Страница 1 из 2
Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 01:18
Jan
Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя до 105%? До 110%? Краткосрочный - 10-30 секунд. Пытался найти ответы - половина ответов - ничего не произойдет, половина ответов - смотреть стружку в масле. Если ее нет - не страшно, если есть - тут отдельная тема..
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 01:20
Mikle
ты имеешь в виду overtorque? тогда не двигатель смотреть надо, насколько я понимаю, а трансмиссию. или ты про обороты двигателя?
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 01:52
Misha
Нет, не оверторг. Именно превышение оборотов двигателя. Я перекрутил раз - в букваре есть предельные значения для двигателя и ротора, предусматривающие регламентные работы. Сам-то я не инженер ни разу, но по памяти, до 105% двигателя и 114% ротора ничего смертельного не происходит.
В моем случае разобрали фильтр на предмет стружки, через 20 или 30 часов - еще раз. Проверили балансировку ротора и биение кардана рулевого винта, осмотрели шарниры и автомат перекоса. Вот как-то так. Подробнее инженеры (или просто более грамотные люди) расскажут.
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 01:57
Misha
Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 02:16
lt.ak
формально у Lycoming есть Service Bulletin 369 который так и называется - Engine Inspection After Overspeed or Overboost ...
http://www.lycoming.com/support/publica ... SB369J.pdf
перекрут не разрешен для двигателей установленных на вертолетах (даже краткосрочный, кстати определение краткосрочного это не более 3-х секунд).
а теперь немного арифметики
100% на R44 это 2665 RPM, перекрут согласно SB начинается с 2800 RPM или с 105.07% на тахометре ... до этого формально ничего не надо ...
если тахометр превысил это значение но остановился до 2800*105/2665 = 110.32% то необходимо разобраться в чем причина ...
если тахометр перескочил и это но не более 2800*110/2665 = 115.57% то уже требуется проверить систему смазки, проверить давление в цилиндрах и их целостность, разобрать и проверить магнето, проверить клапана и валы (подробнее в SB).
ну а уж если и выше этого то двигатель на съём ...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 03:00
Helimobil
Самый правильный путь, я думаю, написать на Робинсон, подробно обрисовав ситуацию. Варианты ведь могут быть разные. Например, перекрут двигателя при старте может быть чреват не только прокрутом вентилятора, но и гнутыми толкателями клапанов, при перекруте несущего винта могут погнуться болты (coning hinges) и т.д.
to Misha
Кардан, небось, слесаря осматривали?

Это они так flexible coupling обозвали, или правда там кардан нашли?
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 10:04
Jan
Misha писал(а):Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
Ну, та история почти на моих глазах происходила.. это я помню. Я физически не перекрутил, а практически наблюдал полет с выключенным говернором (тут ты прав), когда пилот намеренно держал именно 104-105% оборота двигателя, поясняя это тем, что это соответствует именно 2800 оборотам двигателя, что является нормой для данного движка, при этом движок выдает в этот момент не 205, а 260 л.с. . Дело было на Raven II. Про необходимость данного режима умолчим.. Просто получается, что 105% двигателя - вполне допустимо. Или нет?
Опять же, вспоминаем фирменный "вспрыг" от L13 - раскрутка винта перед стартом в колодце. Там, правда, не больше 103% получалось. Но сам факт.
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 10:13
lt.ak
Jan писал(а):Misha писал(а):Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
Ну, та история почти на моих глазах происходила.. это я помню. Я физически не перекрутил, а практически наблюдал полет в выключенным говернором (тут ты прав), когда пилот намеренно держал именно 105% оборота двигателя, поясняя это тем, что это соответствует именно 2800 оборотам двигателя, что является нормой для данного движка, при этом движок выдает в этот момент не 205, а 260 л.с. . Дело было на Raven II. Про необходимость данного режима умолчим.. Просто получается, что 105% двигателя - вполне допустимо. Или нет?
согласно Lycoming SB 369 это не требует никаких дополнительных проверок двигателя ... в то же время это нарушение РЛЭ ... так что думайте сами решайте сами ...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 11:43
RODEO
Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 11:50
Misha
До 110 обороты ротора кратковременно - не парься, Саш. По крайней мере, мне так говорили разные инженеры и инструкторы.
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 12:03
vova_k
RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Насколько понимаю, это были обороты только ротора, так что двигатель и трансмиссия вообще не причем...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 13:28
Kost
RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Тут получается что двигатель не перекручивается, а вот трансмиссия на авторотации работает почти вся. Как слышал, это критично для R22, так как у него при перекруте больше 110% могут возникать сильные резонансные биения вала привода рулевого винта, так что даже балка оторваться может. Также слышал, что после существенного (сколько не знаю) перекрута R44, меняли лопасти и детали куда они крепятся. Информация из разговоров за чашкой чая

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 13:40
vova_k
Kost писал(а):RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Тут получается что двигатель не перекручивается, а вот трансмиссия на авторотации работает почти вся.
Да, что-то я выше сболтнул, не подумавши - привод-то идет на хвостовой винт...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 17:41
RODEO
Двигатель 110%. Типичная ошибка летчика с МИ8, когда выкручивал коррекцию. Хорошо что успел мометально отработать...
Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44
Добавлено: 20 окт 2009, 22:29
12345
Как правило, рано или поздно любой курсант уверенным движением крутит не туда (Ми8 отдельный счёт). Рекомендую начинать крутить медленно с контролем по тахометру, а если стрелки пошли вверх однозначно убрать руку с коррекции и только потом думать.