Немного о динамике лопастей несущего винта.
Добавлено: 30 ноя 2009, 23:42
Хочу сразу отметить что к практике полётов на вертолётах данная тема имеет примерно такое же отношение как кинезиология Homo sapiens sapiens к походу в магазин за пивом. Основная идея в том чтобы как можно более доступно (на пальцах) изложить некоторые теоретические моменты, что (я надеюсь) добавит читателям понимания того почему определенные события происходят во время полёта вертолёта и почему существуют некоторые ограничения. К сожалению, совсем без формул в той или иной форме обойтись скорее всего не удастся, но я постараюсь использовать их как можно реже и как можно проще. Желающим посчитать интегралы я рекомендую классический труд Wayne Johnson-а «Helicopter Theory” (в русском переводе доступна первая редакция).
Поскольку перемещение вертолёта в пространстве является результатом создания лопастями несущего винта подъемной сила то давайте с неё и начнём. Обычно выделяются четыре основных фактора влиящих на величину созданной подъемной силы – коэффициент подъемной силы, скорость относительного воздушного потока, давление воздуха, и площадь крыла, в нашем случае лопасти. Эта зависимость обычно отображается следующим уравнением, терроризирующим поколения авиаторов. Коэффициент подъемной силы константой не является, и в свою очередь зависит от многих факторов, основным из которых для нашего обсуждения является угол атаки (подробнее о нём немного попозже). На графике эту зависимость для лопасти симметричного профиля можно изобразить примерно вот так То есть при увеличении угла атаки коэффициент подъемной силы увеличивается относительно линейно, но при достижении критического значения (обычно примерно в диапазоне 16-18 градусов) происходит срыв воздушного потока и коэффициент подъемной силы резко уменьшается и стремится к нулю.
Как бы нам не хотелось думать, но большинство из нас не боги, поэтому изменять плотность воздуха нам по желанию не под силу. Так же обычно пилот вертолёта не может изменить площадь лопасти из кокпита (в то время как пилот самолёта часто может изменить площадь крыла, например выпустив закрылки). То есть по сути, для нашего обсуждения, у нас всего две изменяемые величины, угол атаки и скорость относительного воздушного потока и мы можем представить уравнение подъемной сила в виде для углов атаки меньше или равных критическому. То есть подъемная сила это продукт угла атаки и квадрата скорости относительного воздушного потока помноженный на некоторую константу. Для простоты так же предположим что подъемная сила равна нулю при закритических углах атаки.
(продолжение следует ...)
Поскольку перемещение вертолёта в пространстве является результатом создания лопастями несущего винта подъемной сила то давайте с неё и начнём. Обычно выделяются четыре основных фактора влиящих на величину созданной подъемной силы – коэффициент подъемной силы, скорость относительного воздушного потока, давление воздуха, и площадь крыла, в нашем случае лопасти. Эта зависимость обычно отображается следующим уравнением, терроризирующим поколения авиаторов. Коэффициент подъемной силы константой не является, и в свою очередь зависит от многих факторов, основным из которых для нашего обсуждения является угол атаки (подробнее о нём немного попозже). На графике эту зависимость для лопасти симметричного профиля можно изобразить примерно вот так То есть при увеличении угла атаки коэффициент подъемной силы увеличивается относительно линейно, но при достижении критического значения (обычно примерно в диапазоне 16-18 градусов) происходит срыв воздушного потока и коэффициент подъемной силы резко уменьшается и стремится к нулю.
Как бы нам не хотелось думать, но большинство из нас не боги, поэтому изменять плотность воздуха нам по желанию не под силу. Так же обычно пилот вертолёта не может изменить площадь лопасти из кокпита (в то время как пилот самолёта часто может изменить площадь крыла, например выпустив закрылки). То есть по сути, для нашего обсуждения, у нас всего две изменяемые величины, угол атаки и скорость относительного воздушного потока и мы можем представить уравнение подъемной сила в виде для углов атаки меньше или равных критическому. То есть подъемная сила это продукт угла атаки и квадрата скорости относительного воздушного потока помноженный на некоторую константу. Для простоты так же предположим что подъемная сила равна нулю при закритических углах атаки.
(продолжение следует ...)