Страница 1 из 6

управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 10:14
lt.ak
навеяло чтением thread-а про "осевую авторотацию" и решил что стоит наверное немного обсудить саму природу авторотации, а в частности управление энергией.

как только двигатель по той или иной причине перестает быть преобразователем химической энергии топлива в механическую в количестве необходимом для поддержания вращения несущего винта, и соответственно полета, остается три источника энергии доступные пилоту - высота, скорость, и инерция самого несущего винта. Первый источник это потенциальная энергия, а второй и третий кинетическая.

Давайте, например, посчитаем сколько есть времени у пилота R22, летящего со скоростью 85 узлов. Для поддержания этой скорости без снижения или увеличения высоты полета R22 требуется примерно 83 лс. Энергия несущего винта R22 при вращении 104% составляет примерно 100 лс-секунд, то есть пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то несущий винт по сути перестанет играть какую-либо аэродинамическую роль и вертолету вместе с пилотом не останется ничего иного как устремиться камнем к земле. Поэтому очень важно вовремя распознать отказ двигателя иначе может оказаться что уже поздно.

С точки зрения использования энергии авторотацию можно разделить на три этапа. На первом расходуется потенциальная энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие кинетической энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота, и потенциальная энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем кинетическую энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшения скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку.

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 11:36
L13
lt.ak писал(а):
С точки зрения использования энергии авторотацию можно разделить на три этапа. На первом расходуется кинетическая энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие потенциальной энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота и, соответственно кинетическая энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем потенциальную энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшия скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку.
Нужно поменять местами "кинетическая" и "потенциальная" и будет верно :D
"На первом расходуется потенциальная энергия, накопленная как результат набора высоты, на поддержание вращения несущего винта создающего подьемную силу, в это же время поддерживая скорость на уровне который подразумевает наличие кинетической энергии которая будет необходима на следующем этапе. На втором этапе высота и, соответственно потенциальная энергия, уже почти на нуле, и поэтому используем кинетическую энергию скорости для вращения несущего винта и уменьшия скорости снижения. Во время третьего этапа мы почти на нулевой скорости и почти на нулевой высоте, и все что осталось это энергия инерции вращения несущего винта. И именно это позволяет, при помощи подъема ручки шаг-газ, совершить мягкую посадку

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 11:40
lt.ak
L13 писал(а):Нужно поменять местами "кинетическая" и "потенциальная" и будет верно :D
...
спасибо ... во втором параграфе написал правильно ... а в четвертом опечатался ... наверно потому что уже к тому времени выпил баварского пива ... :P

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 14:20
Ритон
lt.ak писал(а): пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то
Понял, главное при сирене не пытаться вспоминать двухминутный текст про энергию. 8)

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 17:09
lt.ak
Ритон писал(а):
lt.ak писал(а): пилот ничего не сделает в течении 100/83 = 1.2 секунд то
Понял, главное при сирене не пытаться вспоминать двухминутный текст про энергию. 8)
правильно ... поэтому народ учат не снимать руку с ручки ШГ ... и тренируют реакцию "ручку ШГ вниз" до рефлекса ... :wink:

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:28
RODEO
Я такое же рассуждение слышал в фильме Робинсона по безопасности в изложении Фрэнка. Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом :) ). На меня тогда это произвело сильное впечатление, сразу начал по другому осмыслять процесс авторотации. Еще, в том фильме, было несколько видео сюжетов катастроф, снятых любительскими камерами, тоже было откровение (такого в воскресной школе не преподают :wink: )

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:38
Misha
А где ты такое кино взял, Саш? В интернете нет?

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:41
lt.ak
Misha писал(а):А где ты такое кино взял, Саш? В интернете нет?
тебе его покажут ... :wink: ... через месяц ... :wink:

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:43
RODEO
Прислали с helicoptersonly. Могу тебе перекатать при случае, он без защиты 8) .

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:57
Jan
А мне можно перекатать при случае? :)

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 20:59
lt.ak
RODEO писал(а):... Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом :) ). ...
можно и это посчитать ... продолжая мой пример с R22 предположим что полет проходит на "партизанской" высоте в 100 метров или 330 футов ... итого у нас всего примерно

100 + 712 + 726 = 1538 лс-сек

сохраненной энергии (712 это кинетическая при 85 узлах, 726 это потенциальная при 100 метрах).

Для авторотации на R22 нужно примерно 75 лс ... то есть у нас есть примерно

1538 / 75 = 20.5 секунд

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 21:00
RODEO
Всем перекатаю (кто побывает в Мин Водах :lol: ). Тебе Ян -Две :wink:

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 21:03
RODEO
lt.ak писал(а):
RODEO писал(а):... Он там только еще все три составляющие запасенной энергии пересчитывал в секунды (максимально) до момента посадки (конечно с учетом того, что не прощелкал с шагом :) ). ...
можно и это посчитать ... продолжая мой пример с R22 предположим что полет проходит на "партизанской" высоте в 100 метров или 330 футов ... итого у нас всего примерно

100 + 712 + 726 = 1538 лс-сек

сохраненной энергии (712 это кинетическая при 85 узлах, 726 это потенциальная при 100 метрах).

Для авторотации на R22 нужно примерно 75 лс ... то есть у нас есть примерно

1538 / 75 = 20.5 секунд
Проблема одна есть. Партизаны у нас на 100 метров редко поднимаются :( . :wink:

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 21:10
lt.ak
RODEO писал(а): ... Проблема одна есть. Партизаны у нас на 100 метров редко поднимаются :( . :wink:
если "партизан" на высоте 50 метров то примерно

(100 + 712 + 363) / 75 = 15.5 секунд

:wink:

Re: управление энергией

Добавлено: 24 июн 2009, 21:13
Misha
Я, помнится, секунд 10-15 и сыпался метров с 70. Чисто по внутреннему ощущению :-) Реально - может меньше, а может и больше. На 44-м, правда...