В такой ситуации я бы (как и любой другой человек с самым минимальным соображением) смотрел бы на температуру воздуха, а также на видимые элементы конструкции самолета. Чтобы научиться этому, совершенно необязательно проводить тренировки с преднамеренным влезанием в условия обледенения на самолете, для этого не предназначенном.
К сожалению, минимального соображения в этом случае не достаточно. Температура -8, обледенения на низкоплане белого цвета
не видно нигде , кроме как на фонаре (в отличие от той же Сессны, там на подкосах хотя бы видно). Проверено теперь уже в двух полётах. Передняя кромка крыла из кабины не просматривается. А по фонарю, когда он уже покрылся коркой льда, определить степень и динамику обледенения невозможно. Вот если бы я не летал с инструктором разок на этом самолёте в облака, я бы наверное, как Вы предлагаете, пялился на крыло и искал бы признаки обледенения, пока не свалились бы. А визуальных признаков, кроме фонаря, оказывается нет!
Еще раз - "тренировка" в режиме реального обледенения не имеет никакого смысла не только потому, что самолет находится в режиме, для него не предназначенном, и вывести его из этого режима моментально просто невозможно, но и потому, что такая тренировка никакого полезного навыка, не достижимого другим способом, не дает
Вы поставили акцент на слово тренировка, а речь была о намеренной вывозке молодого пилота в начале первого самостоятельного зимнего сезона в обледенение в облака с целью понять, что такое обледенение, какие у него признаки, какова динамика, каковы особенности на посадке и пр.. В том числе на конкретном типе самолёта. Гораздо удобней и безопасней это постигать над родной точкой с опытным инструктором, а не в самостоятельном маршруте чёрт знает где. Причём прекратить обледенение можно просто выходом их облаков, и оно начинает потихоньку испаряться. Для меня смысл такой вывозки был очевиден и ранее. Теперь же я только рад, что она была.
А тренировки на отказ двигателя у меня лично были и с выключением магнетто. Ощущения несколько иные, чем когда "в тепличных условиях" можно всегда газку поддать. И полоса не Домодедовская, а 530 метров. Если для Вас это мероприятие выглядит как смертоубийство, то для меня нормальная проверка (в т.ч. психологическая) курсанта к нештатным ситуациям. Иначе нужно вести речь о недостаточном уровне техники пилотирования инструкторов, если заход без двигателя с известного удаления и высоты представляет сложную задачу. Тяжело в учении, как говорится... Кстати есть видео, как один из наших инструкторов на Тэхе показывал мастер класс посадки с выключенным двигателем. Он сел точно в торец и срулил по РД1 - ему хватило 250 метров обледенелой полосы.
http://vkontakte.ru/video3411548_15840880 . Инструктор.