Страница 1 из 1

Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 09:12
Алексей 2
Все о нём слышали! А все ли заземляют ВС при заправке? У моего знакомого самолёт получил сильные повреждения при заправке. Жара, штиль, воронка с натянутым на неё капроновым чулком, канистра. ПЫХ! Пилот отделался лёгким испугом. Хорошо, что во круг было много людей. Быстро затушили. Сгорела обшивка на одном крыле. Я теперь буду даже себя заземлять.

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 09:14
lt.ak
отчитываюсь - когда заправляю заземляю всегда ...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 09:55
Kurt
канистра то небось еще и пластиковая была?

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 11:30
Serega
Помню приехал на один аэродром Северо-Запада. Та же история. Ан-2 на стало за 1.5 минуты.

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 12:07
engin
Хм...однако !
Например, Як-52 , поскольку он имеет на передней стойке тросик для съема статики, отдельно я его , конечно , никогда не заземляю, а может надо ?

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 15:58
zenon
Как ни странно, в большей степени следует опасаться статики зимой, в мороз, когда воздух сухой. Однако зимой бензин парит мало. Есть чему поджигать, но нечему гореть.

Летом относительная влажность повышается и риск накопления статических зарядов на обшивке снижается (да и возрастает скорость их стекания). Зато летом значительно возрастает испаряемость бензина, а воспламеняются именно воздушно-бензиновые пары. Штиль же позволяет этим парам скапливаться в одном месте в опасных количествах. Таким образом, именно в жару, именно в штиль следует "разряжать" самолет, либо дать возможность стечь зарядам самостоятельно (то есть не сразу бежать к самолету с канистрами). Кроме того, желательно заливать бензин в проветриваемом месте. То есть, не подруливать близко к ангарам, деревьям и т.п. Лучше вообще на полосе заправляться, где есть хоть какая-то проветриваемость...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 16:08
ВЗ52
engin писал
а может надо ?
Надо. Это на грунтовом аэродроме с неистертым тросиком ещё создаётся видимость заземления, а на асфальтовой/бетонной площадке - увы.
Вопрос копеечный, что по деньгам, что по времени, а проблем может создать больших.

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 16:18
vova_k
Маленький нюанс - внимательно смотрите, куда подключаете заземление. Например, в свое время многие заправщики в Штатах заземляли Циррусы так же, как и любые другие самолеты, цепляя зажим за какой-нибудь болт на колесе. Проблема в том, что амортизаторы - композитные, и электричество не проводят...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 16:31
Anatoly M - Cessna
Еще фотографии по теме...
Untitled-9.jpg
Untitled-8.jpg
Untitled-10.jpg

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 18:08
Anatoly M - Cessna
Привожу, в качестве примера, рекомендуемые меры безопасности (включая заземление) при проведении заправки самолета Cessna-172S топливом:
Maintenance Manual. Cessna-172S. 12-14-01 Fuel-Servicing. писал(а): ....
A. Safety Precautions.
WARNING: During all fuel system servicing procedures, fire fighting equipment must be available. Two ground wires from tiedown rings on the airplane to approved ground stakes shall be used to prevent accidental disconnection of one ground wire. Make sure battery switch is turned off, unless otherwise specified.
(1) Establish ground as follows:
(a) Ground airplane first.
(b) Ground vehicle (or hose cart) to the same ground as the airplane.
(c) Bond vehicle (or hose cart) to airplane.
(d) Bond refuel nozzle to airplane.
(2) Ensure fire fighting equipment is positioned and immediately available.
(3) Do not wear clothing that has a tendency to generate static electricity such as nylon or synthetic fabrics.
(4) Do not wear metal taps on shoes.
(5) The airplane should be in a designated fuel loading/unloading area.
(6) High wattage, pulse transmitting avionics equipment shall not be operated in the vicinity of the fueling/defueling operation.
...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 18:34
vova_k
Anatoly M - Cessna писал(а):Привожу, в качестве примера, рекомендуемые меры безопасности (включая заземление) при проведении заправки самолета Cessna-172S топливом:
Прошу подобные вещи, по возможности, сразу же по-русски публиковать - вопрос важный и интересный для многих...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 27 май 2010, 19:22
Mikle
естественно заземляю всегда. кроме того, перед тем, как опустить пистолет в горловину, заземляю сам шланг на корпус вертолёта отдельным тросиком. если тросика нет, то сперва касаюсь закрытым пистолетом фюзеляжа, а уж потом открываю его и опускаю в горловину.

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 28 май 2010, 12:53
Anatoly M - Cessna
vova_k писал(а): Прошу подобные вещи, по возможности, сразу же по-русски публиковать - вопрос важный и интересный для многих...
По Вашей просьбе предлагаю вариант перевода:
Руководство по техническому обслуживанию. Cessna-172S. 12-14-01 Топливная система-Обслуживание. писал(а): ...
А. Меры безопасности.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Все работы, связанные с обслуживанием топливной системой, должны производится при наличии противопожарного оборудования. Должны быть использованы два провода заземления, соединяющие швартовочные кольца самолета со штатной аэродромной точкой заземления, на случай отсоединения одного из них. Убедитесь, что переключатель аккумуляторной батареи выключен, если не указано другое.
(1) Порядок заземления следующий:
(а) В первую очередь, заземлите самолет.
(б) Заземлите автомобиль (или тележку для шлангов) на ту же штатную аэродромную точку заземления, что и самолет.
(в) Установите заземление между автомобилем (или тележкой для шлангов) и самолетом.
(г) Установите заземление между заправочным пистолетом и самолетом.
(2) Убедитесь, что противопожарное оборудование находится на месте, и к нему обеспечен немедленный доступ.
(3) Не надевайте одежду, способную генерировать статическое электричество, такую как одежду из нейлона или синтетических тканей.
(4) Не надевайте обувь с металлическими набойками.
(5) Самолет должен находиться в отведенной для заправки/слива топлива зоне.
(6) Не допускается работа мощной, передающей импульсные сигналы авионики в непосредственной близости от зоны заправки/слива топлива.
...

Re: Статическое электричество.

Добавлено: 28 май 2010, 13:20
CRaZy_SouL
Если по-простому, у меня схема такая насосной установки:
1) К перекачивающему насосу подсоединен проводом штырь-заземление, который вставляется в землю на пол метра.
2) От насоса к ВС идет заземление.
3) Раздаточный рукав насоса - антистатический.