Интересная тема, пора вновь поднять её
К сожалению, в большинстве аэропортов РФ и СНГ синоптиками в основном используются до сих пор технологии начала 1990-х годов, тогда как за прошедшие 20 лет метеорология в Европе, Азии и Америке рванула далеко вперёд, теперь там авиационные прогнозы основаны на модельных данных (данные расчётов по гидродинамическим моделям атмосферы), а в хСССР до сих пор основным методом прогноза остаётся ручной синоптический, с примитивной экстраполяцией по кольцовкам и барике. Потому и качество авиапрогнозов у нас весьма низкое. Метеорология вообще (и авиационная метеорология в частности) в странах бывшего СССР с начала 1990-х годов находится в довольно плачевном состоянии (в то время как на Западе идёт бурное развитие этой науки).
Ответственность за точность и оправдываемость прогноза несёт инженер-синоптик, разработавший этот прогноз. На Западе при составлении аэродромных прогнозов широко используются данные глобального компьютерного моделирования атмосферы, синоптик лишь вносит небольшие уточнения в эти данные. В России и СНГ аэродромные прогнозы разрабатываются в основном вручную, трудоёмкими методами (анализ синоптических карт, учёт местных аэроклиматических условий), в связи с этим точность и оправдываемость прогнозов ниже, чем на Западе (особенно в сложной, резко меняющейся синоптической обстановке).
Немного подробнее о методах прогнозирования погоды в принципе.
1-й подход (ручной прогноз): Основан на технологиях 1970-х годов. Главное содержание работы синоптика - ручной анализ ФАКТИЧЕСКИХ карт погоды, проведение на них фронтов и т.д. Прогностических карт в распоряжении синоптика мало, и они невысокого качества и точности. Анализируя карты, синоптик делает выводы о будущем, наиболее вероятном ходе развития атмосферных процессов, и на основаннии этих выводов делает прогноз. Работа это кропотливая и трудоёмкая, во многом основанная на личном опыте и интуиции прогнозиста. Точных количественных методик почти нет, многое делается "на глазок". Но при достаточном опыте (как правило, не менее 3 лет), желании и таланте, синоптик даёт достаточно точные прогнозы. Но случаются (не так уж и редко) досадные грубые промахи, "пролёты" прогнозов, особенно при резкой перестройке синоптических процессов. Ручной метод требует огромных затрат времени: на анализ материала и составление качественного прогноза уходит несколько часов кропотливого труда (почти целый рабочий день).
2-й подход (комплексный): Современный подход, широко распространённый на Западе. Основу работы синоптика составляют данные моделей и построенные по ним прогностические карты. Квалификация и опыт метеоролога, знание современных методик прогноза погоды играют роль гораздо меньшую, чем при первом подходе.