прекрасно, но если смотреть вперед, посадки как правило, получаются "с недобором" на скорости. И я тоже согласен с тем высказыванием, что если ты научился смотреть немного в сторону на выдерживании, то будешь обладать некоторым универсальным навыком, который будет работать на всех типах самолетов.

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#93 Сообщение icarus » 24 май 2011, 17:24

А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:
8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#94 Сообщение Eclips » 24 май 2011, 21:25

shura-ag писал(а):...И вот действительно, если вы привыкли смотреть влево, то и будете смотреть влево на любом типе и мучаться, вместо того, чтобы смотреть вперед...
Александр, это не привычка, это правило безопасного пилотирования. Не дураки писали РЛЭ.
Взгляд влево обеспечивает контроль за снижением и посадочный угол самым эффективным образом.
Многие любят говорить, что "правила писаны кровью". И вот распределение внимания на посадке - это один из тех случаев.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#95 Сообщение shura-ag » 26 май 2011, 18:29

icarus писал(а):А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:
8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.
а теперь представь, Денис, что дует плотный боковой ветер слева. Тоже будем левую педаль давать?
Я это к чему говорю. к тому, что все от обстоятельств зависит. И вместо выполнения приказов и инструкций "по-военному" лучше понять, исходя из какого принципа эти инструкции даны, это обеспечит правильное решение во всех ситуациях, а просто военное выполнение ограничено некоторыми рамками, выходя за которые оно уже не работает (пример приведен выше насчет педали).
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения. Потому что высота ощущается именно периферическим зрением. Интересно по вашей логике насчет вперед и влево, как должен инструктор с правого кресла самолет сажать? тоже влево смотреть?
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#96 Сообщение Eclips » 26 май 2011, 20:21

shura-ag писал(а):
icarus писал(а):А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:
8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.
а теперь представь, Денис, что дует плотный боковой ветер слева. Тоже будем левую педаль давать?
Я это к чему говорю. к тому, что все от обстоятельств зависит. И вместо выполнения приказов и инструкций "по-военному" лучше понять, исходя из какого принципа эти инструкции даны, это обеспечит правильное решение во всех ситуациях, а просто военное выполнение ограничено некоторыми рамками, выходя за которые оно уже не работает (пример приведен выше насчет педали).
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения. Потому что высота ощущается именно периферическим зрением. Интересно по вашей логике насчет вперед и влево, как должен инструктор с правого кресла самолет сажать? тоже влево смотреть?
Александр, вы передергиваете.
Во-первых тут не написано "полностью дать ногу". Причем тут ветер, если речь о парировании разворота? Естественно, что в РЛЭ речь о безветрии, остальное по ситуации.
Именно периферическим зрением ощущается высота??? А как же прямой взгляд влево и вперед? Летчик не может обеспечить контроль высоты? Ощущение высоты и ее контроль, а также темп снижения - разные вещи.
Логика icarus'а, как я понимаю, в том, что надо знать РЛЭ и думать головой в полете. Вы же предлагаете механическое подражание: меняем курсанта и инструктора местами, а они все влево смотрят. РЛЭ пишутся для пилотирующего, который сидит слева. Естественно, когда он пересаживается на правое кресло, то действует, как инструктор.

vaniy
Гуру
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 07 ноя 2007, 23:16
Member of AOPA: Yes

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#97 Сообщение vaniy » 26 май 2011, 23:45

Уважаемая, а Ваш инструктор деньги за что получает? После выравнивания взгляд только вперед в конец полосы и дело пойдет, прекратите косится на землю Вам не идет.

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#98 Сообщение shura-ag » 27 май 2011, 14:45

Eclips писал(а):Александр, вы передергиваете.
Во-первых тут не написано "полностью дать ногу". Причем тут ветер, если речь о парировании разворота? Естественно, что в РЛЭ речь о безветрии, остальное по ситуации.
Именно периферическим зрением ощущается высота??? А как же прямой взгляд влево и вперед? Летчик не может обеспечить контроль высоты? Ощущение высоты и ее контроль, а также темп снижения - разные вещи.
Логика icarus'а, как я понимаю, в том, что надо знать РЛЭ и думать головой в полете. Вы же предлагаете механическое подражание: меняем курсанта и инструктора местами, а они все влево смотрят. РЛЭ пишутся для пилотирующего, который сидит слева. Естественно, когда он пересаживается на правое кресло, то действует, как инструктор.
Нет, я не передергиваю. Я специально даже написал, что это всего лишь пример, что кроме жесткого соблюдения инструкций нужно думать головой и понимать, почему те или иные пункты написаны в инструкции. Вот вы попробуйте ради интереса завязать один глаз повязкой и попробуйте совершить посадку глядя одним глазом. потом напишите про ощущения. Но одним глазом не возможно ощутить ни расстояние, ни высоту. А когда смотрим вперед, то периферическим (боковым) зрением видим вскольз оба края полосы и ощущение высоты возникает вследствие сопоставления мозгом картинки с периферического зрения и места, куда взгляд направлен. Я сейчас говорю именно о динамическом ощущении высоты начала выравнивания.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#99 Сообщение SVP » 27 май 2011, 14:55

shura-ag писал(а): Вот вы попробуйте ради интереса завязать один глаз повязкой и попробуйте совершить посадку глядя одним глазом. потом напишите про ощущения. Но одним глазом не возможно ощутить ни расстояние, ни высоту.

а как же очень немалое кол-во одноглазых пилотов по всему миру? Не берем сейчас РФ, но для большинства стран отсутствие одного глаза вообще не повод отказывать в медикал. Они же летают ....

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#100 Сообщение shura-ag » 27 май 2011, 15:14

точно также, как и в симуляторе. Летают, используют косвенные признаки, приспосабливаются. Да что там посадка. закройте глаз рукой и на расстоянии трех метров вы уже не увидите как предмет дальше и какой ближе от вас.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#101 Сообщение icarus » 27 май 2011, 16:24

shura-ag писал(а): ...
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения...
Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел? :wink:
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами :wink:

Аватара пользователя
icarus
SAONовец со стажем
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Moscow

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#102 Сообщение icarus » 27 май 2011, 19:02

Есть у меня в коллекции документ FAA, называется "FAA Airplane Flying Handbook". Взять можно с сайта ФАА, если кому интересно:
http://www.faa.gov/library/manuals/airc ... _handbook/
Документ ни к какому конкретному типу не привязан - рекомендации по технике пилотирования. Глянул я в него ради интереса, нет ли там чего-нибудь насчет распределения внимания и взгляда на выравнивании-выдерживании. И оказалось... Oh-yes! Такая же рекомендация, как и у нас - взгляд вперед и чуть в сторону (специально для некоторых буквоедов не конкретизируют, в какую :wink: ):
...
Visual cues are important in flaring at the proper altitude and maintaining the wheels a few inches above the runway until eventual touchdown. Flare cues are primarily dependent on the angle at which the pilot’s central vision intersects the ground (or runway) ahead and slightly to the side. Proper depth perception is a factor in a successful flare, but the visual cues used most are those related to changes in runway or terrain perspective and to changes in the size of familiar objects near the landing area such as fences, bushes, trees, hangars, and even sod or runway texture. The pilot should direct central vision at a shallow downward angle of from 10° to 15° toward the runway as the roundout/flare is initiated.
...
p. 8-5 Roundout (Flare).

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#103 Сообщение shura-ag » 27 май 2011, 19:05

icarus писал(а): Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел? :wink:
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами :wink:
В РЛЭ P2002 прописали подъем передней стойки на скорости 90 км/ч. Привело это к необходимости замены стойки. Вот к чему приводит четкое соблюдение нормативных документов. :wink: Тем не менее поищу документ
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Eclips

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#104 Сообщение Eclips » 27 май 2011, 21:45

shura-ag писал(а):
icarus писал(а): Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел? :wink:
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами :wink:
В РЛЭ P2002 прописали подъем передней стойки на скорости 90 км/ч. Привело это к необходимости замены стойки. Вот к чему приводит четкое соблюдение нормативных документов. :wink: Тем не менее поищу документ
В смысле прописанный в РЛЭ подъем передней стойки привел к необходимости замены стойки??? :shock:

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

#105 Сообщение 12345 » 27 май 2011, 22:53

shura-ag писал(а): А когда смотрим вперед, то периферическим (боковым) зрением видим вскольз оба края полосы и ощущение высоты возникает вследствие сопоставления мозгом картинки с периферического зрения и места, куда взгляд направлен.
Это Вы про "смотреть вперёд" сами придумали или кто-то научил?

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»