Страница 1 из 3

ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 21:29
Jan
Сижу на небольшом аэродроме. Рядом громыхает красивейшая гроза. За соседним столиком спор вертолетчика с двумя самолетчиками в стиле:
- Да мы через эти грозы легко проходим. Ну, трясет чуть..
- А если в борт молния попадет?
- Ну это, заземления же нет..
- И что?
- Не знаем..

Я к тому - что является опасностью в полете рядом (через) грозу? Опасность поражения молнией, помехи, сбой работы оборудования (высокочастотного)?

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 21:36
lt.ak
заряд по обшивке пройдет и выйдет ... ну помехи будут ...

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 21:39
Jan
Т.е. ни регулятор не откажет на Робинсоне, ни жареным мясом не будет пахнуть? Не помню кто, но кто-то толкал идею, что в грозу гораздо хуже оказаться на земле, чем в воздухе - с точки зрения вероятности поражения молнией.

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 21:46
lt.ak
Jan писал(а):Т.е. ни регулятор не откажет на Робинсоне, ни жареным мясом не будет пахнуть? Не помню кто, но кто-то толкал идею, что в грозу гораздо хуже оказаться на земле, чем в воздухе - с точки зрения вероятности поражения молнией.
а так ты про вертолёт ... с вертолётами несколько проблемнее ... если ударит в лопасть ...

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 22:53
Jan
И что? Развей тему..

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 23:33
YVP
У нас в Ил-76 попала молния в носовой обтекатель-згорел ,просто расплавился локатор ,картина была жуткая.Спеклись все волноводы и электрожгуты.Если такая шибанет в Р44-гриль полный.

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 15 янв 2010, 23:53
lt.ak
Jan писал(а):И что? Развей тему..
проблема в том что если отвод энергии молнии не сделан на корпус или если он не достаточен то удар молнией может привезти к физическому повреждению лопасти как внутри так и снаружи ... учитывая что лопасти вращаются то это может привезти к вибрациям которые в свою очередь могут довезти до катастрофических разрушений ... вот, например, случай с Super Puma-ой
http://www.flightsafety.org/hs/hs_jan_feb98.pdf
результат - разрушение рулевого винта и, к счастью, посадка на авторотации
а вот случай с внутренними повреждениями лопасти несущего винта
http://www.aaib.gov.uk/sites/aaib/publi ... g_bjvx.cfm
в этом случае аукнулось через три года, поскольку, к сожалению, повреждения не были обнаружены ...

с самолётами проще - даже если отвод не сделан как в примере с Ил-ом то повреждения обычно не столь катастрофичны ...

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 00:02
305
Jan писал(а):Я к тому - что является опасностью в полете рядом (через) грозу? Опасность поражения молнией, помехи, сбой работы оборудования (высокочастотного)?
Где-то я читал, что после полета в грозу алюминиевая обшивка в некоторых местах в дырочках - проплавляется, как вроде иголками исколота. Но вообщем, с этой точки зрения, ничего страшного. Опасность же представляют резкие вертикальные восходящие и низходящие потоки. С какой-то кошмарной скоростью, не помню сколько там м\с. Самолет банально не выдерживает таких перегрузок и просто разламывается.
Приборы, использующие электромагнитное поле - авиагоризонт, компас, радиокомпас, соответственно все приборы со стрелочными индикаторами естественно начинают "плясать". По крайней мере так это описывает Р.Бах в "Чужой на земле" :)

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 00:09
lt.ak
305 писал(а):...Опасность же представляют резкие вертикальные восходящие и низходящие потоки. С какой-то кошмарной скоростью, не помню сколько там м\с. Самолет банально не выдерживает таких перегрузок и просто разламывается.
я думаю об этом Jan знает ... :wink: ... по крайней мере надеюсь ... :P ... но молнии не всегда сопровождаются турбулентностью ... и я так понял что об этом и вопрос ...

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 00:17
lt.ak
кстати в Африке им просто похоже приходится в молнию летать ... :wink:
800px-HRFC_AnnualFlashRate_0_5.png

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 00:24
Карел
Последствия попадания молнии в любое ВС непредсказуемы. Максимальна вероятность выхода из строя элементной базы электроники, возможны физические разрушения конструкции. О благополучных исходах ударов молнии в ВС пишут только понятно кто :)) Все остальные на форумах не общаются :(( Так што ну её на... Лучше на земле сидеть,
водку пить....

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 00:44
lt.ak
It is estimated that lightning strikes each airplane in the U.S. commercial fleet at least once per year.

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 01:00
305
lt.ak писал(а):я думаю об этом Jan знает ...
А я думаю, что Jan просто хытрый. Он же не для себя спрашивает. Вот смотрите, забрасываешь на форум такой вопрос, и народ, перебивая друг друга, совместно пишет статью об опасном метеоявлении гроза. Потом только компонуешь готовый текст и отправляешь в FAQ. :)
Я вот даже не поленился достать учебник "Авиационная метеорология" Г.П.Лещенко:
Турбулентность оказывает существенное влияние на распространение звуковых и электромагнитных волн (особенно УКВ). Но особенно велико влияние турбулентности на полет ВС. Во время полета в турбулентной зоне, прм пересечении атмосферных вихрей ВС подвергается воздействию вертикальных и горизонтальных порывов ветра. При этом изменяется угол атаки и подъемная сила, происходит тряска и вибрация, ВС испытывает нуепорядоченные броски вверх и вниз, создаются перегрузки, т.е. возникает болтанка ВС.
В грозовых облаках наибольшую угрозу для авиации представляют такие опасные явления, как сильная турбулентность, мощные вертикальные токи воздуха, интенсивное обледенение, электрические разряды, град и ливневые осадки. Следкет отметить, что все эти опасные явления могут наблюдаться одновременно.
Восходящие потоки достигают скоростей 30...40м\с и более
Я посчитал. На своем ЯК-52, если я буду пикировать с углом тангажа -30град и скоростью 300км\ч, то я при этом не буду терять высоту! :shock:
В результате попадания молнии в ВС может произойти:
- разгерметизация кабины;
- пожар на ВС;
- ослепление экипажа;
- разрушение обшивки, отдельных деталей и радиотехнических средств;
- намагничивание стальных сердечников в приборах и др.
Вероятность поражения ВС молнией возрастает с увеличением их массы и скорости полета. Наиболее часто поражаются молнией радиоантенны, крылья, стабилизатор и фюзеляж.Существенно реже происходит поражение топливных баков, но эти случаи обычно имеют тяжелые последствия

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 01:17
Jan
Я, конечно, хитрый, но тут - спрашиваю исключительно для себя.. Ибо три дня летаю непрерывно рядом и через грозы, которые обойти не всегда удается. А процесс не понимаю, если честно. Отказавший регулятор оборотов пока рассматриваю в качестве недоразумения - высоко было - от 10.000 футов - глюкнул во время зарницы в километрах 2-3, потом пришел в себя. Вот и любопытно стало. Что до турбулентности - могу покаяться - однажды решил через грозу пропереться гордо. Больше - никогда. Но надо же было понять - что к чему..

Если я правильно понял - лопасти алюминиевые, заземления нет, попавшая молния помимо общих помех и легких измен, особо ничего не привнесет в процесс? Или я неправильно все понял? Еще проще - чего бояться больше - турбулентности или электричества? :)

Радар сгоревший - тут условий куча.. от собственного питания, сыгравшего немалую роль - в том числе. :)

Re: ВС, гроза и молнии...

Добавлено: 16 янв 2010, 01:38
lt.ak
Jan писал(а):...
Если я правильно понял - лопасти алюминиевые, заземления нет, попавшая молния помимо общих помех и легких измен, особо ничего не привнесет в процесс? Или я неправильно все понял? Еще проще - чего бояться больше - турбулентности или электричества? :)
...
боятся нужно всего ... :wink: ... я выше написал что изменения лопастей могут быть и нелегкими, и привезти к разрушениям ...