демонстрация потери эффективности рулевого винта

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

демонстрация потери эффективности рулевого винта

#1 Сообщение lt.ak » 15 дек 2009, 22:11

видео с демонстрацией потери эффективности рулевого винта из-за завихрений создаваемых несущим винтом - то что по английски называется Loss of Tail Rotor Effectiveness (LTE) due to Main Rotor Vortices ... (надеюсь кому-нибудь будет полезно) ...

AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#2 Сообщение Jan » 16 дек 2009, 01:14

А на каких типах этот эффект встречается?

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#3 Сообщение Jan » 16 дек 2009, 01:19

Если я все правильно понял, то при определенном ветре РВ попадает в зону влияния НВ и при этом нужно быть готовым дать еще педаль, чтобы сохранить действие РВ?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#4 Сообщение lt.ak » 16 дек 2009, 03:07

Jan писал(а):А на каких типах этот эффект встречается?
в принципе в той или иной мере на всех типах на которых есть рулевой винт ...
Jan писал(а):Если я все правильно понял, то при определенном ветре РВ попадает в зону влияния НВ и при этом нужно быть готовым дать еще педаль, чтобы сохранить действие РВ?
обычно начинает быть заметным при ветре больше 10 узлов и, как видно из видео, когда ветер слева спереди ("северо-запад" плюс-минус 15 градусов, если смотреть сверху и "нос" считать за "север") при несущем винте который вращается против часовой стрелки если смотреть сверху, и когда ветер справа спереди при несущем винте который вращается по часовой стрелке.

проблема в том что в некоторых условиях хода педали может не хватить ... а так же в том что эффект достаточно неожиданен особенно для неопытных пилотов никогда не выполнявших поворота в висении при сильном ветре ...

http://homepage.mac.com/helipilot/LTE.mov
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#5 Сообщение Jan » 16 дек 2009, 10:06

А-ааа! Вот теперь я наглядно понял, почему ветер спереди слева в РЛЭ Робинсона считается "опасным". Очень наглядно, спасибо.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#6 Сообщение Misha » 07 апр 2010, 12:19

Вчера с Квентином Смитом немного поработали над посадкой без рулевого винта (этому меня и Ракитский здесь учил). Решил написать про это только потому, что в очередной раз восхищен тем, насколько обучение за пределами Родины заточено на полных дебилов. Никаких тебе формул - самые примитивные понятия и ассоциации. Например, в указанном выше случае направление по курсу регулируется вращением ручки газа: убавил газ - вертолет повернул морду влево, добавил - морду вправо. Так вот, чтобы курсант не думал, куда надо крутить коррекцию, они используют УКАЗАТЕЛЬНЫЙ палец левой руки!!!
Держа ручку коррекции, оттопыриваешь указательный палец - и куда он показывает при вращении ручки, туда вертолет и повернет. И не надо ничего объяснять про реактивный момент и прочие законы физики :-)

Не знаю, Квентин сам до этого додумался - или это у них знают все, но сам подход мне очень нравится...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#7 Сообщение SVP » 07 апр 2010, 12:35

Misha писал(а):Держа ручку коррекции, оттопыриваешь указательный палец - и куда он показывает при вращении ручки, туда вертолет и повернет. И не надо ничего объяснять про реактивный момент и прочие законы физики :-).
два года назад, на Ошкоше, видел книжку на развалах
так и называлась "мнемоника для пилотов"
не купил только потому что для пользования пришлось бы все переводить к русскому мнемоническому ряду.

запомнилось из пролистывания:
"GUMP" — Before landing: Gas, Undercarriage, Mixture, Prop
там много всего было, очень интересно было почитать.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#8 Сообщение lt.ak » 07 апр 2010, 13:55

Misha писал(а):Вчера с Квентином Смитом немного поработали над посадкой без рулевого винта (этому меня и Ракитский здесь учил). Решил написать про это только потому, что в очередной раз восхищен тем, насколько обучение за пределами Родины заточено на полных дебилов. Никаких тебе формул - самые примитивные понятия и ассоциации. Например, в указанном выше случае направление по курсу регулируется вращением ручки газа: убавил газ - вертолет повернул морду влево, добавил - морду вправо. Так вот, чтобы курсант не думал, куда надо крутить коррекцию, они используют УКАЗАТЕЛЬНЫЙ палец левой руки!!!
Держа ручку коррекции, оттопыриваешь указательный палец - и куда он показывает при вращении ручки, туда вертолет и повернет. И не надо ничего объяснять про реактивный момент и прочие законы физики :-)

Не знаю, Квентин сам до этого додумался - или это у них знают все, но сам подход мне очень нравится...
а теперь представь, что полетел ты на Ми-2 и у тебя отказал рулевой винт ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#9 Сообщение 12345 » 07 апр 2010, 15:42

lt.ak писал(а):а теперь представь, что полетел ты на Ми-2 и у тебя отказал рулевой винт ... :wink:
И что?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#10 Сообщение lt.ak » 07 апр 2010, 20:08

12345 писал(а):И что?
делать ?
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#11 Сообщение 12345 » 07 апр 2010, 20:29

lt.ak писал(а):
12345 писал(а):И что?
делать ?
Что не так у Ми-2?

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#12 Сообщение lt.ak » 07 апр 2010, 20:39

12345 писал(а):Что не так у Ми-2?
всё так ... я всего лишь про то что у Ми-2 несущий винт в другую сторону крутится ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#13 Сообщение 12345 » 07 апр 2010, 20:46

lt.ak писал(а):
12345 писал(а):Что не так у Ми-2?
всё так ... я всего лишь про то что у Ми-2 несущий винт в другую сторону крутится ...
Да я догадался о твоём подвохе :wink: Только там и коррекция тоже в другую сторону :wink:

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#14 Сообщение lt.ak » 07 апр 2010, 22:03

12345 писал(а):...Да я догадался о твоём подвохе :wink: Только там и коррекция тоже в другую сторону :wink:
я к тому что хотя я, грубо говоря, против формул, но в то же время я также против развития чисто механических навыков ...

кстати вот случайно набрел на forumavia
ПИЛОТ МИ-2 писал(а):...Я на ЕХЕС-е пару раз путал коррекцию...чревато...
Altflieger писал(а):К левой педали привык быстро, а вот коррекцию влево по началу путал, при выводе задирал обороты.
кстати, а на Eurocopter-ах, например, и палец не поможет ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: демонстрация потери эффективности рулевого винта

#15 Сообщение Misha » 19 янв 2012, 16:26

lt.ak писал(а): кстати, а на Eurocopter-ах, например, и палец не поможет ...
Поможет. Только оттопыривать надо большой палец, а не указательный...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»