Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Правила форума
В данном разделе публикуются он-лайн дневники людей, которые учаться летать либо летают самостоятельно.

1. Название дневника должно содержать в себе следующую информацию: ТИП ВС, ГОРОД или АЭРОКЛУБ (АЭРОДРОМ)
2. Запрещается вставлять в тело сообщения фотографии, находящиеся на другом сервере. Пользуйтесь сервисом для присоединения фотографий.
3. В дневнике указывайте ДАТУ ПОЛЕТА, ВРЕМЯ ПОЛЕТА, ПОЛЕТНОЕ ЗАДАНИЕ, ОШИБКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА.
4. Постарайтесь давать комментарии в дневниках ваших коллег только по делу, чтобы дневник выглядел как дневник, одномременно аккумулируя полезные для обучаемого советы.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#1 Сообщение Olli » 18 май 2009, 00:21

Оно конечно понятно, что ситуацию, когда кто-то имеет в друзьях-приятелях одновременно Яна и Серёгу (Jan и Serega) и не имеет отношения к авиации, нельзя назвать нормальной.
Понятно, что сохраняться она могла недолго…
Результатом продолжительных консультации явилось то, что в один прекрасный майский день мною было принято решении о начале маленькой такой карьеры пилота.
Думал сначала где нибудь в Штатах или Канаде поучиться, но чуть позже пришло осознание, что текущего уровня английского (upper intermediate) будет явно недостаточно.
Посему учиться будем в родном Питере в в Гостилицах.
Начинать решено с простого- Сессна 152. Як для первоначального обучения достаточно сложная машина, а пересесть в процессе обучения на Сессну побольше, говорят, проблему не составит.
Немного смущает одинаковая цена лётного часа на двух и четырёхместную Сессну, ну да ладно- к этой проблеме никогда не поздно вернуться.
Цель- научится летать, плюс заодно и удостоверение пилота-любителя ГА получить, а там не ровен час через пару-тройку лет и на двухмоторничке за океаном порассекаем!

Большинству форумчан наверняка не очень интересен процесс обучения с нуля, но людям, которые только задумываются о возможности полётов, возможно будет забавно почитать о том, с чем сталкивается «чайник» в начале пути.
На самом деле, наверное, много с чем не очень приятным можно тут столкнуться, но у меня научный руководитель Серёга и поэтому я приезжаю к вылету уже получившим ответы на кучу дурацких вопросов, которые неизбежно имеются у любого начинающего.
Прочитал вдумчиво пару-тройку раз РЛЭ, выучил схему круга, с действиями на каждом этапе, с приборами благодаря cиму знаком. Ещё пару инструктажей и вот уже «пора в полёт, чур я пилот»
Инструкторов особо не выбирают, поэтому тут очень важен фактор везения. Мне похоже повезло- те двое, которые мною счас начали заниматься вызывают у меня только положительные эмоции своей манерой общения и навыками первоначального обучения.
Плюс Серёга с Яном мне немало в голову вложили касательно изучаемого предмета.

На моменте имею четыре «боевых» вылета.
Последний раз редактировалось Olli 13 апр 2011, 01:16, всего редактировалось 2 раза.
На волю! В пампасы!

Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#2 Сообщение Olli » 18 май 2009, 00:25

1-й вылет. 10 мая 2009 г.. 37 минут.
Не самые лучшие воспоминания. Я бы даже сказал, что хуже и быть не могло. Получил изрядную порцию жёсткого негатива. Коэффициент обалдения приближен к 100 процентам. Похоже, первый раз в жизни оказался не способен ни к каким осмысленным действиям. Пытался конечно одновременно последить за скоростью, режимом, скольжением, курсом, креном, вариометром, одновременно двигая штурвал и педали, но попытки успехом не увенчались. Полный ступор! Видимо весь полёт так и просидел вцепившись в штурвал, как утопающий за соломинку с квадратными глазами, беспорядочно блуждающими по приборной панели. Доцеплялся до того, что потом руки болели после посадки. Страха не было, но тут неизвестно что хуже- страх или ощущение полной беспомощности и неспособности сделать хоть что то!
Вылез из самолётика весьма и весьма задумчивый. От продолжения полётов в тот день отказался- понял, что толку не будет. Сказал инсу, что мне надо, пожалуй, через голову пропустить случившееся.
Вечер и утро следующего дня голова была занята непрерывным разбором полётов.
Резюме примерно такое- надо сосредоточиться на чём то одном. Постараться почувствовать хотя бы штурвал, потом пошуровать им вместе с педалями, а потом глядишь и ещё чего смогу. Так впрочем и оказалось…

2-й вылет. 11 мая. 34 минуты.
Уже лучше. Попросил у инса разрешения выкинуть из головы всё прочее и сосредоточиться на штурвале… потом немножко педальками… Порывы ветра, понятное дело не особо способствовали первым кренам, но что то где то определённо начало налаживаться. Никаких навыков не приобрёл, но весьма доволен был главному на мой взгляд- появилась некоторая осмысленность действий. Вот я ввожу самолётик в вираж, вот тут педалька пошла вслед, вот горизонт вроде держу уж полминуты, вот впервые посмотрел и УВИДЕЛ скорость и вариометр и т.п. Практически ни черта не получается, но я хотя бы осмысленно пытаюсь что то сделать. Ещё почти удалось отцепиться от штурвала :). Руки, по крайней мере, уже не болели после.
Инструктор с честным лицом говорит, что у меня прекрасно получаются крены. Это видимо ободряющее такое лукавство у него...
На волю! В пампасы!

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#3 Сообщение Jan » 18 май 2009, 00:55

Наоборот - тема очень полезна для тех, кто пытается понять - как это, с нуля и за штурвал. Так что прошу продолжать. :).
Что до первого опыта - я первые часов 10 вылезал из кокпита мокрый, как мышь, а держать самолет в горизоне научился часу на 30, кажется.. :).

Надо учесть, что некоторые симмерные навыки у начинающего присутствовали. :)

Ждем продолжения. Обязуюсь лично приехать на первый самостоятельный вылет и принять всяческое участие в приложении задницы к фюзеляжу :).

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#4 Сообщение Jan » 18 май 2009, 00:58

В качестве свежего примера - отлетав полный курс (и даже более - часов 80, наверное), решил пересесть в двухмоторник. И вот тут я понял, что моего внимания катастрофически не хватает ни на что. Но часа через 4 я уже начал узнавать нужные приборы.. :).

Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#5 Сообщение Olli » 18 май 2009, 01:26

Спасибо за поддержку, Ян! Про горизонт на 30-м часу ты меня порадовал! Это я что- с опережением графика иду!? :P
На волю! В пампасы!

Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#6 Сообщение Olli » 18 май 2009, 01:26

3-й вылет. 18 мая. 40 минут.
После взлёта отвлёкся я на разговоры с инструктором и по прошествии примерно пяти минут, с удивлением обнаружил себя управляющим летательным аппаратом по курсу и тангажу. Мало того, шарик скольжения вроде где надо и уже набор и снижение репетировать начинаем! Нормализации ситуации сильно способствовали несколько простеньких приёмчиков, предложенных мне инструктором.
Приёмчик первый. Заставляет меня отвести взгляд от горизонта и посмотреть пару-тройку секунд по сторонам. Как ни странно самолётик при этом продолжает движение с постоянным тангажём и курсом! Правда до той поры, покуда я не понимаю, что отвлёкся от управления и не начинаю судорожно поддёргивать рога и перебирать ногами. Похоже самолётик действительно склонен лететь сам, если ему не мешать.
Приём второй. По указанию инса переношу правую руку со штурвала на РУД. Сильно способствует дальнейшему отцеплению мёртвой хватки, если одной левой держишься. Правда теперь намертво вцепился в РУД, но это дело поправимое. На качестве управления сказывается если только в лучшую сторону, что одной рукой за рога держусь.
Приём третий. Инс взял управление и показал как Сессна может вертеться на месте. Плоскости крыла практически перпендикулярны земле были. Жуть! Зато вроде становится понятно, что те крены, которые я жалобно закладываю весьма и весьма далеки от того, чего действительно этот самолётик может!
Приём четвёртый. Газ прибрать, штурвал от себя и поеееехали, как с горки! Страшно!? Ну а как по другому? Попробовал сам и вроде чую, что мог бы наверное и с этим неплохо управляться попозже!
Ещё чего то было интересное, но счас ближе к ночи что то меня уже подклинивает и не вспомнить уже.
Ещё на третьем вылете впервые в жизни на второй ушли! Для меня естественно это большой неожиданностью было! Чуток высоковато зашли, плюс неплохо так в хвост нам поддул ветерок с боковой составляющей и вот уже непосадочная конфигурация и настоящий GO AROUND! Как то нехорошо это правда было с закрылками на 30. Тяжеловато ушли.
Общий налёт 1 час 51 минута.
На волю! В пампасы!

Ton
Гуру
Сообщения: 1241
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 12:58

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#7 Сообщение Ton » 18 май 2009, 09:22

Olli писал(а):3-й вылет. 18 мая. 40 минут.
Честно сказать немного не пойму. Вроде разговор о Гостилицах ,у меня время 10-00 , в Гостилицах 9-00. Сообщение повешено 12-26. Ночью чтоли летали :)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#8 Сообщение Serega » 18 май 2009, 09:32

Это нормальное явление :) Олег мыслит будущим :)

На самом деле у Олега все нормально. Инструктор его хвалит.
Иванов Сергей

Аватара пользователя
Behemoth
Новичок
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 06 окт 2008, 18:27
Member of AOPA: No
Откуда: Moscow

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#9 Сообщение Behemoth » 18 май 2009, 09:42

Ton писал(а):
Olli писал(а):3-й вылет. 18 мая. 40 минут.
Честно сказать немного не пойму. Вроде разговор о Гостилицах ,у меня время 10-00 , в Гостилицах 9-00. Сообщение повешено 12-26. Ночью чтоли летали :)
Видимо все же 17 мая был полет :)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#10 Сообщение Serega » 18 май 2009, 09:51

17-го :)
Вложения
Эмилио Алегре и Олег
Эмилио Алегре и Олег
x_2e5769be.jpg (45.49 КБ) 12557 просмотров
Иванов Сергей

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#11 Сообщение Misha » 18 май 2009, 11:56

Jan писал(а):Наоборот - тема очень полезна для тех, кто пытается понять - как это, с нуля и за штурвал. Так что прошу продолжать. :).
Что до первого опыта - я первые часов 10 вылезал из кокпита мокрый, как мышь, а держать самолет в горизоне научился часу на 30, кажется.. :).

Надо учесть, что некоторые симмерные навыки у начинающего присутствовали. :)
Теперь я понял, как Ян в кратчайший срок научился пилотировать вертолет - у него уже был ЛЕТНЫЙ опыт. Я на самолете тоже практически с первой минуты горизонт держал. Видимо, из-за предыдущего вертолетного опыта.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#12 Сообщение Olli » 18 май 2009, 17:00

Behemoth писал(а):
Ton писал(а):
Olli писал(а):3-й вылет. 18 мая. 40 минут.
Честно сказать немного не пойму. Вроде разговор о Гостилицах ,у меня время 10-00 , в Гостилицах 9-00. Сообщение повешено 12-26. Ночью чтоли летали :)
Видимо все же 17 мая был полет :)
Действительно, у нас в Гостилицах были некоторые проблемы с пространственно-временным континуумом, но уже утру ситуация почти нормализовалась! :P
На волю! В пампасы!

Аватара пользователя
Olli
SAONовец со стажем
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 04 май 2009, 23:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: Оттава
Контактная информация:

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#13 Сообщение Olli » 18 май 2009, 17:49

4-й вылет. 17 мая. 30 минут.

Третий вылет прошёл как по маслу, поэтому решено было продолжить после небольшого перерыва на шашлык!
Продолжаем заниматься кренами и изменениями высоты. Собственно все полчаса этим и занимались. Надо слегка руку набить, чтобы дальше переходить. Большую часть времени уже посматривал на приборы: высота, скорость, вариометр, курс и даже, для порядка, «зелёные зоны» двигателей.
Вспомнил ещё один приёмчик, который оказался полезен. В сбалансированном полёте хорошенько поработать педалями. Только ХОРОШЕНЬКО! Ещё один необходимый навык управления, который стоит прочувствовать.
Общий налёт 2 часа 21 минута.

Проблемы и ошибки (инструктор рекомендовал записывать):
- малый ход штурвала и педалей. Всё же практически по несколько миллиметров движения. Без навыка тяжеловато дозировать;
- в ближайшее время надо уже окончательно «отцепиться» от штурвала и РУДа,
- пару раз путал куда режим двигать;
- на рулении не сформирован навык одновременной работы РУДом и педалями. Умом всё понимаю и рулю, но нет-нет чего нибудь не то учиню. Видимо надо моторику потренировать сидя дома на диване;
- самолёт очень лёгкий и сильно реагирует на ветер или восходящие потоки. Слежу за собой, чтобы не дёргать штурвал при порывах, а то рефлекторно всё парировать пытался вначале;
- надо всегда понимать куда поворачиваем и когда надо уже выводить из крена. То есть обязательно или ориентиры иметь какие то или нужный курс;
- обязательно нужно прочувствовать управление режимом, а то для того, чтобы изменить обороты мне недостаточно просто РУД двинуть. Пока приходиться смотреть на цифры тахометра при любом изменении. То есть нету совсем понимания много или мало я добавил, если на прибор не смотреть;
- с постоянством крена проблемы- сильно склонен его уменьшать;
- ориентировка на местности вообще никакая- просто ноль;
- пора всё же схему распределения внимания хорошенько запомнить и прорепетировать, а то нехорошо будет, если я неправильно привыкну инфу с приборов считывать. Переучиваться сложнее уже будет;
- лучше побольше всего разного отработать в голове ещё до вылета, чтобы в полёте уже не вспоминать чего и как, а просто делать.

Извините, что нудно всё это пишу, но мне это делать по любому надо, а тут глядишь кому нибудь из новичков это сможет помочь!

Общее резюме- пока всё прекрасно! Для двух часов налёта, можно сказать даже, что пару-тройку маленьких побед я уже одержал!

Любые советы и комментарии ВЭЛЛКАМ!
На волю! В пампасы!

Eclips

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#14 Сообщение Eclips » 18 май 2009, 19:17

Тема безусловно полезна и ее стоит продолжать! Я тоже начал учиться летать, правда на Як-52, и думал, что только я один в первый 25-минутный полет не замечаю приборов, потею и цеплялся за штурвал на фигурах простого пилотажа;)
За скоростью, высотой и горизонтом начал смотреть только во втором полете. Да и ручку перестал "плющить" ладонью;)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Обучение на Cessna 150 в Гостилицах. Онлайн-дневник чайника.

#15 Сообщение Misha » 18 май 2009, 19:31

Olli писал(а):4-й вылет. 17 мая. 30 минут.

- надо всегда понимать куда поворачиваем и когда надо уже выводить из крена. То есть обязательно или ориентиры иметь какие то или нужный курс;
Любые советы и комментарии ВЭЛЛКАМ!
Как это делаю я: перед маневром смотрю еще раз на компас и намечаю на земле ориентир, соответствующий новому курсу. Потом поворачиваю на этот ориентир (при этом легко определить момент вывода из крена). Потом уточняю по компасу, правильно ли я вышел из виража - и при необходимости корректирую слегка.

Впрочем, я сам еще начинающий - поэтому к моим советам надо относиться настороженно

P.S. идея вести дневник мне представляется очень полезной - продолжайте так же подробно
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Дневники обучения и самостоятельных полетов»