Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
-
- Почетный SAONовец
- Сообщения: 1023
- Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
- Member of AOPA: No
- Откуда: г.Харьков
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Совершенно понятно, что есть разные методики. Понятия "правильно" или "неправильно" тут неприменимы.
На мой взгляд, методика смотреть "вбок и влево" более предподчительна. Если я на выравнивании привык смотреть "вбок и влево" я буду так делать абсолютно на всех типах ВС. А если меня научили изначально на сессне смотреть вперед через капот, то пересев на другой тип, который не позволяет смотреть вперед, мне придется переучиваться
На мой взгляд, методика смотреть "вбок и влево" более предподчительна. Если я на выравнивании привык смотреть "вбок и влево" я буду так делать абсолютно на всех типах ВС. А если меня научили изначально на сессне смотреть вперед через капот, то пересев на другой тип, который не позволяет смотреть вперед, мне придется переучиваться
- icarus
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 424
- Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Moscow
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Вот Саша - ох как ты щас категоричен Вот покажи мне пожалуйста письменный методический документ пусть даже какого-нибудь клуба, где было бы написано "на выдерживании - глядеть через капот вперед". И хорошо бы, он был утверждено какой-нибудь там ФАА, росавиацией или чем-нибудь там еще с аналогичным авторитетом. Я лично такого еще не видел. А вот про "в сторону", видел и слышал и был выдран неоднократно за несоблюдение:shura-ag писал(а): И вот действительно, если вы привыкли смотреть влево, то и будете смотреть влево на любом типе и мучаться, вместо того, чтобы смотреть вперед. А вот если бы вы поняли, каким образом и на основании чего можно почувствовать высоту, то вам было бы совершенно все равно, куда смотреть. Вы бы смотрели туда, где легче определить высоту.
Кстати, где убирать газ - здесь тоже есть1. Выравнивание. На высоте 30 м еще раз убедиться в том, что
посадочная полоса свободна, проверить по прибору скорость и перенести
взгляд на землю с левой стороны капота в точку начала уравнивания. Не
отрывая взгляда от земли, сохранить угол планирования на наддуве 350 мм
рт. ст (при нормальном расчете), Непрерывно контролировать и выдерживать направление снижения,
следить за отсутствием кренов и сносов и за приближением самолета к
земле, с тем чтобы своевременно определить высоту начала выравнивания.
2. На высоте (5—6) м, плавно выбирая штурвал на себя, начать
выравнивание в таком темпе, чтобы на высоте (0,5—0,7) м вывести самолет
из угла планирования.
110
Одновременно с началом выравнивания плавно уменьшать наддув с
расчётом, чтобы к моменту вывода самолета из угла планирования на
высоте (0,5—0,7) м рычаг газа был взят полностью на себя. Чем быстрее
приближается земля, тем быстрее должно быть движение штурвалом на
себя. Во время выравнивания все внимание необходимо сосредоточить на
определении расстояния до земли. По перемещению земли относительно
деталей самолета определяются крены и отклонения в управлении. Взгляд
на выравнивании должен быть направлен на (20—25)° влево от продольной
оси самолета и на (25—20) м вперед. Перед выравниванием и во время
выравнивания не нужно провожать глазами землю, бегущую под самолет, а
скользить взглядом по земной поверхности, стараясь точно определить
высоту. Значительно легче определить высоту, если не всматриваться в
какую-либо точку на земле, а просматривать целую полосу на ее
поверхности.
В процессе выравнивания внимание должно распределяться следующим
образом:
— определение высоты и вертикальной скорости снижения самолета;
— плавное уменьшение наддува;
— определение кренов и сносов;
— контроль за направлением полета.
З.Ы. И не надо утверждать, что на тэшке ничего через капот не видно - видно и прекрасно, но если смотреть вперед, посадки как правило, получаются "с недобором" на скорости. И я тоже согласен с тем высказыванием, что если ты научился смотреть немного в сторону на выдерживании, то будешь обладать некоторым универсальным навыком, который будет работать на всех типах самолетов.
- icarus
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 424
- Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Moscow
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:
8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Александр, это не привычка, это правило безопасного пилотирования. Не дураки писали РЛЭ.shura-ag писал(а):...И вот действительно, если вы привыкли смотреть влево, то и будете смотреть влево на любом типе и мучаться, вместо того, чтобы смотреть вперед...
Взгляд влево обеспечивает контроль за снижением и посадочный угол самым эффективным образом.
Многие любят говорить, что "правила писаны кровью". И вот распределение внимания на посадке - это один из тех случаев.
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
а теперь представь, Денис, что дует плотный боковой ветер слева. Тоже будем левую педаль давать?icarus писал(а):А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.
Я это к чему говорю. к тому, что все от обстоятельств зависит. И вместо выполнения приказов и инструкций "по-военному" лучше понять, исходя из какого принципа эти инструкции даны, это обеспечит правильное решение во всех ситуациях, а просто военное выполнение ограничено некоторыми рамками, выходя за которые оно уже не работает (пример приведен выше насчет педали).
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения. Потому что высота ощущается именно периферическим зрением. Интересно по вашей логике насчет вперед и влево, как должен инструктор с правого кресла самолет сажать? тоже влево смотреть?
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Александр, вы передергиваете.shura-ag писал(а):а теперь представь, Денис, что дует плотный боковой ветер слева. Тоже будем левую педаль давать?icarus писал(а):А вот, Саша, из методики обучения на P-96 Golf в ЧелАвиа:8. Н=5 м, начать выравнивание, взгляд влево 25°, 25 м вперёд.
• РУД – малый газ (полностью вытянут на себя), нажать левую педаль.
• Расстояние до земли.
• Направление.
• Плавное уменьшение газа.
• Нет сноса.
Я это к чему говорю. к тому, что все от обстоятельств зависит. И вместо выполнения приказов и инструкций "по-военному" лучше понять, исходя из какого принципа эти инструкции даны, это обеспечит правильное решение во всех ситуациях, а просто военное выполнение ограничено некоторыми рамками, выходя за которые оно уже не работает (пример приведен выше насчет педали).
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения. Потому что высота ощущается именно периферическим зрением. Интересно по вашей логике насчет вперед и влево, как должен инструктор с правого кресла самолет сажать? тоже влево смотреть?
Во-первых тут не написано "полностью дать ногу". Причем тут ветер, если речь о парировании разворота? Естественно, что в РЛЭ речь о безветрии, остальное по ситуации.
Именно периферическим зрением ощущается высота??? А как же прямой взгляд влево и вперед? Летчик не может обеспечить контроль высоты? Ощущение высоты и ее контроль, а также темп снижения - разные вещи.
Логика icarus'а, как я понимаю, в том, что надо знать РЛЭ и думать головой в полете. Вы же предлагаете механическое подражание: меняем курсанта и инструктора местами, а они все влево смотрят. РЛЭ пишутся для пилотирующего, который сидит слева. Естественно, когда он пересаживается на правое кресло, то действует, как инструктор.
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Уважаемая, а Ваш инструктор деньги за что получает? После выравнивания взгляд только вперед в конец полосы и дело пойдет, прекратите косится на землю Вам не идет.
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Нет, я не передергиваю. Я специально даже написал, что это всего лишь пример, что кроме жесткого соблюдения инструкций нужно думать головой и понимать, почему те или иные пункты написаны в инструкции. Вот вы попробуйте ради интереса завязать один глаз повязкой и попробуйте совершить посадку глядя одним глазом. потом напишите про ощущения. Но одним глазом не возможно ощутить ни расстояние, ни высоту. А когда смотрим вперед, то периферическим (боковым) зрением видим вскольз оба края полосы и ощущение высоты возникает вследствие сопоставления мозгом картинки с периферического зрения и места, куда взгляд направлен. Я сейчас говорю именно о динамическом ощущении высоты начала выравнивания.Eclips писал(а):Александр, вы передергиваете.
Во-первых тут не написано "полностью дать ногу". Причем тут ветер, если речь о парировании разворота? Естественно, что в РЛЭ речь о безветрии, остальное по ситуации.
Именно периферическим зрением ощущается высота??? А как же прямой взгляд влево и вперед? Летчик не может обеспечить контроль высоты? Ощущение высоты и ее контроль, а также темп снижения - разные вещи.
Логика icarus'а, как я понимаю, в том, что надо знать РЛЭ и думать головой в полете. Вы же предлагаете механическое подражание: меняем курсанта и инструктора местами, а они все влево смотрят. РЛЭ пишутся для пилотирующего, который сидит слева. Естественно, когда он пересаживается на правое кресло, то действует, как инструктор.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
shura-ag писал(а): Вот вы попробуйте ради интереса завязать один глаз повязкой и попробуйте совершить посадку глядя одним глазом. потом напишите про ощущения. Но одним глазом не возможно ощутить ни расстояние, ни высоту.
а как же очень немалое кол-во одноглазых пилотов по всему миру? Не берем сейчас РФ, но для большинства стран отсутствие одного глаза вообще не повод отказывать в медикал. Они же летают ....
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
точно также, как и в симуляторе. Летают, используют косвенные признаки, приспосабливаются. Да что там посадка. закройте глаз рукой и на расстоянии трех метров вы уже не увидите как предмет дальше и какой ближе от вас.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
- icarus
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 424
- Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Moscow
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел?shura-ag писал(а): ...
Так вот я вовсе не был категоричен, а, наоборот, говорил о том, что можно смотреть в любую сторону, главное - это обеспечить максимальный обзор переферического зрения...
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами
- icarus
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 424
- Зарегистрирован: 14 фев 2008, 19:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Moscow
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Есть у меня в коллекции документ FAA, называется "FAA Airplane Flying Handbook". Взять можно с сайта ФАА, если кому интересно:
http://www.faa.gov/library/manuals/airc ... _handbook/
Документ ни к какому конкретному типу не привязан - рекомендации по технике пилотирования. Глянул я в него ради интереса, нет ли там чего-нибудь насчет распределения внимания и взгляда на выравнивании-выдерживании. И оказалось... Oh-yes! Такая же рекомендация, как и у нас - взгляд вперед и чуть в сторону (специально для некоторых буквоедов не конкретизируют, в какую ):
http://www.faa.gov/library/manuals/airc ... _handbook/
Документ ни к какому конкретному типу не привязан - рекомендации по технике пилотирования. Глянул я в него ради интереса, нет ли там чего-нибудь насчет распределения внимания и взгляда на выравнивании-выдерживании. И оказалось... Oh-yes! Такая же рекомендация, как и у нас - взгляд вперед и чуть в сторону (специально для некоторых буквоедов не конкретизируют, в какую ):
...
Visual cues are important in flaring at the proper altitude and maintaining the wheels a few inches above the runway until eventual touchdown. Flare cues are primarily dependent on the angle at which the pilot’s central vision intersects the ground (or runway) ahead and slightly to the side. Proper depth perception is a factor in a successful flare, but the visual cues used most are those related to changes in runway or terrain perspective and to changes in the size of familiar objects near the landing area such as fences, bushes, trees, hangars, and even sod or runway texture. The pilot should direct central vision at a shallow downward angle of from 10° to 15° toward the runway as the roundout/flare is initiated.
...
p. 8-5 Roundout (Flare).
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
В РЛЭ P2002 прописали подъем передней стойки на скорости 90 км/ч. Привело это к необходимости замены стойки. Вот к чему приводит четкое соблюдение нормативных документов. Тем не менее поищу документicarus писал(а): Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел?
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
В смысле прописанный в РЛЭ подъем передней стойки привел к необходимости замены стойки???shura-ag писал(а):В РЛЭ P2002 прописали подъем передней стойки на скорости 90 км/ч. Привело это к необходимости замены стойки. Вот к чему приводит четкое соблюдение нормативных документов. Тем не менее поищу документicarus писал(а): Я же что просил? Привести хоть один методический документ, который говорит что надо, ну или можно смотреть на выдерживании куда угодно. Ты привел?
А спорить я не предлагал, тем более не со мной, а с документами
Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?
Это Вы про "смотреть вперёд" сами придумали или кто-то научил?shura-ag писал(а): А когда смотрим вперед, то периферическим (боковым) зрением видим вскольз оба края полосы и ощущение высоты возникает вследствие сопоставления мозгом картинки с периферического зрения и места, куда взгляд направлен.