Аренда ВС. Все, о чем вы догадывались, но не хотели верить..
Добавлено: 17 сен 2009, 13:30
Спустя пару лет и первую тысячу часов, налетанных исключительно в качестве частного пилота, причем как в РФ, так и в Европе (JAR) и США, я вдруг осознал, что если у тебя нет СОБСТВЕННОГО ВС, то все эти лицензии, сертификаты, удостоверения и прочая не стоят ровным образом ничего, т.к. на самом деле взять ВС в аренду в где-угодно на манер автомобиля, полетать по территории страны и улететь обратно, будучи просто обладателем местной лицензии - ПРАКТИЧЕСКИ НЕРЕАЛЬНО.
Дабы впоследствии избежать ситуаций, когда этот момент становится для кого-либо камнем преткновения, данная тема будет служит неким FAQ по аренде именно ВС, с неким разделением и уточнением по типам, странам и континентам.
Основополагающее - если вы хотите в любой стране, куда попадете, просто полетать на любом ВС в любом местном клубе - не будет никаких проблем и не нужны никакие документы о вашем авиационном образовании. Достаточно чуть наличных или кредитной карточки и терпения. И вы - ЛЕТИТЕ. Причем вы будете сидеть именно на "левой" чашке. Можете вести радиообмен, выбирать маршрут, крутить штурвалом до остервенения, взлетать и приземляться - все это без проблем совершенно. Вы даже можете записать себе в логбук, что летали исключительно в качестве PIC, и даже SOLO - ради бога. В большинстве стран по VFR (визуальные) не регистрируются вообще никак. .
Более того, в данной ситуации есть масса плюсов - во-первых у вас не болит голова о правильности действий, заправке, швартовке, сохранности судна, правильности оформления документов на вылет.. Все это обычно усугубляется еще и сложностью общения на каком-нибудь немецко-французско-арабско-чешском диалекте английского языка. Да что там, если честно - это, пожалуй, единственный способ почувствовать себя "белым человеком" - ведь заказав полет, вы просто лениво добираетесь до нужного места, где вас уже встречает человек в чистой форменной одежде (чаще всего), ведет сквозь все препоны прямо на поле, сам проводит предполетный осмотр, заправку, заполняет FPL при необходимости, по прилету делает все то же самое, только в обратном порядке. Да, возможно вам придется его покормить и забронировать для него гостиницу - но фактически вы оплачиваете все те услуги, которые вам не надо делать самим.. Нет, может кому и нравится проверять уровень масла в двигателе на жаре и думать, где взять.. .
Опять же, т.к. обычно в качестве пилота в подобном выступает исключительно пилот рангом не ниже "инструктора", вы можете почерпнуть много полезного и нового для себя. Опять же поговорить будет с кем..
Аренда ВС без пилота.. О-о-о... На эту тему можно писать романы.. "Как мне удалось взять ВС в аренду и я остался доволен процессом..".
Начнем с РФ, пожалуй.
Т.к. организация воздушного движения в РФ до сих пор сильно напоминает циркуляры "троек" времен 1937 года, нет ни одного пилота, который не нарушил ничего, совершив вылет. Поэтому страховать ВС в виде КАСКО практически бесполезно - обычно страховая ответственность наступает только в случае, если полет был легитимен. Поэтому большинство тех, кто морально готов дать ВС в аренду, не может сделать это по причине незащищенности. Да и большинство полетов АОН в РФ происходят под флагом "1-ой Партизанской", какая уж тут страховка.
Аренда ВС на предмет "побить круги вокруг аэродрома" возможна, конечно же, но во-первых никоим образом не привязана к наличию у вас каких-либо лицензий, во-вторых арендой считаться не может.. Взять машину напрокат для того, чтобы поездить вокруг прокатной конторы, пребывая у них на глазах - это специфическое занятие..
Лично мне повезло, т.к. доверия руководства компании "Челавиа" хватило на то, чтобы сдать мне борт в аренду на долгое время на приемлемых условиях. Но это скорее из разряда уникальности компании, руководства, принципов и личных взаимоотношений. Просто повезло, что тут еще скажешь . Безусловно, страховка была.
Попытки же взять ВС в аренду еще где-либо ВСЕГДА заканчивались невнятным мычанием владельцев (руководителей) на тему того, что "проще дать ВС с пилотом, чем вписать тебя в страховку, проследить, чтобы ты летал ОФИЦИАЛЬНО, проверять каждый раз все твои документы и вообще, постоянно рисковать своим имуществом, своим добрым именем и так далее...". Доходило даже до парадоксов. Меня вписывали в страховку на каждый борт, а потом отказывались выдать борт в аренду без пилота.. "А так, на всякий случай, пусть посидит рядом... ".
Признаться, меня это несколько не удовлетворяло.
Когда же в одном клубе выставили условие "Залог за ВС в сейф в размере стоимости самого ВС - и лети куда хочешь", я понял, что пока что более надеяться в РФ не на что...
Европа.
Вначале мне казалось, что где-нибудь в Европе все гораздо проще. Приходишь, летаешь час для проверки и лети куда хочешь.. Все именно так, но есть тонкости. Они завуалированы, не на поверхности, но ЧАЩЕ всего дело заканчивается совершенно тем же, чем и в РФ. "С вами полетит пилот. А так, на всякий случай...". Потому как "скрытые условия" - это "членство в нашем клубе", "не менее 100 часов налета на данном типе", "не менее 10 часов налета с нашим инструктором", " не менее 5 часов в сутки налета во время аренды", "обязательно нужно пройти курс дополнительно - он не большой - часов 5-10... (Cirrus, Robinson, Mooney, seaplane - их ведь 2 одинаковых почти нет нигде)"..., ".. вас нужно вписать в страховку, а для этого надо заплатить 500 евро за год, отлетать с нашим инструктором 10 часов на этом самолете и далее мы уже посмотрим, как вы летаете... ".
Дополнительные ограничения - в Европе же трудновато взлететь так, чтобы не оказаться сразу в соседней стране.. И тут начинается много разных моментов, условий и "страхов". Например, в Италии существует куча ограничений при перелете даже между провинциями внутри страны.. Всюду разный режим пользования муниципальной собственностью - озерами (для seaplane), полями и лугами (для STOL и вертолетов). Поэтому в результате во всей Европе можно, конечно, взять ВС напрокат на пару дней. Но практически с той же вероятностью, что и в РФ. С пилотом - пожалуйста. Часто даже за пилота не надо доплачивать.. Прада, кормить придется..
Безусловно, если вы часто летаете в одном и том же месте, вас хорошо знают, вам доверяют, ваши навыки уже перестали вызывать подозрения, вы налетали уже 200-300 часов и вообще, характеризуетесь сугубо положительно - вполне вероятно, что вам дадут ВС на пару дней полетать по округе или куда еще.. без проблем. Или не дадут..
И я решил, что Европа - ну тут все же рынок невелик, ВС маловато будет, то ли дело - США!
США.
Да, тут прокат самолетов не предлагает только ленивый.. В каждом городе Self-fly, все, что угодно.. Но это только на первый взгляд.
Наличие лицензии - условие обязательное. Но недостаточное.
- Для начала давайте полетаем чек-флайт.. Вот программа на 4.5 часа - ознакомьтесь...
- Ваши навыки надо отточить. Вот программа на 6 летных часов...
- Вам надо пройти дополнительные курсы по данному самолету у производителя, у нас, в Денвере, вам надо научиться летать и сдать зачет по взлету с пресной и соленой воды раздельно..
- Ну хорошо, вас надо вписать в страховку, она у нас дешевая, но франшиза - 10% от стоимости ВС. Поэтому ее придется оплатить наличными в сейф.. И летите.. после всех проверок..
Обычно на 2-3 день попыток взять борт в аренду хочется плюнуть на все это и прихватив c собой пилота, улететь буквально через 10 минут после изъявления желания..
Безусловно, есть еще Африка, ЮАР, Лесото, Ботсвана.. Австралия опять же.. В каждой из них есть немного запутанный процесс валидации лицензии и полеты на арендованном ВС по маршруту ЗА ЛИДЕРОМ. Ну уж курсы какого-нибудь bush - pilot присутствуют непременно. Равно как и экзамен на знание отличий местного законодательства от вашего... Да, вполне возможно, если у вас не менее 200-300-400 часов, приличный и свежий опыт - лететь за лидером вы будете самостоятельно. Но скорее всего вам все же выдадут пилота.. на всякий случай..
Общий принцип - какой-нибудь "тазик с крыльями", который по неведомой случайности еще не умер своей смертью, вроде С-150 с возрастом слегка за 50, вам выдадут в аренду... И даже на несколько дней.. Все равно цена его аренды сопоставима с его стоимостью.. ну почти сопоставима.. Может быть вам повезет, и вы получите даже Piper. Но на нечто большее можно даже не рассчитывать.. Вполне серьезно.
И способов борьбы с этим только два - либо вы становитесь владельцем собственного ВС, либо вы упорно зарабатываете себе репутацию в одном и том же месте, на одном и том же типе.. становитесь своим, предсказуемым, надежным, safe pilot. Но это не гарантирует, что когда-нибудь вам все же выдадут ВС напрокат без пилота.. .
P.S. Писалось не для тех, кто это уже испытал, а для тех, кто намеревается сделать первые шаги навстречу своей судьбе в небе и пока что испытывает некие иллюзии в отношении того, зачем ему нужно все это и как это будет использоваться.. Комментарии, уточнения, впечатления - приветствуются. Чуть позже надо будет оформить в какой-нибудь FAQ.
Дабы впоследствии избежать ситуаций, когда этот момент становится для кого-либо камнем преткновения, данная тема будет служит неким FAQ по аренде именно ВС, с неким разделением и уточнением по типам, странам и континентам.
Основополагающее - если вы хотите в любой стране, куда попадете, просто полетать на любом ВС в любом местном клубе - не будет никаких проблем и не нужны никакие документы о вашем авиационном образовании. Достаточно чуть наличных или кредитной карточки и терпения. И вы - ЛЕТИТЕ. Причем вы будете сидеть именно на "левой" чашке. Можете вести радиообмен, выбирать маршрут, крутить штурвалом до остервенения, взлетать и приземляться - все это без проблем совершенно. Вы даже можете записать себе в логбук, что летали исключительно в качестве PIC, и даже SOLO - ради бога. В большинстве стран по VFR (визуальные) не регистрируются вообще никак. .
Более того, в данной ситуации есть масса плюсов - во-первых у вас не болит голова о правильности действий, заправке, швартовке, сохранности судна, правильности оформления документов на вылет.. Все это обычно усугубляется еще и сложностью общения на каком-нибудь немецко-французско-арабско-чешском диалекте английского языка. Да что там, если честно - это, пожалуй, единственный способ почувствовать себя "белым человеком" - ведь заказав полет, вы просто лениво добираетесь до нужного места, где вас уже встречает человек в чистой форменной одежде (чаще всего), ведет сквозь все препоны прямо на поле, сам проводит предполетный осмотр, заправку, заполняет FPL при необходимости, по прилету делает все то же самое, только в обратном порядке. Да, возможно вам придется его покормить и забронировать для него гостиницу - но фактически вы оплачиваете все те услуги, которые вам не надо делать самим.. Нет, может кому и нравится проверять уровень масла в двигателе на жаре и думать, где взять.. .
Опять же, т.к. обычно в качестве пилота в подобном выступает исключительно пилот рангом не ниже "инструктора", вы можете почерпнуть много полезного и нового для себя. Опять же поговорить будет с кем..
Аренда ВС без пилота.. О-о-о... На эту тему можно писать романы.. "Как мне удалось взять ВС в аренду и я остался доволен процессом..".
Начнем с РФ, пожалуй.
Т.к. организация воздушного движения в РФ до сих пор сильно напоминает циркуляры "троек" времен 1937 года, нет ни одного пилота, который не нарушил ничего, совершив вылет. Поэтому страховать ВС в виде КАСКО практически бесполезно - обычно страховая ответственность наступает только в случае, если полет был легитимен. Поэтому большинство тех, кто морально готов дать ВС в аренду, не может сделать это по причине незащищенности. Да и большинство полетов АОН в РФ происходят под флагом "1-ой Партизанской", какая уж тут страховка.
Аренда ВС на предмет "побить круги вокруг аэродрома" возможна, конечно же, но во-первых никоим образом не привязана к наличию у вас каких-либо лицензий, во-вторых арендой считаться не может.. Взять машину напрокат для того, чтобы поездить вокруг прокатной конторы, пребывая у них на глазах - это специфическое занятие..
Лично мне повезло, т.к. доверия руководства компании "Челавиа" хватило на то, чтобы сдать мне борт в аренду на долгое время на приемлемых условиях. Но это скорее из разряда уникальности компании, руководства, принципов и личных взаимоотношений. Просто повезло, что тут еще скажешь . Безусловно, страховка была.
Попытки же взять ВС в аренду еще где-либо ВСЕГДА заканчивались невнятным мычанием владельцев (руководителей) на тему того, что "проще дать ВС с пилотом, чем вписать тебя в страховку, проследить, чтобы ты летал ОФИЦИАЛЬНО, проверять каждый раз все твои документы и вообще, постоянно рисковать своим имуществом, своим добрым именем и так далее...". Доходило даже до парадоксов. Меня вписывали в страховку на каждый борт, а потом отказывались выдать борт в аренду без пилота.. "А так, на всякий случай, пусть посидит рядом... ".
Признаться, меня это несколько не удовлетворяло.
Когда же в одном клубе выставили условие "Залог за ВС в сейф в размере стоимости самого ВС - и лети куда хочешь", я понял, что пока что более надеяться в РФ не на что...
Европа.
Вначале мне казалось, что где-нибудь в Европе все гораздо проще. Приходишь, летаешь час для проверки и лети куда хочешь.. Все именно так, но есть тонкости. Они завуалированы, не на поверхности, но ЧАЩЕ всего дело заканчивается совершенно тем же, чем и в РФ. "С вами полетит пилот. А так, на всякий случай...". Потому как "скрытые условия" - это "членство в нашем клубе", "не менее 100 часов налета на данном типе", "не менее 10 часов налета с нашим инструктором", " не менее 5 часов в сутки налета во время аренды", "обязательно нужно пройти курс дополнительно - он не большой - часов 5-10... (Cirrus, Robinson, Mooney, seaplane - их ведь 2 одинаковых почти нет нигде)"..., ".. вас нужно вписать в страховку, а для этого надо заплатить 500 евро за год, отлетать с нашим инструктором 10 часов на этом самолете и далее мы уже посмотрим, как вы летаете... ".
Дополнительные ограничения - в Европе же трудновато взлететь так, чтобы не оказаться сразу в соседней стране.. И тут начинается много разных моментов, условий и "страхов". Например, в Италии существует куча ограничений при перелете даже между провинциями внутри страны.. Всюду разный режим пользования муниципальной собственностью - озерами (для seaplane), полями и лугами (для STOL и вертолетов). Поэтому в результате во всей Европе можно, конечно, взять ВС напрокат на пару дней. Но практически с той же вероятностью, что и в РФ. С пилотом - пожалуйста. Часто даже за пилота не надо доплачивать.. Прада, кормить придется..
Безусловно, если вы часто летаете в одном и том же месте, вас хорошо знают, вам доверяют, ваши навыки уже перестали вызывать подозрения, вы налетали уже 200-300 часов и вообще, характеризуетесь сугубо положительно - вполне вероятно, что вам дадут ВС на пару дней полетать по округе или куда еще.. без проблем. Или не дадут..
И я решил, что Европа - ну тут все же рынок невелик, ВС маловато будет, то ли дело - США!
США.
Да, тут прокат самолетов не предлагает только ленивый.. В каждом городе Self-fly, все, что угодно.. Но это только на первый взгляд.
Наличие лицензии - условие обязательное. Но недостаточное.
- Для начала давайте полетаем чек-флайт.. Вот программа на 4.5 часа - ознакомьтесь...
- Ваши навыки надо отточить. Вот программа на 6 летных часов...
- Вам надо пройти дополнительные курсы по данному самолету у производителя, у нас, в Денвере, вам надо научиться летать и сдать зачет по взлету с пресной и соленой воды раздельно..
- Ну хорошо, вас надо вписать в страховку, она у нас дешевая, но франшиза - 10% от стоимости ВС. Поэтому ее придется оплатить наличными в сейф.. И летите.. после всех проверок..
Обычно на 2-3 день попыток взять борт в аренду хочется плюнуть на все это и прихватив c собой пилота, улететь буквально через 10 минут после изъявления желания..
Безусловно, есть еще Африка, ЮАР, Лесото, Ботсвана.. Австралия опять же.. В каждой из них есть немного запутанный процесс валидации лицензии и полеты на арендованном ВС по маршруту ЗА ЛИДЕРОМ. Ну уж курсы какого-нибудь bush - pilot присутствуют непременно. Равно как и экзамен на знание отличий местного законодательства от вашего... Да, вполне возможно, если у вас не менее 200-300-400 часов, приличный и свежий опыт - лететь за лидером вы будете самостоятельно. Но скорее всего вам все же выдадут пилота.. на всякий случай..
Общий принцип - какой-нибудь "тазик с крыльями", который по неведомой случайности еще не умер своей смертью, вроде С-150 с возрастом слегка за 50, вам выдадут в аренду... И даже на несколько дней.. Все равно цена его аренды сопоставима с его стоимостью.. ну почти сопоставима.. Может быть вам повезет, и вы получите даже Piper. Но на нечто большее можно даже не рассчитывать.. Вполне серьезно.
И способов борьбы с этим только два - либо вы становитесь владельцем собственного ВС, либо вы упорно зарабатываете себе репутацию в одном и том же месте, на одном и том же типе.. становитесь своим, предсказуемым, надежным, safe pilot. Но это не гарантирует, что когда-нибудь вам все же выдадут ВС напрокат без пилота.. .
P.S. Писалось не для тех, кто это уже испытал, а для тех, кто намеревается сделать первые шаги навстречу своей судьбе в небе и пока что испытывает некие иллюзии в отношении того, зачем ему нужно все это и как это будет использоваться.. Комментарии, уточнения, впечатления - приветствуются. Чуть позже надо будет оформить в какой-нибудь FAQ.