Re: Прохождение ВЛЭК (делимся личным опытом).
Добавлено: 07 июл 2010, 19:55
Nethunter
Вот подошла и моя очередь на себе испытать все перипетии и прелести прохождения Врачебной летной экспертной комиссии. Еще полгода назад мне и представить было сложно, что в обозримом будущем придется столкнуться с этой медицинской машиной, ежедневно пропускающей через свое чрево десятки человеческих организмов, рвущихся в небо, и при этом нередко перемалывающей судьбы о сухое колено медицинского приговора.
Весной этого года, начав летать в аэроклубе, я, конечно, не мог не догадываться, что рано или поздно меня «выдернут» на врачебный ковер, однако все случилось гораздо раньше – не далее как на прошедшей неделе, получив в Челавиа направление на ВЛЭК, я будним днем отправился проходить комиссию.
Такая, на мой взгляд, спешка, оказалось вполне оправданной: как выяснилось, каждый курсант аэроклуба должен быть освидетельствован к моменту первого самостоятельного вылета – по идее, без заключения ВЛЭК самостоятельное управление летательным аппаратом вам заказано (хотя, это только «по идее» – некоторым курсантам удается летать без заключения вплоть до получения пилотского свидетельства, налетав самостоятельно по 20 – 30 часов).
Вобщем я, имея в наличии некоторое свободное время, решил не затягивать с решением вопроса: получил консультацию у своего «старшего» товарища Саши Эрлихмана (за что ему громадное спасибо!) и узнав «что да как», начал готовиться к ВЛЭК со сбора справок по месту жительства.
Побывал в двух диспансерах: наркологическом и психоневрологическом, где получил справки о том, что не состою на учете в этих чудесных учреждениях. При этом у наркологов (ул. Куусинена) проблем не было абсолютно: народу ни кого, врач принял, пробурчал себе что-то под нос, стукнул штемпеселем – и готово! А вот у неврологов (ул. Вишневского) пришлось задержаться: как оказалось, для справки нужен военный билет (пришлось два раза приезжать), да и народу за справками всегда прилично – на работу там, еще куда – прием ведется в порядке общей очереди, перед вами может быть два человека: тот, что за справкой, пройдет за 2 минуты, а пациент может и двадцать минут сидеть, и сорок - в итоге вторая справка мне обошлось в 2 часа бесценного личного времени.
Ну вот, две справки из диспансеров получены, остается третий документ – выписка из истории болезни за 5 лет, выдает ее врач-терапевт в поликлинике по месту жительства. Приехал, там как всегда к терапевту очередь – все хотят вкусить благ «бесплатного» здравоохранения. Правда, я попал в поликлинику уже к обеду, под окончание приема, и основной контингент страждущих уже прошел. Справку выписывали минут пятнадцать: казалось бы делов-то: у меня в карте только две записи было, обращение с болью в горле (2004) и зубе (2008). Тетенька-врач же, возьми и впиши в справку хронический фарингит. Когда я пытался ее поправить – мол, просят выписку за пять лет, а горло болело шесть лет назад, она резонно заметила: не буду же я вам переписывать! Так в справке и осталось…
Итак, если вы проходите ВЛЭК первый раз с целью быть допущенным к полетам пилотом-любителем, вам необходимо заранее получить 3 документа:
• справка из наркологического диспансера;
• справка из психоневрологического диспансера;
• выписка из истории болезни за 5 лет из поликлиники по месту жительства.
Плюс к этому настоятельно рекомендую озаботиться состоянием зубов: Саша Эрлихман не даст соврать – с наличием многочисленного кариеса проходить комиссию вы будите не просто долго, а очень долго. Поэтому лучше для вас сделать зубы перед комиссией. У меня, к примеру, так сложилось, что зубы пришлось заняться еще весной и как раз так совпало, что к ВЛЭК с этой задачей я успешно справился (два месяца делал, по зубу в неделю). Учитывая врожденный, прямо-таки животный страх перед стоматологами, мне помогло то, что удалось лечиться в хорошей ведомственной клинике у отличного врача с непременным применением анестезии (иначе я бы прямо из кресла сбежал бы).
Таким образом, собрав справки, сделав зубы и взяв с собой анализ мочи (спасибо, Саша - подсказал!), свежим утром в 08-30 я прибыл на ст.метро «Тургеневская» и, пройдя 500 метров по проспекту им. академика Сахарова, вошел в здание поликлиники «Центравиамед»:
Узнав в регистратуре номер кабинета председателя ВЛЭК, я поднялся на 3-ий этаж и занял очередь. Народу уже сидело порядочно, человек десять точно. Просидев около получас, я оказался в кабинете у председателя комиссии, показал все вышеуказанные документы (справки из диспансеров и поликлиники, направление из аэроклуба плюс военный билет (хватило мозгов взять военник на всякий пожарный с собой).
Председатель выдал мне медкарту (пока пустую), бегунок с номерами кабинетов и сперва-наперво отправил снова на первый этаж оплатить предоставляемые услуги, а это не больше – не меньше 3500 рублей (как говорят, это не слишком много, есть ВЛЭК и подороже).
Произведя оплату, я побежал сдавать анализы: поставил в окошко предусмотрительно взятую банку и быстро сдал кровь. Здесь вышла заминка – анализ крови берется двойной: общий и на сахар: общий (как и моча) делается на следующий день, а сахар проверяется сразу же (так называемый экспресс-анализ). Так вот, у меня сахар чуть не превысил норму. На вопрос, ел ли накануне сладкое, я вспомнил, что да, в самом деле, ел (как будто, блин, сам сообразить не мог, что нельзя было этого делать…): вечером с женой съели по доброму куску торта. Так что не стоит идти по этому пути, можно и на пересдачу анализа угодить (а это только на следующий день), хорошо что у меня все же сахар не вылез за верхний допустимый предел.
Ладно: с анализами все, бежим дальше. Тут я постепенно начал вникать в тонкости процесса – оказывается, народ занимает очередь в несколько кабинетов сразу, и мечется между ними, отстаивая, иногда громко, свое право на посещение того или иного доктора. Попробовал и я так же: оказалось, что это не совсем удобно – народу везде много, часто никто толком не знает, кто за кем стоит, типа: «за мной еще двое, но они отошли, а потом еще девушка была, и мужчина лысый тоже вроде стоял». Так что, отсидев полчаса в один кабинет, совсем не факт, что в другой очереди вы сможете достоверно занять правильное, занятое ранее место, возможно, что придется занимать заново. Здесь, как мне показалось, главнее выбрать последовательность посещения (ну и приехать тоже нужно пораньше, не к обеду). Рекомендовал бы проходить врачей в Центравиамед на Сахарова примерно в таком порядке:
• Председатель ВЛЭК (3-ий этаж);
• Оплата (регистратура, 1-ый этаж);
• Окулист (3-ий этаж) – здесь сидят очень долго;
• Терапевт (3-ий этаж);
• Флюорография (этот кабинет, как и нижеследующие, расположен на 2-ом этаже поликлиники);
• Невролог – к нему сидят в два раза дольше, чем к окулисту…;
• ЭКГ - около получаса;
• Хирург - около получаса;
• Отоларинголог – к нему нужно идти только после флюшки;
• Стоматолог – в кабинете проводят максимум 2-3 минуты, везде бы так;
Коротко пройдусь по каждому специалисту с (председателем и оплатой вроде все ясно):
- Окулист: уж не знаю, что там он делает, но иногда у него проводят по полчаса, хотя лично я был там минут пять – посадили в кресло, включили таблицу, попросили прочитать одним глазом три строчки, затем одну – другим. Зрение у меня вдаль не идеальное, хотя очки пока не ношу: получилось так, что сначала читал таблицу «лучшим» глазом и почти все угадал, затем худшим – здесь было хуже: начал путаться и заговариваться, но, как показалось, слушали меня не особо внимательно:). Затем рассказал о том, что вижу на цветных картинках (здесь проблем не было) и все – ни глазное дно не поглядели, ни остроту зрения точно на аппарате не замеряли. Чересчур как-то формально подошли, может из-за того, что шел на пилота-любителя?
- Терапевт: здесь теряют минут по 10 - 15, врач меряет давление, слушает шумы в грудной клетке – вобщем, ничего особенного.
- Рентген: можно потерять около часа, процесс снимков занимает минут 15 (делают два снимка: пазух носа и грудной клетки), а с утра в очереди может быть до десяти человек.
- Невролог: вот здесь ситуация самая тяжелая: вроде, казалось бы – зашел, разделся, молоточком тебе постучали, на стуле крутанули – а проводишь в кабинете минут 20 - 30, причем подавляющую часть этого времени врач не спеша что-то пишет – уснуть можно… Очередь к неврологу, пожалуй, самая большая и самая медленная. Нужно учесть, что после невролога, многие бегут к окулисту, чтобы создать пробку уже там, поэтому важно с самого начала понять конъюнктуру и идти туда, где явно меньше народа. Здесь может быть оправдана и тактика двойной очереди: смело можно занимать туда и туда – к обоим специалистам сидеть приодеться долго и велики шансы успеть к обоим, не пропустив очередь (не забывая периодически «светиться» в обоих очередях).
- ЭКГ: здесь все просто - когда основной наплыв посетителей спадет, процедура проходится практически без очереди минут за пять-десять.
- Хирург: то же ничего сложного и долгого - зашел, постоял, посидел, подождал, вышел - если нет очереди, то минут пять уйдет.
- Отоларинголог: после описанного, посещение этого чудного доктора вызывает сугубо положительные эмоции, даже несмотря на то, что вас ставят в угол, шепчут слова, лезут в уши, нос и рот металлическими инструментами, а в довершении отведут в маленькую комнатку, где в течение 5 минут снимают аудиограмму: одевают на уши гарнитуру и за спиной включают еле уловимые шумы. Слыша их в наушниках, следует нажимать на тангенту, которую дают в руки. Ничего сложного. Итого в общей сложности этот специалист займет минут 15. Характерно, что запись о фарингите, сделанной поликлиникой, смутила доктора: она поинтересовалась, часто ли болит горло и, несмотря на ответ "практически не болит", все же вписала таки этот самый фарингит в карту...
- Стоматолог: как и сказал, сам осмотр проводится минуты две, если не меньше, очередь же может растянуться минут на 10 – 15. вобщем недолго и не больно.
Замечу одно общее для всех кабинетов правило: все пути ведут в два кабинета - невролога и окулиста, поэтому главная задача - пройти их как можно скорее!
На этом приятном моменте первый день комиссии можно считать оконченным: потратив при известной оборотистости на все-про-все часа 3 - 4, вы поднимаетесь опять к председателю комиссии, сдаете уже заполненную медкарту и смело едите домой, чтобы на следующий день, часам так к десяти – одиннадцати снова прибыть в такую ставшую уже родной поликлинику «Центравиамед» за заключением. Дело в том, что к этому времени уже готовы ваши анализы крови и мочи, и теперь терапевт может «закрыть» ваш осмотр и выписать заветное заключение.
Снова идем к председателю, получаем без очереди карту, и тут же садимся в очередь к терапевту, который принимает решение о вашей годности. У меня на это ушло меньше часа. Получив на руки медкарту и талончик заключения о годности к полетам пилотом-любителем, с чувством выполненного долга я покидал прохладные коридоры поликлиники, в которых все так же буднично проходила перекличка страдальцев-очередников к окулисту, неврологу и иже с ними.
Важно, что выданное заключение ВЛЭК действительно два года, но через год необходимо пройти промежуточное переосвидетельствование – говорят, что это можно сделать прямо на аэродроме (если там есть врач). И хорошо, что, придя через два года на повторную комиссию в Центравиамед, вам уже не нужно будет собирать справки из диспансеров и поликлиники: достаточно будет взять с собой отданную на руки карту Центравиамеда:).
Теперь пара слов о субъективных впечатлениях, полученных в ходе прохождения ВЛЭК. В целом – процедура удобоваримая. Можно найти пару дней и помучиться, только с самого начала важно себя настроить на «долгую песню о главном»: если никуда не спешить и спокойно сидеть в очереди, почитывая газету или книгу – все пройдет менее что ли болезненно для нервной системы. Полдня по-любому вы потеряете, ничего уж тут не сделаешь и лучше сразу с этим смирится:). Другое дело, что как минимум день уйдет на сбор справок (не говоря уже о зубах, но это уже издержки производства).
На самой комиссии отношение к обследуемым, как мне показалось, вполне себе ровное, во всяком случае, никто меня специально «не валил», но, опять же, может это из-за того, что я шел на пилота-любителя? Так, видел, как девочка-бортпроводник рыдала в голос – ей создал проблемы «ухо-горло-нос». Правда, позже врач все же пропустил ее с какими-то множественными условиями, но девочка была, как я понял, на все согласна:).
Кстати, о девочках. Многие об этом уже говорили: бортпроводницы на комиссии в наличии есть, в своем большинстве - молодые и симпатичные, среди них есть и супер-пупер-деловые-занятые, но кто-то совсем не против скрасить ожидание в очереди приятной беседой, так что делайте выводы:).