скорее не то, что Ян спрашивает.vova_k писал(а):Mikle и lt.ak - в данном случае вы пытаетесь объяснить то, чего не знаете (или не то, что Ян спрашивает)...
джентльмены, давайте отделим мух от котлет. разговор был о том, что Еврокоптер завышает в документах характеристики вертолётов. я постарался показать, что это заявление не соответствует действительности.
поехали дальше. про то, что такое torque и каков его физический смысл разобрались? если есть недопонимание, с удовольствием попробую обьяснить.
теперь про циклы. (Серёга, спасибо за инженерное обьяснение!) они считаются на разных вертолётах по-разному. на тех вертолётах, на которых, как удачно заметил Володя, установлен VEMD, циклы считаются автоматически. я не летал на ЕС130, но, насколько понимаю по комментариям, там меряются циклы Ng и Nf, то есть газогенератора и свободной турбины. на AS350, к примеру, меряются циклы Ng и Np, на других машинах это может быть что-то ещё. чтобы было понятно о чём мы говорим, я дополню сказанное Серёгой. циклы не являются лимитирующим фактором в полёте, это количественно-качественные параметры, по которым определяется необходимость периодического обслуживания двигателя. поясню на примере циклов Ng для AS350. один запуск - это один цикл. однако, если после посадки вы не выключили двигатель, а просто убрали РУД на малый газ, а потом опять вывели его на взлётный, то это считается 0.3 цикла. то есть, если вы вылетели в деревню Пупкино, сели там, убрали режим двигателя, выпустили из вертолёта сторожа Петровича, а потом увеличили мощность двигателя до взлётного и улетели обратно домой, то это будет 1.3 цикла. то есть один запуск и один малый газ.
если на вертолётах не установлен VEMD (Володя, привет! ), то несчастные пилоты вынуждены в течении дня запоминать, сколько раз они садились, выводили двигатель на малый газ, запускались и т.д., чтобы потом после полёта посчитать циклы. на AS350BA это делается вручную, на AS350B2 это делает автоматика и после полёта выдаёт цифры на дисплее. потом эти цифры просто пишутся в Journey Log. а инженеры делают выводы...
далее, про лимитирующие факторы. здесь всё понятно? на всякий случай ещё раз. в разделе Limitations в РЛЭ вертолёта написаны максимальные значения некоторых параметров двигателя. например, T4 - 810 градусов для взлёта, torque 100%, Ng - 0. то есть, на взлёте нельзя превысить ни один из них. в условиях высоких температур наружного воздуха 810 градусов Т4 настанут гораздо быстрее, чем 100% torque или 0 Ng. значит, на взлёте смотрим Т4. если за бортом -35 по Цельсию, то двигатель будет работать холоднее, и на взлёте вы сначала выберете 100% torque, а Т4 при этом может быть всё ещё 750 градусов. то есть на взлёте смотрим в основном torque. вроде всё ясно или я что-то упустил?